Общая численность шорцев по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года составляла 12888 чел., 2020 года – 10507 чел. Около 80% шорцев живут на своей основной территории в Кемеровской области, довольно крупная группа шорцев известна также в Хакасии (1457 чел., или 14% в 2020 г.). Шорцы живут также в Красноярском крае и на территории Республики Алтай. Различные группы исторических предков этого народа именовались по месту жительства — черневые татары (живущие в черневой тайге), мрасцы (по р. Мрас/Мрассу), кондомцы (по р. Кондоме), верхотомцы (по р. Томи), или по названиям родов — абинцы, шорцы, каларцы, каргинцы и др.
В историко-этнографической литературе утвердилось мнение, что современные шорцы - тюркизированные потомки древних енисейцев (кетов и др.), самодийцев и угров. Первые гипотезы о родстве отельных групп предков шорцев с соседними телеутами были высказаны участниками Первой академической экспедиции в XVIII веке. Начиная с середины XIX в. вначале лингвистами, а затем историками, этнографами и антропологами неоднократно предпринимались попытки выявить «дотюркские» компоненты предков шорцев, для чего в качестве сравнительного материала использовались случайно отмеченные ими элементы культуры у отдельных шорских групп.
Горная Шория занимает южную часть Кемеровской области, где сходятся в сложный узел хребты Северо-Восточного Алтая, Кузнецкого Алатау и Салаирского кряжа. Современный рельеф Горной Шории образовался в результате длительного разрушения пород и постепенного поднятия всей территории. Это горы средней высоты, преимущественно 500—800 метров. На формирование рельефа основное влияние оказали текучие воды, колебания зимних и летних температур, химические и физические процессы выветривания. В результате образовались живописные узкие речные долины со скалистыми берегами, мягкие очертания вершин, многочисленные пещеры и гроты.
Основной социально-экономической единицей горно-таежных групп кузнецких татар вплоть до начала XIX века были роды, в то время как у лесостепных северных групп уже к приходу русских в XVII веке эту роль выполняли большие семьи, называвшиеся в русских источниках улусами – Бокчетаев, Тогуяков, Барсояков и др. Одной из основных характеристик рода была экзогамность (запрет на браки внутри одного рода), хотя к началу ХХ в. этот запрет повсеместно стал нарушаться.
Кемеровская область–Кузбасс является одним из крупнейших угледобывающих и углеперерабатывающих центров страны. На территории области развита также металлургия, горнодобывающая промышленность, машиностроение. Названные отрасли определяют структуру бюджета, инфраструктурное развитие, структуру экспорта, а также в значительной степени систему расселения.
На территориях преимущественного проживания шорцы в настоящее время имеют ограниченные возможности для устойчивой практики традиционных хозяйственных занятий и, в особенности, тех, что связаны с промысловой охотой (пушного направления), рыболовством, заготовками дикоросов. Основная тому причина кроется в нарушенности природной среды в результате промышленного освоения районов, в которых исторически сформировалась и в прошлом практиковалась культура традиционного природопользования.
Семья (терминологически более точно – «большая семья», поскольку она включала зачастую не только супругов и их детей, но и родителей супругов; средний размер семьи в 1889 г. составлял 5,6 чел.) являлась основной социальной ячейкой общества у шорцев уже, по крайней мере, с середины-конца XIX века, а в северной части Шории и ранее. В течение XIX века выделение семей было окончательно закреплено благодаря введению фамилий (тӧл).
Основу пищевого рациона шорцев и их исторических предков в течение столетий составляли продукты занятий охотой, рыболовством и собирательством. В таежной части Шории имелись небольшие делянки, на которых выращивался ячмень, из которого делалась каша, заправка для супа, а также талкан (мука) из обжаренных и толченых/молотых зерен, использовавшийся для приготовления различных блюд и напитков. Разведение домашнего скота практически не практиковалось, о чем хорошо говорит, в частности, поговорка таежных шорцев «Молоком ребенка не корми! Молоко для таежного человека разве пища?!» В северной части Шории, где имелись более удобные природные условия для пашенного земледелия и разведения скота, рацион питания уже во второй половине XIX века во многом определяли именно эти отрасли хозяйства.
Несмотря на кажущееся обилие этнографических сведений, оснований говорить о серьезной изученности духовной культуры шорцев нет. Ко времени фиксации этих сведений этнографами у большей части шорцев представления о мироздании были существенно усложнены ввиду активного процесса христианизации, начавшегося во второй четверти XIX в. На это наслаиваются существенные локальные различия (возможно, объясняющиеся спецификой этнической истории родовых групп) и вариативность собственно локальных представлений о мире.