Эскимо́сы (эскимос. ᐃᓄᐃᑦ; или инуи́ты) — группа коренных народов, составляющая коренное население территории от Гренландии и Нунавута (Канада) до Аляски (США) включительно, и восточного края Чукотки (Россия).
Эскимосы – это группа родственных народов, широко расселившихся на арктическом побережье США (Аляска), Канады, в Гренландии (Дания) и на юго-восточном побережье Чукотского полуострова (Россия) (Народы Северо-Востока Сибири 2010: 583). С одной стороны, эскимосы отчетливо противопоставляют себя своим соседям – индейцам на американском континенте и чукчам в Азии. С другой стороны, эскимосская общность распадается на более мелкие этнические группы со своими диалектами (см. напр. Меновщиков 1966: 69-83) и особенностями культуры (Арутюнов и др. 1982: 3).
Происхождение эскимосов связано с древней эскалеутской общностью, локализованной в зоне Берингова пролива, из которой эскимосы выделяются в IV-II тыс. до н. э., и в дальнейшем – с палеоэскимосскими археологическими культурами (Народы Северо-Востока Сибири: 588). Культуру эскимосов на Чукотке, древнейшие памятники которой относятся ко времени рубежа нашей эры, принято разделять на несколько эпох. Древнеберингоморская культура, являющаяся самой ранней, характеризовалась уже высокоразвитой и вполне сформировавшейся технологией добычи морских млекопитающих с многоместных кожаных байдар и с использованием сложных гарпунов из моржового клыка с поворотными наконечниками.
Своего наивысшего расцвета эскимосская культура, отражающая специфический хозяйственно-культурный тип арктических охотников на морского зверя, в разной степени сочетавших также рыболовство и охоту на дикого оленя, достигла в области Берингова пролива и северной части побережья Берингова моря. Это наиболее богатый промысловыми ресурсами район в высоких широтах, и здесь жизнь древнего человека была обеспечена надежней и стабильней, чем где-либо на обширных пространствах Арктики и Субарктики (Арутюнов и др. 1982: 3).
Традиционный образ жизни эскимосов носил комплексный характер и опирался на разнообразные природные ресурсы. Однако доминантой их хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел, который обеспечивал людей всем необходимым: пищей, одеждой, материалами для жилищ и другими средствами жизнеобеспечения.
Чукотский АО – самый северо-восточный субъект Российской Федерации, относится к Дальневосточному федеральному округу, граничит с Якутией на западе, Магаданской областью и Камчатским краем на юге и штатом Аляска Соединенных Штатов Америки на Востоке. Вся территория Округа относится к Арктической зоне России. Территория Чукотского АО подразделяется на 6 районов: Анадырский, Билибинский, Иультинский, Провиденский, Чаунский и Чукотский. Анадырский район вместе с Чаунским и Билибинским районами является центром ускоренного экономического развития региона, прочие районы – центрами развития традиционных народных промыслов и сохранения культурного наследия коренного населения Округа (Стратегия социально-экономического развития).
Многочисленные социальные проблемы сопровождают жизнь в населенных пунктах Чукотки, в том числе тех, где проживают эскимосы. Обозначим основные препятствия устойчивого развития региона и повышению качества жизни его населения. Во-первых, следует отметить удаленность и транспортную недоступность многих населенных пунктов Чукотки, вызванную дефицитом инфраструктур, прежде всего дорог. Удаленность от центров распределения ресурсов, в свою очередь, приводит к проблеме снабжения. Многие товары, в том числе первой необходимости, оказываются дефицитными в определенные периода времени. Сезонность снабжения, климатические флуктуации, экономические кризисы и технологические сбои могут вносить свой вклад в формирование различных дефицитов в регионе. Особенно остро воспринимаются сбои и трудности снабжения продовольственными товарами.
В XIX в. азиатские эскимосы делились на три группы, каждая из которых имела свой язык: айраны (чаплинцы), пеэки (науканцы), вутаэнцы (сиреникцы) При этом они не имели развитой родовой организации. (Народы Северо-Востока Сибири 2010: 606). Ученые расходятся во мнении относительно истории развития структуры общества эскимосов. Одни считают, что у азиатских эскимосов существовал типичный экзогамный отцовский род (Меновщиков, Сергеев). Часть ученых находили признаки существования в прошлом материнского рода (Бурыкин 2005: 246-254; Файнберг 1964). Другие авторы отрицают существование у азиатских эскимосов в прошлом родовой организации (Chlenov, Krupnik 2014).
Традиционное питание эскимосов, несмотря на суровые природно-климатические условия, было весьма разнообразным. В пищу употребляли мясо моржа, лахтака, кольчатой нерпы, крылатки, ларги, сивуча, гренландского и серого китов, белухи. Для заготовки мяса впрок использовали такие технологии как квашение, сушение, заморозка, вяление. Квашение – характерный для эскимосский кухни способ обработки мяса, жира и рыбы, он позволял сохранять большой объем пищи впрок на зимний период.
Традиционные верования азиатских эскимосов близки к чукотским. Для них был характерен шаманизм. Шаман являлся посредником между духами и людьми. Он изгонял болезни, помогал вернуться пропавшим в тундре или унесенным на льдине, влиял на погоду, «вызывал» промысловых зверей. Шаманского костюма у эскимосов не было, но они носили специальные подвески, бахрому, кисти. Шаманами могли быть и мужчины, и женщины (Народы Северо-Востока Сибири 2010: 614).