Ханты – один из народов Западной Сибири, широко расселившийся в Обско-Иртышском бассейне от Демьянки и Васюгана на юге до Обской губы на Севере. В административном отношении ханты относятся к Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономном округам, территориально входящим в состав Тюменской области. Небольшая их часть живет также на севере Томской области. В древности предки хантов занимали территорию от низовий Оби на Севере до Барабинских степей на Юге и от Енисея на Востоке до Зауралья, включая бассейны рек Северная Сосьва, Ляпин, Пелым и Конда.
Многие ученые поддерживают гипотезу известного угроведа В.Н. Чернецова о двухкомпонентности культур хантов и манси, согласно которой они сложились в результате слияния местных аборигенных племен таежных охотников и рыболовов и кочевых угорских племен, пришедших на территорию Северо-Западной Сибири около I тыс. до н.э. из южных степей Западной Сибири и Северного Казахстана. Вероятно, на рубеже II и I тыс. до н.э. произошел распад угорской общности, из которой выделились предки хантов, манси и венгров.
Расселение хантов относится по большей части к лесо-болотной зоне. На севере, в Ямало-Ненецком автономном округе, оленеводы заходят в лесотундру. Более трети территории Западной Сибири занимают реки, которых насчитывается свыше двух тысяч. Реки спокойные, полноводные, с извилистым руслом. По территории расселения хантов протекает р. Обь, самая большая река в России (её длина свыше 4 тыс. км).
Природная среда обусловила комплексность хозяйства хантов. В нем всегда присутствовали главная и дополняющие ее отрасли: оленеводство дополняется охотой и рыболовством, рыболовство – земледелием и скотоводством, охота в тайге – рыболовством и транспортным оленеводством. Наиболее надежным источником существования у большинства хантов является рыболовство.
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра представляет собой крупнейший нефтедобывающий регион России и мира в целом. Нефтегазовый сектор экономики формирует основную долю валового продукта, обеспечивает приток инвестиций в регион, определяет бюджетную ситуацию, инфраструктурное развитие, структуру экспорта и систему расселения.
Современный этнокультурный облик и социальная ситуация у разных социальных групп хантов существенно различается. В их среде можно выделить три основные группы: (1) городские ханты, проживающие в Ханты-Мансийске и других городах ХМАО–Югры, по образу и уровню жизни мало или почти не отличающиеся от представителей других народов; (2) ханты, не занятые в традиционных отраслях и постоянно живущие в поселках (отсюда их местное название – «поселковые»), подвергающиеся ассимиляции, а в ряде случаев и люмпенизации; (3) ханты, занятые в традиционных отраслях хозяйства и отчасти сохраняющие традиционное расселение, образ жизни и культуру (в округе их называют обычно «стойбищными», бытует также термин «традиционщики»).
В языке хантов отсутствует понятие «семья». У них традиционно используются описательные выражения: ма щи тых лтэт хоят («я человек из такого-то гнезда»), и ратн хоятат («люди одного очага»), и хот хоятат («люди из одного дома») и др., поэтому в научной литературе можно встретить термин «домохозяйство».
Рыба – излюбленный продукт питания хантов в прошлом и настоящем. В свое время русские летописцы называли остяков «рыбоядцами», обозначая тем самым особую роль рыболовства в их хозяйстве. И сегодня от них можно слышать признание, что только поев рыбы они чувствуют себя сытыми («будь он оленевод или охотник – без рыбы не проживешь»).
Верования хантов, которые складывались тысячелетиями, представляют собой сплав мифов, ритуалов, магии, тотемизма, шаманизма и различных культов, связанных с охотой и рыболовством. К древним образам Матери-Земли и Отца-Неба добавились многочисленные божества и духи предков, семейно-родовых святынь, духи-хозяева рек, рощ, лесов, камней, деревьев, зверей, рыб и т.п. Главенствующую позицию занял небесный бог Торум (Нуми-Торум), чье имя означает «небо», «вселенную» «погоду»; его называют также «светлым», «золотым» и «великим».