Орочи — небольшая народность тунгусо-маньчжурской языковой группы. Орочи относятся к байкальскому типу североазиатской расы – большой монголоидной расы – и говорят на орочском языке, относящемся к амурской подгруппе тунгусской ветви тунгусо-маньчжурских языков. Официальная численность согласно переписи 2002 г. составляла 686 чел., 2010 г. – 596 чел.
Орочи — небольшая народность тунгусо-маньчжурской языковой группы. Большинство орочей проживает в Хабаровском крае: в г. Советская Гавань и Совгаванском районе — пос. Лососина, Заветы Ильича, Майский, Иннокентьевский; в Ванино и Ванинском районе — нос. Датта, Уська-Орочская, Акур, Тулучи, Кенада; в Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе — пос. Снежный; в г. Амурске и Амурском районе — пос. Новое Омми; в Ульчском районе — нос. Солонцы, Циммермановка, Калиновка, Дуди. Несколько орочских семей проживает в Приморском крае — в пос. Красный Яр и Агзу.
Происхождение орочей, как и других народов Приамурья и Сахалина, не совсем ясно. Современная наука рассматривает орочей как народ смешанного происхождения (нанайцы, ульчи, негидальцы, удэгейцы, возможно также айны и нивхи), вероятно, с доминирующим нанайско-ульчским компонентом, сформировавшийся на восточных склонах Сихотэ-Алиня (по берегам таежных рек Тумнина, Коппи) от залива де Кастри на севере до р. Ботчи на юге (Аврорин 1966: 7–14). Сложный этногенез привел к собирательному характеру религиозных воззрений орочей, что прослеживается и в родовых мифах (Аврорин, Лебедева 1978: 27). Сравнительно сильным считается «южный» (нанайский, удэгейский и — через эти два народа — китайский) компонент в духовной культуре орочей.
Большую часть территории Хабаровского края занимают горные хребты, многие из которых имеют в высоту более 2 км. По краю протекает множество быстрых и чистых рек, среди которых особо выделяется Амур. Пойма Амура простирается к морю через довольно обширную низину, занятую пойменными лугами и большими болотами, которые соприкасаются со смешанными широколиственными и хвойными лесами. Больше половины территории края занимает светлохвойная тайга, среди которой преобладает даурская лиственница. Тайга Хабаровского края начинается с северных горных склонов края и заканчивается на Баджальском хребте, практически рядом с Комсомольском–на–Амуре. На этих таежных просторах, на возвышенностях, произрастает кедровый стланик, а на плоскогорьях и низинах вдоль речных берегов встречаются мари — своеобразные заболоченные редколесья.
Орочи селились небольшими родовыми стойбищами. Преобладающими формами традиционного хозяйства были собирательство, морской зверобойный промысел, охота и рыболовство. Охота (бейчингку) являлась одним из основных занятий орочей, навыки охотничьего мастерства прививались с детства. Когда мальчику исполнялось 12–14 лет, он получал от отца, дяди или старшего брата стрелы и лук, отправлялся в тайгу и не возвращался до тех пор, пока не убивал какое-либо животное. Охотничье снаряжение хазюни орочи изготовляли сами. У каждого охотника имелся лук бэи и копье гида. Лук являлся универсальным оружием. Он применялся как для стрельбы с руки, так и в качестве самострела. Древко лука аланга делалось из березы, трескуна, иногда из ели. А тетиву илиэ сплетали из волокон крапивы или сухожилий.
Разнообразные по характеру связи существовали у орочей с ульчами, нанайцами, негидальцами, эвенками, айнами и нивхами. Нанайцев, живущих по Амуру от устья Уссури до Горина, орочи называли гогды, а живущих вверх от устья Уссури — соло нани. С кочевавшими в бассейне Тумнина и на побережье Татарского пролива эвенками-оленеводами орочи имели только культурные контакты. Материковые и островные айны поддерживали регулярные связи между собой и орочами. Кроме того, достаточно обширные контакты существовали у орочей с маньчжурами и китайцами.
По данным 2002 г., из 426 орочей Хабаровского края к работающему населению относилось 112 человек (15–65 лет). Из них были заняты: в охоте и лесоводстве — 31 человек (27%), рыболовстве — 20 (18%), в обрабатывающей промышленности — 12 (10%), здравоохранении и социальных услугах - 8 (7%), в образовании — 12 (11%), других видах деятельности (банковские служащие, связь и коммерческая деятельность, государственное управление и оборона и т. п.) — 29 человек (26%) (Коренные малочисленные народы… 2002: 55). В традиционных видах деятельности (по официальным данным) заняты, таким образом, 45% работающего населения. В целом же сегодня многие орочи, в том числе неработающие официально, занимаются традиционными видами деятельности (рыболовством, охотой, собирательством), используя элементы традиционных технологий.
В XIX — начале XX века в общественной жизни орочей еще сохранялись отдельные элементы родового строя. Общество делилось на патрилинейные роды, которые, уже утратив такие важнейшие признаки, как единство территории и происхождения, все еще выполняли многие другие свои функции: защиту сородичей, регулирование брачных отношений, отправления религиозных обрядов; соблюдались также обычаи взаимопомощи, функционировали нормы обычного права.
Особенности хозяйственной деятельности орочей обусловили существование у них небольших стойбищ, рассчитанных на 15–20 человек. Такие поселения устраивались по берегам рек на значительном расстоянии друг от друга, чтобы растительный и животный мир большой территории были способны прокормить население. В зависимости от сезона селения были временными и постоянными. Временные устраивались в теплое время года рыбаками на берегах рек или охотниками в лесной пади. Во временном поселении орочи жили от нескольких дней до 2–3 месяцев. Постоянные селения использовались в холодное время года. Жилые и хозяйственные постройки в постоянном стойбище сооружали с расчетом их использования на несколько лет.
По своему мировоззрению орочи были анимистами. В основе этого мировоззрения лежит представление об окружающем мире как живом организме, в соответствии с которым все его многочисленные обитатели (люди, звери, птицы, рыбы и т. п.) наделяются душой. Отдельно взятая душа, за редким исключением, невидима для человека, но люди тем не менее знали о ее существовании и поведении. Большинство орочей душу человека называют ханя. Внутри ее находится еще одна душа — ханя умуруни (дословно «отображение души»). Кроме ханя и ханя умуруни, имеется и душа эгге, которая может существовать вне человека, воплощаясь в любом предмете; найти такую душу — значит получить власть над жизнью ее обладателя.