Вернуться
  Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, зав. Лабораторией музейных технологий МАЭ РАН
Белоруссова С.Ю.

Орочи. Общие сведения

На побережье Татарского пролива и берегам реки Амур проживает небольшой народ орочи. Он относится к байкальскому типу североазиатской расы – большой монголоидной – и говорит на орочском языке, который принадлежит амурской подгруппе тунгусской ветви тунгусо-маньчжурских языков (История и культура орочей 2001: 3). Официальная численность орочей, согласно переписи населения 2002 г., составляла 686 чел., а в 2010 г. – 596 чел. Большинство орочей проживают в Хабаровском крае: в г. Советская Гавань и Советско-Гаванском районе – пос. Лососина, Заветы Ильича, Майский, Иннокентьевский; в Ванино и Ванинском районе – пос. Датта, Уська-Орочская, Акур, Тулучи, Кенада; в Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе – пос. Снежный; в г. Амурске и Амурском районе – пос. Новое Омми; в Ульчском районе – пос. Солонцы, Циммермановка, Калиновка, Дуди. Несколько орочских семей проживает в Приморском крае – в пос. Красный Яр и Агзу (Березницкий 1999: 5)

Общая численность орочей, согласно Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 530 чел. (232 муж. и 298 жен.).

Орочское село Уська-Орочская. 2018 г. Фото С.В. Березницкого

Орочи занимают чрезвычайно обширную территорию: в конце XIX в. расстояния между местами проживания приморской группы орочей (тумнинской, коппинской и др.) и амурской составляли сотни километров. В XIX в. орочи проживали более чем в 30 селениях в бассейне Тумнина и по побережью Татарского пролива, в том числе в Ботчи, Хади, Дюанко, Датта, Уська, Хуту-дата, Мули-дата, Хунда, Акур-дата. В конце XIX в. переселившиеся на Амур орочи основали там стойбища Педа Кеути, Гауни, Ангаи, Очи. В начале ХХ в. они частично осели в ульчских селениях Карпачи, Больби, Ферма, Вайи, Гери. В тот же период группа орочей переселилась с притоков Тумнина, Акура и Мули на реку Хунгари, где основала стойбища Укут, Илика, Поди, Мончи, Удоми. В конце XIX – нач. ХХ в. небольшая группа орочей переселилась на Сахалин в окрестности поста Дуйского; таким образом сложились пять территориальных групп орочей: амурская, хунгарийская, тумнинская, приморская (хадинская) и коппинская (Орочи. Русь изначальная 2022).

Динесс А.П. Групповой портрет жителей района Императорской гавани. Орочи, нанайцы. Россия, Хабаровский край. Начало XX века. ©МАЭ РАН 2022.

В XX в. советская власть активно боролась с «кочевым образом жизни». В этот период строились колхозы и совхозы, создавались предприятия рыбной промышленности. Население вследствие этого предпочитало жить поблизости от экономических центров, там, где была работа, и этнический ареал орочей сузился.

В начале 1960-х гг. орочи концентрировались преимущественно на территории Уськинского сельского совета. Здесь их проживало 357 человек (163 мужчины и 194 женщины). Ликвидация «неперспективных» сел в середине 1960-х гг., усиление миграции в 1970-е и 1980-е гг. окончательно перемешали представителей различных территориальных групп. В эти годы практически перестали существовать хунгарийская, коппинская и хаддинская группы (История и культура орочей 2001: 5). В настоящее время почти половина орочей Хабаровского края живет в многонациональных поселках городского типа Ванинского (44 %), Комсомольского (17 %) и Советско-Гаванского (13 %) районов. Наиболее крупные из них – Ванино, Советская Гавань, Комсомольск-на-Амуре. Крупная община орочей, составляющая около 9 % от общей численности, сформировалась в последние годы в Хабаровске (История и культура орочей 2001: 5).

Французский мореплаватель Ж.Ф. де Лаперуз в 1787 г. первым из европейцев встретил на побережье Татарского пролива народ, называвший себя ороча. Известно по крайней мере две традиции этнонимов:

1) по «русской традиции», «орочи» – название, которое упоминает Лаперуз и русские путешественники XIX в., так называет себя этот народ до сих пор;

2) по «китайско-маньчжурской» традиции, «кякала», «кэкар» и др. – названия, данные орочам маньчжурами и соседними малочисленными пародами (Березницкий 1999: 5).

В вопросе о самоназвании орочей нет определенности. Этимология названия орочи связана с тунгусским словом орон («олень»). В сочетании с суффиксом -чи, означающим обладание, слово «орочи» можно перевести как оленные («имеющие оленей») (История и культура орочей 2001: 5). Орочами их издавна именовало коренное население Амура – ульчи и нанайцы, а позднее, в XIX в., и русские. Этот же этноним был внесен в 1930-е гг. в официальные паспорта орочей. В этнографической литературе (С. К. Патканов) на основании переписи 1897 г. отмечалось, что единого самоназвания у орочей не было, они именовали себя по названию родов и местностей. Позднее было выявлено у них самоназвание нани («здешние жители»), как у нанайцев и ульчей. По утверждению самих орочей, этот этноним «принесли» с Амура их соплеменники, длительное время жившие среди амурских аборигенов. Однако оно не получило широкого распространения среди орочей основного ареала, живущих по рекам Татарского пролива (Орочи. Русь изначальная 2022).

Изучение истории и культуры орочей началось с середины XIX в. – после присоединения Приамурья и Приморья к России, а уже в 1888 г. было опубликовано первое исследование об этом народе. Позднее в историко-этнографическом изучении орочей были свои «приливы» и «отливы». В настоящее время комплексное изучение истории и культуры орочей концентрируется в основном в Институте истории, археологии и этнографии Дальнего Востока и Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) (История и культура орочей 2001: 5).