Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, зав. Лабораторией музейных технологий МАЭ РАН
Белоруссова С.Ю. |
Орочи. Материальная культура
Орочи жили небольшими стойбищами, рассчитанными на 15–20 человек. Такие поселения устраивались по берегам рек на значительном расстоянии друг от друга, чтобы растительный и животный мир большой территории были способны прокормить население. Селения были временными и постоянными – в зависимости от времени года. Временные устраивались в теплое время года рыбаками на берегах рек или охотниками в лесной пади. Во временном поселении орочи жили от нескольких дней до 2–3 месяцев. Постоянные селения использовались в холодное время года. Жилые и хозяйственные постройки в постоянном стойбище сооружали с расчетом их использования на несколько лет.
В летних поселениях сооружались легкие корьевые шалаши, в постоянных преобладали срубные полуземлянки. Орочи любую жилую постройку называли зугба. В условиях полукочевого образа жизни наиболее распространенным жилым сооружением у орочей был двускатный шалаш (кава) с вертикальными стенками, который мог быть как летним, так и зимним. Зимний шалаш отличался от летнего несколько большими размерами и строился из более толстых жердей.
Зимой орочи жили в полуземлянке (туэдзя) с очаговым отоплением. Она имела вид двускатной крыши, поставленной на землю. Для ее сооружения выкапывалась яма шириной 3 м, длиной 5 м и глубиной до 50 см. Жилое помещение полуземлянки делилось на две части – мужскую и женскую. Женщины занимали хозяйственную часть зимника, расположенную около стены направо и налево от входа. Здесь же устраивались полочки, на которых хранилась одежда и швейные принадлежности. Более простым по своей конструкции было временное жилище (болодже). Им пользовались рыбаки только в теплое время – начиная с конца весны и вплоть до наступления морозов. Этот шалаш прямоугольной формы представлял собой двускатную крышу, поставленную прямо на землю. Промысловые постройки орочей устраивались на местах рыболовного и охотничьего промысла. Это были временные сооружения, рассчитанные на один сезон. Наиболее распространенными сооружениями были укрытия от дождя и ветра – ветровые заслоны окто (История и культура орочей 2001: 49–60).
Традиционная одежда орочей была максимально приспособлена к жизни таежного охотника и рыболова. Она подразделялась на мужскую и женскую, на промыслово- охотничью и ритуальную. Как и у других народов Нижнего Амура, у орочей была одежда повседневная, более простая по отделке, и праздничная, среди которой особо выделялись женские свадебные халаты, а также мужские, специально пошитые для ежегодного «медвежьего праздника». Мужская и женская одежда по внешнему виду и покрою были одинаковы. Отличие состояло лишь в некоторых деталях и размерах. Женский халат, например, закрывал икры ног, а мужской доходил до колен, иногда чуть ниже.
Традиционные верхние мужские и женские халаты (покто) относятся к западному типу покроя кимоно. Халаты были летние (без подкладки), весенне-осенние (с подкладом) и зимние – из шкур животных или плотной ткани, подбитой ватой. Если ткани одной расцветки на халат не хватало, верх делался из одного цвета, а низ – из другого. Таким образом, получалась как бы кофта с юбкой, сшитые вместе. Орочский охотничий костюм довольно сложен, очень хорошо приспособлен к специфическим условиям зимней тайги и к требованиям охотничьего промысла. На голое тело охотник надевал короткие штаны (хэйки) из замши, подпоясанные тонким кожаным ремешком (омоус), а поверх них – широкий кожаный пояс с кольцами, к которым прикрепляются завязки ноговиц.
Мужские головные уборы орочей весьма схожи с нанайскими. Летом они носили конические, богато орнаментированные шляпы (шпорогдо) из бересты, мягкие фетровые шляпы с высокой тульей и с узкими полями. Зимой надевали такую же круглую шапочку, как и нанайцы. Орочи-охотники, живущие по берегам Тумнина, до сих пор носят маленькую охотничью шапочку (хусэни апуни) и шлемообразную накидку (понгко), покрывающую голову и плечи. Накидка обычно шьется из белой хлопчатобумажной ткани и украшается аппликацией. Традиционный женский головной убор орочей домдоко по форме и покрою совпадал с ульчской капорообразной зимней шапкой. Делали ее, как правило, на меху, а верх – из китайского простеганного шелка. Орочская обувь была весьма разнообразной. Известны ее три варианта эвенкийского раскроя, а также амурский раскрой, характерный для нанайской, ульчской и нивхской обуви. Шаманский халат шился из рыбьей кожи или из цветных бумажных материй и украшался по вороту, борту и подолу (иногда и по рукавам) широкой разноцветной каймой. Внизу к нему подшивалась бахрома из полосок меха или кожаных ремешков (История и культура орочей 2001: 61–64).
Питание орочей зависело от времени года, но в целом ежедневный пищевой рацион по объему и составу был весьма ограниченным и не отличался особым разнообразием. Питались орочи три раза в день. Завтрак (тимаппти зэву) состоял из жидкой каши или рыбы, которую запивали наваром из рыбьих голов, смешанным с оленьим или нерпичьим жиром; на обед (инэнгити зэву) подавали жареное мясо, запивали его рыбным бульоном; ужин (сиксэппи зэву) состоял обычно из отварного мяса и отваренной юколы. Перед едой и после обязательно пили горячий чай. Более разнообразными были угощение гостей и праздничная трапеза. В такие дни «орочи едят... чрезвычайно много, так что пьянеют от самой еды».
Все традиционные блюда из рыбы, мяса, дикорастущих трав и кореньев готовились без соли (давсун), которая была очень дорогой и дефицитной. Кулинария народа в течение всего времени строилась на использовании рыбы, мяса диких зверей, морских животных, птиц, а также различных дикоросов. Основным продуктом были речная и морская рыба. В пищу использовались практически все виды рыб, обитающих в районах расселения орочей. Наиболее важное значение имели кета и горбуша, которыми питались не только люди, но и собаки. Орочи употребляли в пищу мясо большинства диких животных и птиц. Запретным считалось лишь мясо тигра, рыси, куницы, харзы, волка, горностая. Употребляли в пищу и мясо морских животных – нерпу, сивуча, моржа, а также мясо собак. Мясо в летний период быстро портилось, поэтому его съедали сразу или подвергали специальной обработке. Его употребляли в вареном, жареном, вяленом, запеченном или сыром видах. Ягоды ели в сыром или сушеном виде. Горсть сухих ягод, по свидетельству охотников, «дает силы преследовать соболя без пищи целый день». Бруснику, морошку, голубику, клюкву ели в свежем виде, варили из них компоты и заготовляли впрок путем замораживания. Орочи знали и употребляли в пищу зерновые и бобовые культуры: просо, пшено, ячмень, горох, фасоль. Мучная пища считалась лакомством. Из муки пекли лепешки (упава), варили суп с клецками (пякта). По сей день мучная болтушка (лала) служит вместо чая (История и культура орочей 2001: 65–68).
мучная болтушка (лала) служит вместо чая (История и культура орочей 2001: 65–68). Для передвижения по рекам и морю орочи использовали лодки четырех типов: две из них приспособлены к плаванию по морю и две – по рекам. Для передвижения по морю орочи употребляли лодки тэмтигэ и мооми. Тэмтигэ – большая многовесельная лодка. «Сделана она из пяти больших продольных досок, составляющих дно и бока лодки, и из нескольких коротеньких досок, которым заделаны корма и нос, причем носовые дощечки, по две с каждой стороны, одними концами прикреплены под тупым углом к боковым продольным доскам, а другими – сбиты друг с другом под острым углом и составляют нос лодки». Для передвижения по рекам орочи использовали большую речную лодку улимагда, или угда, и оморочку отонгго. По классификации В.В. Антроповой, резные лодки орочей относятся к типам остроконечной лодки и лодки с лопатообразным носом. Оба типа лодок изготовлялись по так называемому амурскому варианту.
Зимой для перевозки грузов орочи использовали низкую прямокопыльную нарту тукки. Она состоит из полозьев, загнутых с обеих концов, и верхней рамы. При перевозке тяжестей по тайге орочи использовали нарты бэчимагда и онгчоко. В середине 1930-х гг. в колхозах у орочей появился гужевой транспорт. Запрягать лошадей в сани пала и телеги сэдзэ орочей научили русские переселенцы. Перевозки на лошадях производились особенно интенсивно в 1940-е – 1950-е годы. В настоящее время в колхозе лошадей вообще нет. Гужевой транспорт постепенно заменился механическим (История и культура орочей 2001: 70–76).