Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Пивнева Елена Анатольевна

Ханты. Материальная культура

Пища

Рыба – излюбленный продукт питания хантов в прошлом и настоящем. В свое время русские летописцы называли остяков «рыбоядцами», обозначая тем самым особую роль рыболовства в их хозяйстве. И сегодня от них можно слышать признание, что только поев рыбы они чувствуют себя сытыми («будь он оленевод или охотник – без рыбы не проживешь»).

Обработка рыбы

 

Существует множество способов её приготовления и заготовки впрок. Рыбу едят сырой (свежепойманной и мороженой), варёной, подогретой, жареной, жарено-сушеной, копчёной, копчено-сушёной, вяленой, солёной и толчёной в виде муки ( порса ).

Вяленая рыба

 

Рыбное блюдо

 

Зимой обычной пищей является мороженая рыба (строганина). Лакомым блюдом считается варка – икра, вываренная в рыбьем жире. Характерной чертой рыбных блюд хантов являются приправы из ягод, применяемые в процессе употребления, но не приготовления пищи.

Мясо употребляют в пищу в варёном, жареном, вяленом и копчёном виде. В вареном виде едят зайцев, белок и выдр. Большую часть года, кроме лета, хорошем подспорьем в рационе питания является мясо глухарей, рябчиков, уток, гусей, куропаток. Мясо и отдельные части животных и птиц заливают в котле холодной водой и варят бeз приправ. Мясной бульон, как и рыбный, используют лишь в случае нехватки мяса. Ханты объясняют: «Что это воду есть, для мяса места не останется».

Сырыми едят только оленину и лосятину. Сразу после забоя мясо животных вырезают пластами, режут на кусочки и едят без приправ. Лакомыми частями являются горячая печень только что убитого оленя, почки, костный мозг, глаза, уши, губы, опаленная кожица с молодых рогов оленя. Во время убоя оленей пьют сырую кровь. На свежей крови и мозгах заводят хлеб. Из крови оленя готовят колбасу. Варят кровяную кашу, смешивая кровь с мукой и проваривая до получения кашеобразной массы. Мясо других животных сырым не едят, но лакомством считается, например, желудок белки, особенно в ту пору, когда она питается кедровыми орехами. Мороженое мясо и сердце оленя тоже идет в пищу, как и слегка подмороженная печень с солью. В мороженом виде едят также глухаря.

Из дикоросов в пищевом рационе хантов особое место занимает черёмуха. В пищу идут также черника, смородина, брусника (ягоды часто смешивали с жиром). Заготовленную впрок ягоду ставят и берестяных сосудах в темное место, чтобы не вытекал сок.

Ягоды еще в б о льшей мере, чем рыбные и мясныe продукты, идут в пищу в свежем или замороженном виде. Из некоторых ягод варят варенье, а черемуху сушат. Муку из ягод добавляют в тесто, из черемуховой пекут лепешки.

Популярны кедровые орехи.

Для предупреждения цинги жуют хвойную (чаще всего лиственничную) смолу. Весной собирают березовый сок, самый распространенный и излюбленный напиток в прошлом и настоящем – крепкий чай. Грибы в прошлом ханты не ели совсем, считая их «нечистыми», пищей оленей.

Из наркотических веществ хантам был известен мухомор. Его употребляли особые лица в культовых целях. Табак был почти исключительно покупным и лишь в отдельных случаях его выращивали. Табак хранили в самодельных кисетах, курили из трубок – самодельных и покупных. Кроме того, ханты сосали табачную смесь. Для её изготовления в маленькую ступку сыпали табак, золу, добавляли немного воды и энергично растирали. Полученной смесью наполняли небольшие табакерки , которые всегда носили с собой.

Одежда, головные уборы, обувь, украшения.

У хантов различают зимнюю, летнюю и весенне-осеннюю одежду. Можно также выделить промысловый и праздничный костюмы. По покрою традиционная одежда была глухой (без разреза спереди) или распашной (с разрезом). Шили её из самых разных материалов: оленьего меха, шкурок и лапок зверей, замши (ровдуги), тканей – сукна, хлопчатобумажных, реже шелковых.

Мужская одежда. Традиционный зимний мужской костюм – малица глухого покроя ( молси , мальти , молыпси ) из шкуры оленя мехом внутрь, с ситцевым или хлопчатобумажным чехлом сверху, с капюшоном и пришитыми рукавицами. Носили малицу с поясом, делая напуск, в котором хранили разные предметы, необходимые в работе или в дороге. В сильные морозы поверх малицы надевали распашную одежду глухого типа, сшитую из двух оленьих шкур с длинным ворсом – гусь или кумыш ( кусь , куныш , молывси ). Если малицу носили мехом внутрь, то гусь – мехом наружу, он был длиннее. Весной и осенью ханты ходили в глухой суконной одежде ( нуй кувсь , кумыш ). Исследователи фиксируют у них 4-7 типов рубах ( ернас ). Мужчины их подпоясывали с напуском, у женщин рубахи напоминали туники. Прежде их шили из крапивного холста, с конца XIX века – из покупной ткани. У мужчин рубаха прикрывала узкие, немного ниже колен штаны из ровдуги, рыбьей кожи или ткани. Промысловая одежда охотников была распашной, более короткой, из меха оленя или диких зверей.

Мужчина в промысловой одежде

 

Северные ханты использовали защитные очки ( сэм тор ), изготовленные из бересты, ровдуги, сукна на подкладке из меха, украшенные бисером и похожие на ненецкие; прорези для глаз делали в кусочках жести, прикрепленных изнутри.

Защитные очки северных хантов

 

Женская одежда. Зимние женские меховые шубы у северных хантов ( выл, и сах, сак ) шились из оленьего меха, у других групп – из меха белки, сукна (раньше – с подкладом из птичьих шкурок). Женщины носили суконные или тканевые халаты ( шешкан-сах ) , украшенные аппликацией на манжетах, подоле и полах. Надевались они поверх ситцевого платья (более короткие рукава шешкан-саха приоткрывали украшенные бисером манжеты платья) и штанов.

Хантыйская женщина в национальной одежде

 

Нижняя одежда женщин – пояс-повязка вэрып, ремень с полоской бересты, кожи или стеганой ткани, в прошлом он заменял штаны. Это наиболее древний вид нижней одежды, широко распространенный у разных народов Сибири.

В исследованиях ХVII–ХVIII вв. (Э. Избранндес, Д. Мессершмидт, Г. Новицкий, Н. Делиль и др.) зафиксирована одежда из рыбьей кожи. Традиция обрабатывать рыбью кожу у обских угров скорее всего местная и очень древняя черта. В далёком прошлом бытовала также одежда из птичьих шкурок (гуся, лебедя, утки, гагары). В ХIХ в. такими были лишь детские шубки и подкладка для женских шуб.

Одной из древних традициий аборигенов Западной Сибири считается изготовление «сборного меха». Для этого широко использовались шкурки и части пушных зверей (лапки, ушки, хвосты, шейки зайца, белки, оленя, лося). Такая технология была особенно присуща восточным группам хантов, где оленей было мало. Сшивая в шахматном порядке лапки, ушки и пр., женщины изготавливали полотнища , из которых потом кроили одежду. На распашной халат или шубу требовалось до 300 заячьих лапок, 400 оленьих ушей. На воротник использовали лапки соболя. Зоо- и растительноморфные мотивы орнамента («ветви березы», «заячьи уши», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы» и др.) выполнялись техникой аппликации (на платьях, халатах) из полосок ткани, сукна или техникой меховой мозаики.

 

Из головных уборов с одеждой глухого покроя мужчины носили капюшон, с распашной одеждой – шапки. Наиболее распространенными и древними были капоры различного покроя, которые шили из оленьего меха, белки, росомахи, лапок. Женские меховые капорообразные шапки отделывали цветным сукном, металлическими бляшками (сейчас эти головные уборы вытеснены цветастыми шерстяными платками). Девушки носили налобные повязки ( ойэл , саравать ). Их шили из ткани, украшая бисерным шитьем и ажурной сеткой из бисера, и надевали под платок.

Интересен у хантов способ ношения платка как покрывала – с распущенными, незавязанными концами. Обские угры выделялись этой особенностью среди народов Сибири, сближаясь с народами Передней Азии. Такую манеру ношения платка у хантов исследователи связывают с обычаем избегания – в случае, если женщина встретит зятя (мужа дочери), старшего брата мужа, свекра, деверя, дядю мужа, она должна закрыть от него лицо, и делает она это при помощи одного из концов платка.

Волосы в прошлом ханты не стригли. Мужчины разделяли их на прямой пробор, связывали по бокам в два пучка и обвивали их цветным шнурком. Женщины заплетали две косы, внизу они соединялись толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться.

Накосники

 

Из украшений были широко распространены серьги, кольца, браслеты. Кроме того, мужчины и женщины наносили на тело татуировки.

Нагрудное украшение хантов

 

Женщина с нагрудным украшением

 

Обувь изготавливали из оленьих камусов (шкура с голени животного), ровдуги, кожи . Зимой ходили в меховых сапогах мехом наружу, с меховым чулком мехом внутрь.

Зимняя обувь хантов

 

Летняя обувь

 

Летом большинство хантов носило короткую обувь няра – сапоги из продымленных лосиных, оленьих или конских камусов мехом наружу. Они надевались на толстый чулок из сукна , брезента или ровдуги. Низкие кожаные туфли ( чирки ), расшитые бисером или аппликативным узором, носили с вязаными шерстяными узорчатыми носками.

Хантыйские чирки

 

Хантыйские вязанные носки с орнаментом

 

Детская одежда, как правило, повторяла взрослую , но в ней было меньше деталей (различных вставок и пр.). К рукавам на ластовицы пришивали колокольчики и бубенчики – для оберега и чтобы дети не потерялись.

Ребёнок в национальной одежде

 

Для грудных детей шили нагрудники и наколенники. В качестве праздничной служила более новая и нарядная одежда. У северных хантов особенно ценился для таких случаев красный цвет ткани.

В настоящее время традиционная одежда в повседневном обиходе встречается редко. Исключение составляет зимняя одежда оленеводов и охотников. В поселках большинство хантов круглый год носит покупную одежду и обувь.

Традиционные поселения и жилища.

Большинство хантов вело полуоседлый образ жизни, переезжая из постоянных зимних поселений в сезонные, расположенные на промысловых угодьях. Селения рыболовов обычно располагались вдоль реки или иного водоема (озера, сора, протоки), довольно близко от воды.

Оленеводы и охотники устраивали свои поселения в местах, удобных для охоты или выпаса оленей, в лесу, на высоких и обязательно сухих местах. Характерной особенностью обско-угорских поселений была их малонаселенность. Они, как правило, состояли из одного-двух, а иногда – пяти домов-хозяйств.

Хантыйская шайтанка. 2017 г.

 

Крупные населенные пункты были известны лишь у рыболовов и насчитывали от 10–15 до 25–30, редко более 30 хозяйств. Расстояния между селениями нередко превышали 50–100 и более километров. Это особенность охотничье-рыболовческого хозяйства: каждая семья имела промысловые угодья в окрестностях селения («всякой семье или юрте, только в своих дачах ловить рыбу и промышлять дозволяется»).

Хантыйская усадьба

 

Традиционный облик хантыйской усадьбы выглядел следующим образом: жилой дом, один или несколько хозяйственных амбаров, навесы для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом, открытый летний очаг для приготовления пищи, вешала для просушки сетей и одежды, вяления и копчения рыбы, дрова, сложенные в конические сооружения. Строились также укрытия для собак, сараи с дымокурами для оленей, загоны для лошадей, cараи-стайки и хлева для скота.

Печь уличная

 

Устройство хантыйской печи

 

 

Печь для выпечки хлеба имелась в прежние времена в каждом хозяйстве. Стояла она возле дома и пользо-вались ею и летом, и зимой. Фундамент этой печи представлял собой сруб в полтора или два венца из лиственничных бревен. На них под размер печи укладывали два ряда жердей — вдоль и поперек, к краям кото-рых кедровым корнем привязывали черемуховые дуги. К этим дугам на равном расстоянии жгутиками из сплетенной осоки привязывали продольные рейки (ивовый тальник или осина). Глину замешивали с осокой, промазывали тонким слоем дно, внутри и снаружи стенки и потолок, в топке разводили небольшой огонь и просушивали. Затем еще прома¬зывали тонким слоем глины и просушивали, и так повторялось много раз, пока слой глины не достигал 20-25 сантиметров. Размеры печи и высота фундамента зависели от вкуса хозяина. Обычно длина и ширина ее составляли 1,2-1,3 метра, а высота 1,5 метра. В задней стенке делали дымовое отверстие. Перед приготовлением пищи печь протапливали, остатки углей выгребали, днище чистили пихтовой метелкой, закрывали заглушкой дымовое отверстие, спереди ставили заслонку. Раскаленная глина поддерживала сильный и ровный жар, в котором пре¬красно пропекался хлеб, а хороший хлеб, как известно, испечь труднее всего. (Источник: Лебедев В.В. Кедровый корень).

Уличный очаг

 

Летняя кухня

 

Для привязывания лошадей или оленей устанавливали столбы, во время жертвоприношений к ним привязывали жертвенных животных. Особые постройки были предназначены для менструирующих женщин и рожениц – так называемые «маленькие дома» ( ай-хот ) .

Свайный амбар для хранения имущества. Такие амбары ставят на сухих местах невдалеке от жилого дома. Летом в них хранят зимние вещи, зимой – летние. Держат там и сухие продукты питания.

На высокие сваи эти амбары ставят для того, чтобы в них не могли забраться мыши и попортить меховую одежду, полакомиться крупой, мукой и сахаром. Для большей надежности на сваях делают подрубы — ведь мыши прекрасно лазают по вертикали, только вверх ногами по по¬толку пройти не могут.

Если сваи сделать обычными — врыть в землю столбы, то рано или поздно они начнут гнить и амбар упадет. Да и сил на такую работу требуется много. Проще найти четыре сосны, елки или кедра и, оставив их на корню, обрубить стволы на высоту свай, выдолбить их сверху, положить опорные бревна, а на них настил. На настиле ставится сруб. Техника постройки используется та же, что при возведении дома, так же делается и крыша. Только все это как бы в миниатюре.

Для того чтобы подняться в амбар, делают лестницу — это обычное бревно, к которому прикрепляют ступеньки. Хозяйственные амбары ставят обычно на четырех сваях. Но есть еще амбары культовые. Они меньше по размерам, стоят на двух ногах и берегут там семейных охранителей. Это вырезанные из дерева фигурки людей, символизирующие умерших, охраняют семью или несколько родственных семей от всевозможных жизненных невзгод. Но поскольку они все же являются представителями потусторонней жизни, где все происходит в обратном порядке, нежели в этом мире, их от греха подальше поселяют в глухих лесах, в чащобах далеко от человеческого жилья. И чужому человеку, даже случайно нашедшему культовый амбар, самое лучшее — поскорее от него уйти и ни в коем случае не ночевать рядом. (Источник: Лебедев В.В. Кедровый корень ).

Хозяйственный амбар с нартами под ним

 

Хозяйственный навес

 

Оград раньше не было, лишь изредка огораживали хлебные печи, оленьи избы. В крупных центрах территориальных и локальных групп сооружали общественные и культовые здания, в которых проходили празднества, хранились изображения духов.

Загон для оленей

 

Сложенные конусом дрова

 

Для хантов характерно большое разнообразие типов жилищ (в конце XIX в. У.Т. Сирелиус описал их более 30).

Традиционные зимние дома – каркасно-столбовые землянки и полуземлянки с входом через крышу. В конце XIX в. они углублялись в землю наполовину или на треть, в прошлом – до 4-5 метров. Основой такого дома служил каркас из наклонных столбов, вершины которых соединялись квадратной рамой. В этом случае жилище имело форму усеченной пирамиды.

Существовал и другой способ соединения: вершины врезались друг в друга, при этом жилище имело вид пирамиды. На каркас накладывали жерди, плахи, дерн и все это засыпалось землей. Дверь делали из досок, в боковой стене прорезали окошко.

К началу XIX вв. ханты начали строить в качестве зимних жилищ срубные полуземлянки и наземные срубы. Вход делали с западной стороны, небольшое окошко – с восточной.

Внутреннее обустройство жилища. Интерьер традиционного жилища характеризовался устойчивым набором элементов. Непременными атрибутами были чувал и нары. В помещении находились также лавки и стол.
Чувал (очаг типа камина) располагался в привходовом (чаще правом) углу. Основу чувала составлял каркас из жердей, который обмазывали глиной с добавленными к ней травой, оленьей шерстью или навозом. Сужаясь кверху, чувал переходил в трубу, которая выводилась на крышу. Внутри чувала устраивали перекладину, к которой крепился крюк для подвешивания котла при варке пищи. О чувале сложена загадка: «Внутри гнилого дерева рыжая лиса бежит».

Чувал

 

Чувал. Каркас чувала делают из тальника, который режут на берегу реки, где он растет в изобилии и любой толщины. Основу составляют толстые прутья. На стыке их стягивают кедровым корнем. Каркас топки состоит из двух поло¬вин, тоже скрепленных между собой кедровым корнем. В основу вплетают более тонкие верти-кальные прутья, а в них уже вплетают горизонтальные. Чувал снаружи и изнутри обмазывают глиной, которую кладут слой за слоем, подсуши¬вая теплом от огня, разведенного внутри чувала.

 

 

Труба должна выступать над крышей не менее чем 40 сантиметров, иначе будет плохая «тяга». Вокруг трубы глину укла¬дывают широким конусом, чтобы закрыть отверстия над чувалом в крыше. Перед этим таким же способом закрыва¬ют чувальное отверстие в воздушном пазухе над потолком. После топки чувала трубу закрывают, чтобы беречь тепло. Для этого имеется специальная крышка на жерди. Низ крышки подбивают мягкой тальниковой стружкой - так она плотнее закроет трубу.

 

Когда появились металлические печки и трубы, они быстро вытеснили чувалы. Но принципы вывода трубы через крышу и замазывания глиной выходного отверстия сохранились. Для металлических труб в качестве заглушали использовать старые ведра или консервные банки. Но даже такой способ позволяет дольше сохранять тепло после топки печки. ( Источник: Лебедев В.В. Кедровый корень ).

Значительную площадь жилища занимали нары. На них сидели, спали, хранили вещи. Когда-то нары были земляными, потом их стали делать из толстых массивных досок. Высота нар равнялась ширине досок, которые служили их боковой стенкой, и составляла 50–70 см. Внизу, под досками, хранили вещи, там же могли жить собаки. Несколькими столбами нары соединялись с крышей или потолком, который стал появляться в домах хантов под влиянием русских. Специальными перегородками нары делились на несколько отсеков, каждый из которых представлял изолированное помещение для отдельной брачной пары. Названия нар или их частей зависели от их месторасположения в жилище.

Внутри жилища

 

По стенам дома располагались полки для утвари , некоторых продуктов, а в правом, переднем, углу – культовых предметов. Там же было спальное место хозяина дома и помещались почетные гости. Женщинам в эту часть помещения заходить не разрешалось. У боковых стен могла находиться чайная полка, используемая для чайной посуды, сахара, чая, сушек и т.п.

Полка для утвари

 

Предметы утвари и домашнего убранства. Вместо постели использовали оленьи шкуры, под которые клали циновки из озерной травы для того, чтобы шкуры не портились от соприкосновения с настилом. Под голову клали мешок из меха или свернутую одежду, существовали и специальные подушки – длинные и узкие, лицевая сторона кото-рых украшалась мозаичным орнаментом из сукна. Они входили в приданое невесты и делались перед свадьбой. Орнаментированная сторона была видна днем, ночью же подушку чем-нибудь закрывали.
Для защиты от комаров служил полог, сшитый из платков или полотнищ ткани, который с помощью специальных бечевок растягивали над спальным местом (днем от комаров спасал дымокур).

Для маленьких детей делали колыбели из бересты: дневные – с высокой спинкой, ночные – с низкой спинкой или без таковой.

Детская колыбель

 

Для хранения вещей у разных групп хантов служили берестяные орнаментированные коробки, мешки из меха или кожи налима, деревянные сундучки. Специальная утварь использовалась и для хранения предметов рукоделия.

Это были берестяные коробки, либо меховые сумочки (бытовали среди групп, в той или иной степени занимавшихся оленеводством). Были распространены также деревянные швейки – доски с ящичками под ними. В последних хранили иголки, нитки и т.п., а на доске выкраивали орнаменты.

Различные мелкие вещи, посуду держали в коробках, сплетенных из кедрового корня.

Корневатик - коробка из кедрового корня

 

Посуду (тарелки-чуманы, ведра, ковшики для воды) также делали в основном из бересты и украшали ее орнаментом. Много было и деревянной посуды – долбленые блюда, ковши, ложки, чашки.

Хантыйская кухонная утварь

 

Единое жилое пространство было подчинено строгой регламентации поведения членов семьи , которая обязывала придерживаться установленного традицией порядка перемещения и нахождения в помещении. Женские места находились у входа, мужские и почетные для гостей, а также места хранения священных сундуков с изображениями духов-предков и покровителей – напротив входа или в красном углу. Сидели и спали на нарах, которые располагались внутри жилища вдоль стен. В прошлом на нарах ставили перегородки, создающие отделения для каждой семьи, позднее их стали заменять пологами.

Главной в хантыйском доме считалась хозяйка огня – божество женского рода Тут-ими , с которой связывалось благополучие семьи. Ей предназначались угощения (по праздникам, по случаю приезда гостей, в связи с каким-либо знаменательным событием). В качестве подарка в огонь клали платья и платки белого или красного цвета. Считалось, что они не сгорают, а их надевает хозяйка огня. Реже устраивались кровавые жертвопри-ношения: забивалось любое домашнее животное нечерной масти. Во избежание несчастий в семье запрещалось выносить огонь из дома, бросать в него мусор, класть грязные дрова, касаться острыми предметами. К Тут-ими обращались с просьбой присмотреть за детьми во время краткосрочного отсутствия родителей.

В настоящее время многие ханты живут в городах или поселках, построенных в 1950–1960-е годы в связи с переводом населения на оседлый образ жизни. Но и сегодня часть промыслового населения и оленеводов проживает в традиционных селениях как постоянного, так и сезонного типов.

Средства передвижения. Основным средством передвижения по воде в летнее время служили лодки: долбленка ( облас ), либо с выдолбленным из дерева днищем и пришитыми бортами ( калданка ).

Лодка тугияны

 

На «экспедиционный лов» рыбы на Обь отправлялись вместе с семьями и имуществом на больших дощатых лодках с каютами, крытыми берестяными полотнищами ( каюки ).

«Трудно описать - надо видеть, как хант в обласке лавирует между льдинами. Он то нагибается, то поднимает голову в затопленном кустарнике, то приплясывает вместе со своим утлым суденышком на волнах-бурунах, словно человек и его древнее изобретение составляют одно целое. Или вот десятилетний мальчуган обеими руками распускает сеть, а гребет веслом, держа его под мышкой правой руки; потом он разворачивает обласок и перехватывает весло под мышку левой руки - будто это не рыбная ловля, а цирковой аттракцион. Плавают же дети на обласке с семи лет. В первое весеннее половодье мать смачивает на берегу реки макушку семилетнего мальчугана. Обряд совершен - и теперь вода не должна накрыть с головой малыша - подростка - мужчину - старца. В том, что на воде хант чувствует себя как на суше, заключен известный парадокс, потому что в прошлом ни один хант не умел плавать. Этот парадокс, впрочем, объясняют сами ханты: «Зимой на лыжах, летом в обласке. Когда же плавать?»
( Кулемзин В.М, Лукина Н.В. Знакомьтесь, ханты )

Зимой оленеводы ездили на оленях, жители обских и иртышских деревень – на лошадях.

Во время охоты применялись лыжи-голицы и лыжи, подшитые камусом. На голицах охотники передвигались по насту, их использовали для переходов по непрочному весеннему льду и во время хозяйственных работ. Другой вид лыж – подволоки , у которых скользящую поверхность обклеивали полосой, сшитой из камусов лося, реже оленя или лошади. Подволоки служили во время зимней охоты мужчинам либо женщинам-охотницам.

Для перевозки груза зимой иногда применялись лыжи, связанные вместе, либо волокуша из шкуры. На некоторых лыжах для ноги была вырезана приподнятая ступательная площадка. При ходьбе использовался посох – на конце с кольцом или лопаткой для разгребания снега, либо с крючком для вспугивания зверьков на дереве и очистки снега с лыж.

В оленьем транспорте разработаны ездовые и грузовые нарты . Ездовые нарты устроены так же, как грузовые, но они обычно меньше грузовых и обработаны более тщательно. В нарту запрягали зимой от одного до четырех оленей. В многооленных хозяйствах и общественных стадах практиковалась летняя езда на семивосьми оленях. Ханты садятся на нарту слева (самодийский способ) и управляют оленями с помощью вожжи и хорея. Хорей – это шест длиной около 3 м; в передней части он более тонкий и заканчивается круглым наконечником – деревянным, реже костяным со спиралевидной нарезкой.

Грузовая нарта

 

Безоленным охотникам для транспортировки груза служила ручная нарта с кузовком из тонких прутьев или дранок. Иногда в нее «ёлочкой» впрягали собак. Применение в хозяйстве тягловой силы собак считается одним из древнейших видов передвижения и транспортировки грузов.

Хантам известно два способа использования собак: ездовое, сосредоточенное у берегов крупных рек, и охотничье, распространенное в глубинно-таёжных районах. Северные ханты-оленеводы держали собак-оленегонок для окарауливания пастушеских стад.