Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Функ Дмитрий Анатольевич

Шорцы. Современное культуротворчество

 

В XX в. праздничная культура значимо изменилась даже в сельской местности. В 1980-90-х гг. справлялись все государственные праздники, такие как Новый год, 8 марта, День молодежи, 1 мая, День Победы, большинство православных — Рождество, Пасха, Троица, день Ивана Купала, Петров день, семейные праздники — например дни рождения, проводы в армию и др. Практически все праздники и во всех сельских населенных пунктах в 1980-е годы сопровождались обильным употреблением алкоголя, традиционных блюд при этом почти не готовили; поздним вечером молодежь танцевала в клубе (в поселок, где находился клуб, собиралась молодежь с окрестных деревень) под магнитофонную музыку, а после выключения дизеля (в таежных поселках электричества не было) — под гармошку.

Появившиеся в то время общенациональные праздники сохраняются в основном до настоящего времени. Среди них Чыл пажы — Новый год, отмечается в день весеннего равноденствия, Мылтық-пайрам, Албаа-пайрам, Ольгудек-пайрам и др. Они сопровождаются грандиозными массовыми гуляньями с исполнением народных песен, дегустацией национальных блюд и напитков.

На празднике Ольгудек-пайрам, 1989 г. Из материалов Д.А. Функа
 

На базе сельских домов культуры и в городских национальных центрах действуют около двух десятков фольклорных коллективов. Часть из них возникла еще в советский период, как например шорский фольклорный ансамбль «Отчагаш» в г. Мыски, созданный в 1978 году на базе сельского Дома культуры посёлка Чувашка, шорский фольклорно-этнографический ансамбль «Чылтыс», с 1985 года действующий при Дворце культуры «Горняк» города Таштагола, Фольклорный ансамбль «Ойун» в г. Междуреченск, созданный в 1986 году при ДК им. В.И. Ленина, но есть и новые, причем довольно успешные.

С конца 1980-х годов на сцену вышли сказители-кайчи. Первым был Михаил Кириллович Каучаков (1934–2014), практиковавший до середины 1990-х годов и, после перерыва, вызванного вступлением в секту Свидетелей Иеговы, в последние 3-4 года жизни. В начале 2000-х свое исполнительское искусство активно демонстрировал кайчи Владимир Егорович Таннагашев (1932–2007).

 
Сказитель В.Е. Таннагашев, г.Мыски. 2006 г. Фото Д.А. Функа

К сожалению, ни один из них не оставил учеников, идея создания специализированного класса по обучению горловому пению и основам сказительского мастерства осталась нереализованной. Среди современных исполнителей-вокалистов и авторов песен широко известны Анатолий Тунеков (ум. в 1999 г.), а также Чылтыс (Ольга) Таннагашева, солистка Государственной филармонии Кузбасса им. Б.Т. Штоколова в г. Кемерово.

Фото 25. Выступление О. Таннагашевой в Новокузнецком культурном центре, 2010 г. Фото Д.А. Функа
 

Профессиональная литература, зачатки которой прослеживаются еще в XIX в., в советский период практически не развивалась (исключение – произведения Федора Чиспиякова, Софрона Тотыша, Степана Торбокова) и лишь на рубеже 1980-90-х годов шорская поэзия снова стала пробивать себе дорогу к читателю, причем как на русском, так и на шорском языке (Николай Бельчегешев, Таяна Тудегешева, Любовь Чульжанова, Геннадий Косточаков). Известен целый ряд художников, работающих в разных жанрах и с разными материалами – Джелей Бек, Василий Елесин, Владимир Кыскинин, Александр Мортаев, Юрий Сулеков, Ирина Токмагашева, Любовь Арбачакова и др.

Телевидения и радиовещания на шорском языке нет. Газета «Кызыл Шор», некоторое время издававшаяся на шорском языке параллельной с основной, русской версией («Красная Шория»), просуществовала недолго и вот уже много десятилетий этого органа печати на шорском языке нет. Лишь в 1990-е годы в газете было приложение «Кызыл Шор» (колонка на четверть газетного листа), а также публиковались уроки шорского языка.