Институт этнологии и антропологии РАН
Функ Дмитрий Анатольевич |
Шорцы. Краткая историческая справка
В историко-этнографической литературе утвердилось мнение, что современные шорцы - тюркизированные потомки древних енисейцев (кетов и др.), самодийцев и угров. Первые гипотезы о родстве отельных групп предков шорцев с соседними телеутами были высказаны участниками Первой академической экспедиции в XVIII веке. Начиная с середины XIX в. вначале лингвистами, а затем историками, этнографами и антропологами неоднократно предпринимались попытки выявить «дотюркские» компоненты предков шорцев, для чего в качестве сравнительного материала использовались случайно отмеченные ими элементы культуры у отдельных шорских групп. Зачастую этнографические особенности какой-либо одной группы механически переносились на всех шорцев, что не всегда было верно.
Тюрколог В. В. Радлов, первый предложивший считать шорцев отдельным народом Саяно-Алтая, называл их потомками «енисейско-остяцких» племен (часть из них — это современные кеты). В подтверждение своей гипотезы он отмечал енисейскую топонимику в верховьях реки Томи, особенности антропологических признаков и умение шорцев, как и «кетоязычных аринов», добывать и обрабатывать железную руду при их оседлом образе жизни в отличие от соседних тюркских народов. Подобной же точки зрения придерживался тюрколог Н.А. Аристов, относивший шорцев вместе с другими группами северных алтайцев к «отюреченным енисейцам и самоедам (самодийцам)».
Среди современников Радлова в конце XIX в. было распространено и другое мнение. Так, миссионер В. Вербицкий полагал, что «черневые татары» (куда он включал и предков шорцев) по происхождению или «финские племена, но слились с народностью монгольской» или «чудские финские племена, к которым впоследствии примешались и тюркские элементы». «Финским племенем» называли черневых татар (включая и предков шорцев) географы-путешественники и сотрудники РГО, обратившие внимание на их внешность и одежду. Этнограф В.Г. Богораз считал шорцев реликтовым остатком древней культуры пеших охотников – потомков отюреченных палеоазиатов.
Существенно приблизиться к пониманию процесса заселения региона и сложения шорцев дало изучение этнонимики и топонимики Горной Шории. Так, согласно опубликованной А. П. Дульзоном карте топонимов на территории современной Горной Шории самодийские названия наиболее распространены по реке Кондоме, а кетские – по Мрассу, Томи и верховьям Абакана. Тюркский пласт, как полагал А. П. Дульзон, наслоился в результате постепенной ассимиляции древнего кетосамодийского населения по всей территории Горной Шории.
Есть также элементы, которые позволяют говорить о наличии некоего угорского компонента. К последнему принято относить общие для шорцев и угров некоторые измерительные и описательные антропологические признаки, покрой и орнамент распашной мужской и женской одежды, домашний очаг с трубой из прутьев, обмазанных глиной, срубы-амбарчики на высоких столбах, криволинейный орнамент на глиняной посуде и др.
Проблема усложняется тем, что современные шорцы – это почти два десятка родов, каждый из которых имеет свою длительную историю, в которой причудливым образом переплетались судьбы разных языков и культур. В состав шорцев вошли представители по крайней мере семнадцати родов: Кара-Шор, Сары-Шор, Ак-Шор, Таеш, Узют-Шор, Чорал, Кечин, Кызай, Кобый, Кый, Карга, Челей, Чедибер, Калар, Аба, Себи, Тарткын, Кереш. Самым многочисленным и разбросанным по Томи, Мрассу и Кондоме был сеок Челей (1472 чел в 1897 г.), составивший две волости: Кондомо- и Мрасско-Елейскую, затем шли сеоки Таеш, Карга и Шор.
К началу XVII в. тюркские группы современной Горной Шории являлись данниками енисейских кыргызов и обских телеутов. Проникновение первых казачьих отрядов Русского государства на территорию современной Шории в начале XVII в. довольно быстро привело к обложению ясаком местных групп населения, строительству Кузнецкой крепости и в целом к созданию особой системы управления, в которой немаловажную роль играло разделение плательщиков ясака на волости, которые в значительной степени способствовали как сохранению прежних этнических (родовых по сути) идентичностей, так и в ряде случаев сложению новых ее вариантов (общинных, территориальных и др.). Например, названия волостей Каргинская, Кобыйская, Кийская и ряда других были даны по названию основных, наиболее многочисленных родов Карга, Кобый, Кый. Люди, относившие себя к этим родам, помнят об этом вплоть до настоящего времени. Население же тех волостей, где четыре столетия тому назад в основу наименования был положен иной принцип – по имени наиболее знатного человека, с которым русские власти устанавливали договорные отношения (Богоракова, Бежбоякова, Едеева и др. волости), – уже к началу ХХ века в значительной степени утратило представления о своей прежней родовой идентичности.
После административной реформы 1912 г. все управы кузнецких «кочевых» татар были преобразованы в обычные административные волости с «оседлыми инородцами», что привело не к консолидации, а скорее к миграциям в пределах новых административных образований, разрушению внутриродовых связей, потере локальной этничности и ассимиляции среди увеличивающегося русского населения в процессе переселенческой политики российского государства. Институт паштыков-глав волостей был упразднен, а с ним и старая форма сбора налогов, традиционное самоуправление и организация системы судопроизводства. Кузнецкие инородцы были прикреплены по месту проживания, что улучшило систему учета и сбор налогов. В то же время возникла межэтническая напряженность, особенно в населенных пунктах с преобладанием русского населения.
В советский период в границах Горно-Шорского национального района завершился процесс сложения шорцев как самостоятельной этнической группы. В состав шорцев вошли также отдельные представители местных групп кумандинцев, челканцев, сагайцев (хакасов), телеутов, начавшие осознавать себя именно «шорцами». В послевоенный период активного промышленного освоения территории реорганизованного в 1939 г. национального района и ликвидации колхозов начался процесс миграции шорских семей в города и крупные поселки, что привело к началу XXI в. к значительной урбанизации (до 90 %) населения.