Вернуться

Дыренкова, Надежда Петровна

 

дыренкованадеждапетровна.jpg

 

Дыренкова Надежда Петровна входит в первую плеяду виднейших советских этнографов, получивших специальное образование в 20-30-е годы. Она, как и С.М. Абрамзон, Г.М. Василевич, С.В. Иванов, Л.П. Потапов, Г.Н. Прокофьев, Н.В. Кисляков, Г.Н. Чернецов, были первыми выпускниками ленинградской школы этнографов, созданной Л.Я. Штернбергом и В.Г. Богоразом.

В числе студентов вновь созданного (в 1918 г.) этнографического факультета Географического института в Ленинграде была Н.П. Дыренкова. Она родилась 31 мая 1899 г. в д. Соснинка Новгородской губернии в семье лесопромышленника. Отец умер в 1910 г., и она вместе с братом и сестрой воспитывалась матерью-вдовой. После окончания гимназии в Ленинграде Надежда Петровна начинает самостоятельную трудовую деятельность и оказывает посильную материальную поддержку семье. В 1918 г. учительствует в г. Луг (под Ленинградом, ныне Санкт-Петербургом) в Совесткой трудовой начальной школе, а осенью 1920 г. Лужский отдел народного образования направляет ее в Ленинградский педагогический институт. Но оттуда она переводится на этнографический факультет Географического института, который успешно заканчивает в 1925 г.

Свои первые научные шаги Н.П. Дыренкова, будучи еще студенткой, начала под непосредственным руководством Л.Я. Штернберга и В.Г. Богораза. Она сразу стала заниматься этнографией тюркских народов Сибири и по настоянию своих учителей включила в круг своих интересов изучение языков этих народов. По языкам ее готовили выдающиеся тюркологи – академик А.Н. Самойлович и проф. С.Е. Малов. Она была их любимой и самой способной ученицей. Учителя и их ученица навсегда сохранили самые добрые отношения и творческие контакты друг с другом.

Будучи еще студенткой, Н.П. Дыренкова совершает несколько самостоятельных экспедиций на Алтай, где совершенствуется в языках, собирает этнографический и фольклорный материалы.

После окончания института, по предложению Л.Я. Штернберга Н.П. Дыренкова была оставлена на факультете младшим ассистентом. С 1928 по 1930 гг. она занимает должность старшего ассистента и и.о. доцента. На этнографическом отделении ЛГУ и Ленинградского историко-лингвистического института (ЛИЛИ) Н.П. Дыренкова ведет семинары и читает курсы лекций по различным вопросам этнографии и языкознания тюркских народов Сибири. К моменту окончания Географического института, помимо преподавательской работы, ее как сложившегося специалиста-этнографа приглашают на должность практиканта в Музей антропологии и этнографии. Здесь в кабинете (т.е. в секторе) Сибири она проработала с 1931 вплоть до 1941 г. в качестве старшего научного сотрудника. За время работы в МАЭ она прошла аспирантуру при АН СССР.

В аспирантуру она поступает по рекомендации академика А.Н. Самойловича. В рекомендательном письме он высоко оценивает научные знания, материалы соей кандидатки, отмечая ее преданность научной деятельности, самоотверженность путешествий (т.е. экспедиций) по изучению турецких племен Северного Алтая, Минусинского края, Киргизии. В письме особо подчеркивается, что кандидату в аспирантуру, в соответствии общественными требованиями, свойственно не только служение и активное содействие в улучшении быта северных народов, которые она осуществляет на местах. Заканчивая свое письмо, А.Н. Самойлович пишет: «Избранная Н.П. Дыренковой специальность имеет важное значение в нашей стране, где турецкие племена составляют значительную часть населения. Более подготовленного по данной специальности (этнография турецких народов), чем Н.П. Дыренкова, кандидата на аспирантуру при АН мне неизвестно».

В составленном Н.П. Дыренковой трехлетнем аспирантском плане работы поражает та огромная и сложная программа, решению которой она подчинена. Темой своей диссертации она выбрала: «Мировоззрение, религиозные представления и формы культа у турецких охотничьих и скотоводческих племен тюрко-монгольских народов». Исследование этой темы, по ее мнению, должно было составить цикл отдельных работ, а также изучение шорского, карагасского (тофаларского), урянхайского (тувинского) и анатолийско-турецкого языков. Последний, как полагала Н.П. Дыренкова, ей крайне необходим для всестороннего охвата и доступа к современной турецкой научной литературе.

Только в первый год работы над темой она выполняет написание таких работ как: атрибуты шамана турецко-монгольских племен, культ животных и его отражение в шаманстве турецких племен, становление шамана по представлениям сибирских народов. В 1935 г. Президиум АН СССР присуждает ей ученую степень кандидата наук этнографии, без защиты диссертации.

Научно-исследовательскую работу в МАЭ и ИЭ АН СССР Н.П. Дыренкова всегда сочетала с преподавательской деятельностью в Ленинградском университете, Институт народов Севера. Северянам с 1926 по 1932 г. Надежда Петровна преподавала шорский язык.

Примечателен такой факт ее деятельности. Работая в Горной Шории (экспедиция проводилась от Комитета Севера при Президиуме ВЦИКа), она по своей инициативе отобрала и вывезла в Ленинград группу шорской молодежи для обучения на рабфаке Института народов Севера. Эта группа во время учебы постоянно находилась под ее опекой и заботой, с ним же она вела занятия.

Полевой, экспедиционной работой Н.П. Дыренкова начала заниматься еще в студенческие годы и на протяжении всей своей недолгой жизни придавала ей огромное значение. Только за время с 1924 по 1932 г. она совершила шесть экспедиций, из них три в разные годы – в Горную Шорию, затем на Алтай, в Хакасскую автономную область и Киргизию. В 1932 г. во время экспедиции Н.П. Дыренковой от солнечных ожогов заболела волчанкой (на лице и теле) и не смогла излечиться до конца жизни.

Особенно результативными ее экспедиционные поездки оказались по сбору фольклорных материалов. На языках носителей ею записаны различные жанры фольклора шорцев, телеутов, кумандинцев, челканцев, теленгитов, чулымских тюрок. Записи фольклорных материалов Н.П. Дыренковой уникальны, все они записаны на языках носителей и представлены различными жанрами. Е.Е. Малов в одном из своих отзывов так писал о ее материалах: «Я решаюсь утверждать, что во всей Шории нет собранного в таком количестве материала, как это имеется в настоящее время у Н.П. Дыренковой».

Из огромного фольклорного наследия Н.П. Дыренковой издано немного. Фундаментальный труд "Шорский фольклор" (М.-Л., 1940. 445 с.) Надежда Петровна готовила к 10-летию со дня образования (1925 г.) Горно-Шорского района. При подготовке его публикации он был отрецензирован В.Г. Богоразом, Д.К. Зелениным, М.К. Азадовским, Н.Н. Поппе. С.Е. Малов взял на себя труд по проверке текстов и их переводов. А.М. Горький внимательно ознакомился с ее переводом шорского богатырского сказания Алтын Картыга, внес в него некоторые существенные исправления и сделал ряд указаний по поводу литературной обработки ее фольклорных материалов.

По представлению А.М. Горького, с которым Надежда Петровна находилась в переписке, она передала для издания в альманах «Год XVIII» один из образцов шорского фольклора. Альманах выпускало Государственное издательство художественной литературы под редакцией А.М. Горького, Л.Авербаха, Е.Габриловича, В. Ермилова, Вс.Иванова, В.Кирпотина, П. Павленко, Н.Тихонова, А.Фадеева. В январе 1936 г. ей присылают из альманаха «Год XIX» уведомление о приеме в портфель редакции шорского сказания об Алтын Картыге.
Н.П. Дыренкова была неутомимым пропагандистом фольклора тюркских народов Сибири.

Н.П. Дыренкова как признанный специалист в области языка, быта, фольклора тюркских народов Сибири была привлечена к работе Всесоюзного Центрального Комитета Нового алфавита при Совете Национальностей ЦИК СССР (ВЦК НА). В 1935 г. ВЦК НА созывает на Алтае краевую языковедческую конференцию с участием народностей Западной Сибири. На ней Н.П. Дыренкова представляет «Грамматику шорского языка», в обсуждении которой участвовали шорцы. В этом же году Тюрско-татарский сектор ВЦК НА просит ее вынести заключения и дать замечания к алфавитам хакасского, шорского и алтайского языков. В качестве представителя Народного комиссариата просвещения по нерусским школам Н.П. Дыренкова проводит научно-педагогическую конференцию, где обсуждались вопросы выработки литературного алтайского языка. Вскоре она подготавливает к изданию «Грамматику ойротского языка», высоко оцененную мировой тюркологической общественностью. Она много сил и внимания уделяет совершенствованию педагогических процессов в национальных алтайских школах. По поручению коллегии Народного Комиссариата РСФСР она выезжает в 1940 г. в Горный Алтай по проверке и оказанию помощи в работе алтайских школ и отделов народного образования.

Наряду с шорским и алтайским, столь же весом ее вклад в развитие хакасского языкознания. С конца 30-х годов в Ленинградском университете Надежда Петровна, помимо шорского и алтайского, ведет преподавание хакасского языка.

В области этнографии тюркских народов Сибири Н.П. Дыренкова признана как солидный, высокознающий, эрудированный специалист, заслуживший при жизни мировое признание. Блестящее знание тюркских языков, свободное владение тремя европейскими (немецкий, французский, английский) языками позволили ей на собственных полевых этнографических материалах создать ряд капитальных работ, большинство которых является, к сожалению, достоянием архива. С конца 20-х годов она публикует ряд статей по этнографии тюркских народов Сибири, ставших классическими, к которым и поныне обращаются специалисты, занимающиеся проблемами традиционных систем мировоззрения, культов, семейно-брачными отношениями, шаманством. Среди них такие «настольные» выдающиеся работы как "Культ огня у алтайцев и телеут", «Умай в культе сибирских тюрок», "Получение шаманского дара у турецких племен", "Птица в космогонических представлениях турецких племен Сибири" и др.

Публикации Н.П. Дыренковой становятся известными не только среди советских специалистов, но привлекают внимание своими оригинальными материалами и зарубежных исследователей. К ХХШ Международному конгрессу, по приглашению известного американского ученого и президента конгресса Франца Боаса, Н.П. Дыренкова готовит доклад «Культ медведя у тюркских племен Сибири». Ф. Боас находился в личной переписке с Н.П. Дыренковой и высоко ценил ее научные исследования в области изучения традиционных культур, языков и фольклора народов Алтая. Доклад ее о культе медведя был опубликован в трудах Конгресса, в 1934 г. в Анкаре состоялся Всемирный тюркологический конгресс лингвистов. На конгресс Н.П. Дыренкова представила доклад: «Значение термина "бура" у алтайских тюрков, относящихся к культуре лошади и оленя». К этому же конгрессу под руководством академика А.Н.Самойловича Н.П.

Дыренкова сделала научное описание коллекций предметов быта, культа и народных инструментов алтайцев. Эта коллекция была передана АН СССР в дар этнографическому музею в Анкаре. Ее доклад, научное описание коллекции по культуре алтайцев стали научной сенсацией, Лингивстического конгресса тюркологов. Министерство иностранных дел Турецкой республики на уровне посла специальным письмом выразило АН СССР благодарность, где высоко оценивался труд А.Н. Самойловича и Н.П. Дыренковой, за ценнейшие образцы и сведения о культуре народов Алтая.

За свою короткую жизнь Н.П. Дыренкова опубликовала чуть более тридцати работ по этнографии, языку и фольклору тюркских народов Саяно-Алтая. Все они не потеряли своей научной ценности и в наши дни, ссылки на ее статьи по этнографии, фольклору, языку в настоящее время делаются в работах специалистов не только по тюркским народам. Мировая тюркология и поныне высоко чтит научный вклад Н.П. Дыренковой в тюркское языкознание, фольклор и этнографию. В 1965 г. в Висбадене Н. Поппе в своей книге «Введение в алтайское языкознание» опубликовал 29 биографий и списки трудов выдающихся тюркологов мира, среди них и Н.П. Дыренкова.

Ее научный архив (сохранившийся не полностью) находится в Санкт-Петербурге, в МАЭ РАН. Умерла Н.П. Дыренкова в блокадном Ленинграде, на работе, 28 октября 1941 г. После смерти ее полевые материалы и рукописи оставались в секторе Сибири Института. Лишь в 1950 году они были переданы В.В. Антроповой (сотрудницей этого сектора) в архив без предварительной научной обработки. В настоящее время фонд Н.П. Дыренковой переработан, материалы его включены в одну опись, которая составляет 270 единиц хранения.

Источник:

Статья В.П. Дьяконовой на сайте Музея антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера) (Санкт-Петербург)