Институт этнологии и антропологии РАН
Функ Дмитрий Анатольевич |
Шорцы. Материальная культура
Основу пищевого рациона шорцев и их исторических предков в течение столетий составляли продукты занятий охотой, рыболовством и собирательством. В таежной части Шории имелись небольшие делянки, на которых выращивался ячмень, из которого делалась каша, заправка для супа, а также талкан (мука) из обжаренных и толченых/молотых зерен, использовавшийся для приготовления различных блюд и напитков. Разведение домашнего скота практически не практиковалось, о чем хорошо говорит, в частности, поговорка таежных шорцев «Молоком ребенка не корми! Молоко для таежного человека разве пища?!» В северной части Шории, где имелись более удобные природные условия для пашенного земледелия и разведения скота, рацион питания уже во второй половине XIX века во многом определяли именно эти отрасли хозяйства.
Для приготовления талкана зерна ячменя обжаривали в плоской железной чаше, толкли пестом в деревянной ступе, очищали от шелухи на ручной веялке, а затем мололи на ручной каменной мельнице. Такая мельница, сохранившаяся до сих пор на Мрассу почти в каждом хозяйстве, состоит из двух крупных положенных друг на друга каменных дисков, нижний из которых укреплен на деревянной раме, а в край верхнего вставлен рычаг, другим концом укрепленный в отверстие потолочной доски.
Зерно засыпалось в отверстие в центре верхнего диска, который вращался с помощью закрепленного в небольшом углублении рычага, а готовая мука ссыпалась с краев нижнего диска на деревянную раму-столик. Регулируя специальным клином зазор между двумя дисками с насечкой, можно было получать как муку талкан , так и крупу шарык .
Талкан
ели, добавляя в чай, молоко, холодную воду, сметану. Из него приготавливали и густую кашу
саламат
. Крупой заправляли мясной суп
урге
. Кондомские шорцы варили из крупы похлебку на молоке, добавляя в нее рыбу, мясо, корни кандыка. Традиционным было и другое блюдо
тутпаш
– сваренные в молоке или воде галушки из пшеничного теста, смешанного с толченой сушеной рыбой. Из пресного теста готовили лепешки терптек, в русских печах в чугунных сковородах выпекали круглый хлеб
калаш
.
Из мясной пищи лакомством считались вяленые полоски конины сугум. Обычно отваренное свежее мясо выкладывали на блюдо и ели без хлеба, отрезая ножом кусочки, запивая все это мясным бульоном. На промысле употреблялось обжаренное на костре мясо птиц и диких животных, кроме рыси, выдры и крота. Торговцы-шорцы ели также баранину и свинину. Появившийся в нач. XX в. картофель варили в чугунках «в мундире» или пекли в золе костра.
Из растений в пищу употребляли вываренные корни сараны саргай и кандыка пес, сырыми жевали стебли черемши колбы или солили ее в берестяных туесах (сейчас – в стеклянных банках), мелко порезав.
Традиционные алкогольные напитки – арака, сыра, абыртка делались из ячменя и (позже) картофеля. Из абыртки – настоя муки, смешанной с ячменным солодом, гнали араку. Напиток имел специфический хлебный запах и крепость не выше 10 градусов.
С распространением централизованного снабжения во второй половине XX века рацион питания шорцев существенно изменился. В нем стали играть большую роль покупные мучные изделия, сахар, сгущенное молоко, тушенка. В огородах, если это позволяли природные условия, стали выращивать даже виноград.
В настоящее время покупные продукты практически полностью определяют картину питания шорцев.
Традиционной одеждой шорцев являлись распашные халаты и штаны из домотканого холста, ситцевые платья, украшенные по вороту вышивкой цветными нитками или раковинами каури. Головным убором женщинам служил платок, мужчинам — картуз из холста. Зимой надевали шубы, рукавицы, на ноги – кожаные сапоги с портянками из травы-осоки.
Мужчины носили рубахи кӱнек из дабы (хлопчатобумажная ткань) туникообразного покроя с косым или прямым воротом, обшитым цветной материей и застегивающимся на пуговицы. Штаны чанбар штан шили из такой же материи. Пояс плели из конского волоса или заменяли его кендырной (из конопли) веревочкой.
Поверх нательной одежды надевался распашной халат из кендырной ткани. Ворот и нижняя часть подола халата обшивались тесьмой. Запахивался халат слева направо, застегивался сверху на одну пуговицу и обязательно подпоясывался кушаком. Голову покрывал берестяной картуз, холщовый калпак, а у некоторых локальных групп шорцев – платок.
Зимняя одежда – овчинные шубы у низовских шорцев и вязанные из овечьей шерсти рукавицы. Таежные шорцы довольствовались двумя-тремя халатами и холщовым колпаком, реже – меховой шапкой-ушанкой.
Обувью служили кожаные сапоги без каблуков. У бедных – часто с холщовыми голенищами, подвязывающимися под коленями кожаными ремешками.
Женский традиционный костюм состоял из бязевой рубахи-кӱнек, обычно синего цвета, длиною до пят, застегивающейся на груди на мелкие пуговицы.
Полы обшивались полосками из черной ткани. Бязевые синие штаны штан не имели разреза. Плисовый с подкладом халат украшался двумя рядами раковин каури чыланбаш или расшивался цветными нитками геометрическим орнаментом. Раковины-каури использовались также для украшения широких отложных воротников (чапрек) на халатах.
Голову покрывали платком красного или черного цветов, на ногах были кожаные галоши или сапоги. Детская одежда отличалась от взрослой размерами и отсутствием украшений. Специальной праздничной одежды не существовало.
Самым распространенным украшением женщин были серьги ызырга из стальной проволоки в виде полукольца, к которому подвешивались нити с бисером или раковинами каури. Реже встречались оловянные или медные серьги треугольной формы с подвешенными бусинами и серебряными колечками. На пальцах правой руки носили тонкие кольца или медные перстни с печаткой, украшенной квадратами с сердцевидными изображениями. Бытовали накосные украшения – жгуты, сплетенные из конского волоса, обвязанные нитками с бусинками, раковинами каури, перстнями и серебряными монетами. В зажиточных семьях встречались ожерельях из нескольких рядов стеклянных бус разного цвета.
Незамужние женщины и девушки заплетали волосы в три-пять-семь косичек, свисавших ниже пояса с украшениями на концах. Замужние женщины заплетали волосы в две косы. Мужские прически ничем не отличались от причесок русских мужчин-крестьян. Бороды выщипывались специальными деревянными щипцами. Каких-либо украшений шорские мужчины не носили.
Под влиянием русских крестьян, совпавшим с развитием торговли к началу ХХ в., зажиточные шорцы стали носить покупные ситцевые рубахи, суконные штаны, пиджаки, картузы, драповые пальто, халаты из черного сукна с кушаком, сапоги. Повседневной одеждой женщин становилось платье из покупных ситцев разных цветов или из черного сатина, подпоясанное кушаком с подвешенными к нему ключами от амбаров и сундуков. Поверх платья надевался фартук, на голову накидывалась кашемировая шаль черного, красного и желтого цветов, на ногах вместо сапог стали носить ботинки.
Шорцы таежных улусов Южной Шории еще в начале ХХ в. шили одежду из домотканого кендырного холста. С появлением на рынке мануфактурных тканей преимущества при покупке отдавались сатину, дабе и бязи. Эти грубые и недорогие хлопчатобумажные ткани по своим качествам и ширине более всего соответствовали кендырному полотну, так что можно было использовать веками устоявшиеся технологические приемы раскроя.
Устойчиво сохранялся комплект охотничье-промысловой одежды, включавший наплечник, меховую безрукавку, войлочные куртки.
Современная одежда почти без исключения покупная и без каких-либо этнических маркеров, за исключением сценических ее вариантов.
Расселялись таежные шорцы обычно в долинах рек, в аилах, состоявших как правило не более чем из десятка юрт, и называвшихся по имени старшего из сородичей (например, аил Сонабая). У лесостепных мрасских и нижнекондомских предков шорцев, напротив, преобладали довольно крупные улусы, в которых проживали представители разных родов, как это было, например, в улусах Томазак (ныне г. Мыски), Сосновая Гора (Тоз) и многих других. Усадеб не существовало, отдельные юрты и хозяйственные постройки возводились по косогорам приречных долин.
Традиционным жилищем шорцев с древности была простейшая по конструкции каркасная постройка одаг (в просторечии называвшаяся по-русски «шалаш»), которую в конце XIX в. сменила срубная бревенчатая прямоугольная в плане юрта. К нач. ХХ в. в шорских улусах стали преобладать русские срубные избы-одноклети и пятистенки, а у торговцев – крестовые рубленые дома. Из хозпостроек в усадьбах появились амбары, бани, чуланы.
Основным летним и зимним жилищем южных таежных шорцев была покрытая берестой жердчатая юрта, утепляемая на зиму землей. Этот традиционный тип жилища сохранился у мрасских шорцев до наших дней в качестве свадебного «шалаша». Остов его состоит из девяти тонких стволов березы с оставленными макушками, которые связываются между собой ивовым прутом, а комли разводятся по кругу. Снаружи такой остов около пяти метров высотой покрывается кусками бересты и связывается веревками. Оставленное входное отверстие высотою в человеческий рост, завешивается куском холста.
Зимним жилищем северных групп шорцев служили юрты двух типов: бревенчатая с четырехскатной крышей и плетеная из прутьев с плоской крышей юрта, напоминающая телеутскую полуземлянку. Стены такой юрты делались из двойного плетня с земляным заполнением и глиняной обмазкой снаружи и внутри помещения. Конусообразная жердчатая крыша покрывалась куском бересты и сверху засыпалась землей, с оставлением лишь небольшого отверстия для дымохода.
Наибольшее распространение в конце XIX – начале ХХ вв. получила зимняя срубная бревенчатая юрта двух разновидностей с различными конструктивными особенностями крыши и планировки. В верховьях Кондомы это был чайлыг или яйлыг – прямоугольный в плане, высотой до двух метров пихтовый или кедровый сруб с двухскатной самцовой крышей. Крыша имела продольные самцовые слеги, покрытые колотыми лесинами и кусками бересты, засыпавшиеся сверху слоем земли. Под углы нижнего кедрового венца сруба подкладывались каменные плиты. Щели между венцами проконопачивали мхом. Входное отверстие правого угла сруба имело восточную ориентацию и закрывалось дощатой навешанной на ремнях дверью. Справа от входа располагался глиняный очаг, каркасом для которого служили две вертикально поставленные ребром к стене невысокие плахи. В толстой глиняной обмазке между плахами имелись небольшие углубления для выпечки лепешек и деревянные колья с крючьями для подвешивания котелка. Сверху, над очагом, опираясь на плахи, нависала сплетенная из прутьев и обмазанная глиной труба-дымоход. В крыше было отверстие для света, закрывающееся в зиму куском льда. Позднее для этих целей в противоположной входу стене стали вырубать небольшое окно. В промежутке между очагом и левой боковой стеной стояла различная берестяная и деревянная утварь.
Встречались и пятистенные юрты с небольшой прихожей, где хранились утварь и охотничьи снаряжение. Чаще всего снаружи и у входной двери делалась пристройка из приспособленных к выступу крыши горбылей. Здесь хранили хозяйственные предметы, дрова и здесь же жили охотничьи собаки.
Снаружи юрта огораживалась забором с воротами. Внутри усадьбы находился скот, а зимой хранили сено.
По реке Мрассу выше порогов сооружалась похожая по конструкции на кондомскую юрта сенек. Ее отличием был очаг в виде простой глиняной очажной ямы у стены напротив входной двери и двухскатная крыша, крытая поверх бересты не землей, а желобами из полубревен. Деревянный крюк с котелком подвешивался над очагом на поперечной жерди, которая покоилась концами в углублениях верхнего венца.
На р. Пызас встречались похожие на сенеки срубные юрты, но с трапециевидной крышей, крытой берестой, плахами и колотыми бревнами. Русские срубные избы-одноклетки и пятистенки в конце XIX века были основными зимними жилищами шорцев, особенно в низовьях Мрассу и Кондомы, но также и в крупных таежных улусах, хотя в этих случаях рядом с избой обычно находилась традиционная юрта. Строить такие избы обычно приглашались северных шорцев или русских плотников, которые привносили свои традиции в конструкции построек.
Разбогатевшие на торговле пушниной, кедровым орехом и медом некоторые шорцы из улусов Красный Яр, Мыски, Чилису-Анзас, Осинники и ряда других к началу ХХ в. стали строить двухскатные крестовые дома, крытые тесом или железом. Усадьбы таких домов обязательно огораживались деревянным забором с воротами. Внутренняя обстановка домов напоминала интерьер домов купцов г. Кузнецка.
В процессе освоения горно-таежных территорий заметная роль принадлежала полозным средствам передвижения, используемым в основном в охотничьем хозяйстве – нартам, лыжам, волокушам.
Нарты шанак с поклажей шорские охотники тащили за собой на нартах, изготавливавшихся из тальника или черемухи. Для транспортировки охотничьей поклажи, кроме нарт, шорцы использовали также конскую шкуру-волокушу.
Шорские лыжи – невыгнутые, умеренно широкие, длинные и толстые. Черемуховые лыжи-голицы обшивали камусом – шкурой с голени марала, оленя или лошади.
При спуске с гор в качестве руля использовался универсальный вырезанный из березы посох-каёк (шор. кӱрчек), с длинной рукоятью и совкообразной лопаткой на конце. Каёк использовался также для разгребания снега при постройке охотничьего балагана, для установки капканов или в качестве сошки (подставки) для ружья.
Передвижение на воде осуществлялось на плотах и лодках. Для летней рыбалки использовали колодообразную остроконечную лодку-долбленку кебе, управляемую однолопастным веслом.
Против течения на них передвигались с шестом. Основным средством передвижения по воде с начала ХХ в. становятся дощатые лодки, приобретавшиеся у русских мастеров. Управлялись они также однолопастными веслами или длинным шестом с железным кованым наконечником. В 1970-80-е гг. дощатые лодки стали оснащаться моторами «Ветерок» и «Вихрь» с металлической защитой для винта.
На подтаежных и лесостепных территориях использовались телеги и сани, в которые запрягались кони. Впрочем, на санях перевозили сено и в таежных районах Шории.
Современные средства передвижения разнообразны (мотоциклы, автомобили и др.) и не отличаются от тех, которые используются окружающим иноэтничным населением.