Институт этнологии и антропологии РАН
Функ Дмитрий Анатольевич |
Шорцы. Семья, воспитание и образование
Семья (терминологически более точно – «большая семья», поскольку она включала зачастую не только супругов и их детей, но и родителей супругов; средний размер семьи в 1889 г. составлял 5,6 чел.) являлась основной социальной ячейкой общества у шорцев уже, по крайней мере, с середины-конца XIX века, а в северной части Шории и ранее. В течение XIX века выделение семей было окончательно закреплено благодаря введению фамилий (тӧл). Каждый род (сӧӧк/сеок) включал от двух-трех до нескольких десятков фамилий, каждая из которых сохраняла представления о своем первопредке и знала генеалогическое древо, хотя к началу XX столетия процесс утраты родовых связей в северной части Шории зашел настолько далеко, что уже в то время старшее поколение не всегда уверенно могло судить о том, к какому роду относилась их фамилия.
Запрет на вступление в брак между представителями одного рода (экзогамия), а также в ряде случаев между членами родов-побратимов довольно долго сохранялся лишь в южной, таежной части Шории, хотя и там этнографы фиксировали нарушение обычая родовой экзогамии уже в 1920-е годы. Большинство браков было патрилокальными (жена селилась в доме мужа) и моногамными (один супруга и одна супруга), хотя в XIX в. фиксировались также отдельные, редкие случаи многоженства. Подходящим для вступления в брак считался возраст 14–17 лет. В отдаленных таежных аилах встречались браки между 6–10 летними мальчиками-сиротами и 20–30 летними женщинами. В последнем случае до совершеннолетия такая супруга была своему «мужу» матерью, и только потом становилась женой, неся все это время заботы о хозяйстве. В конце XIX – нач. XX века существовало два основных способа заключения брака: умыканием и сватовством. В обоих случаях свадьба той справлялась обычно весной.
Рождение ребенка у шорцев отмечалось довольно скромно. Сразу после родов, которые обычно принимала соседка, пуповину обрезали обычным ножом, заворачивали в тряпку и прятали в сухом укромном месте. По прошествии некоторого времени ее зашивали в украшенный раковинами каури и пуговицами мешочек, который и привязывали над зыбкой к потолочному кольцу. Если рождался мальчик, то его отец делал лучок и небольшую стрелу – эмблему зверопромышленника и атрибут богини Умай, подарившей жизнь ребенку в виде субстанции человеческой души кут. Если рождалась девочка, в углу над колыбелью прибивали к стене вершинку молодой березки – символ свадебного шалаша, а значит замужества. С целью оберега от злых духов в детскую колыбель клали ножик или ножницы, привязывали к веревке пулю или пуговицы, подаренные новорожденному на счастье.
Известны несколько типов колыбелей из бересты или дерева, а также наиболее распространенный тип – затянутая холстом деревянная рама, подвешиваемая за углы к потолку с помощью четырех связанных вместе веревок. В месте их соединения у потолочного кольца в качестве оберега крепилась косточка птицы или животного.
В наречении имени ребенку могли принять участие как отец, мать, родственники, так и случайные люди, оказавшиеся во время родов в юрте. При этом старались избегать совпадений с именем отца, брата или старшего из мужчин. При крещении священник давал ребенку христианское русское имя.
Для привлечения детей к труду большое значение имели игры. Мальчики играли с маленькими луками, лодочками с веслами и шестами, удочками с крючком на нитке, деревянными топориками, игрушечными граблями и бороной. Среди игрушек для мальчиков выделяются лошадки - плоские фигурки с очень выразительно изогнутой шеей, чаще всего с нерасчлененными ногами, с вставным хвостом из ниток. Легкой нарезкой или бахромой из кожи показана шлея.
У девочек были свои игрушки – ступки, прялки, туеса, а также сшитые из ткани куклы. Основу кукол составлял плотно скатанный валик из ткани, обернутый цветной материей. На куклу надевалось одно или несколько платьев, которые подпоясывались ленточкой.
Ранее привлечение к трудовой деятельности – характерная черта всех доиндустриальных сообществ, и шорцы здесь не были исключением. Дети активно помогали в домашней работе, в заготовке ягод и кедрового ореха, в ловле рыбы и на охоте.
Первая начальная школа, в которой стали обучаться дети шорцев, была открыта в XIX в. в улусе Кузедеевском. Стараниями миссионеров был составлен «Шорский букварь для инородцев восточной половины Кузнецкого округа» (1885), а также переведены на шорский язык «Священная история на шорском языке» (1883) и «Указание пути в царствие небесное на шорском наречии» (1884).
После 1917 года церковно-приходские школы были закрыты. В первые советские десятилетия была подготовлена линейка учебников шорского языка с 1 по 7 класс, изданы оригинальные и переводные произведения художественной литературы на шорском языке. В 1936 г. в национальном районе было 33 начальных школы, в которых велось обучение на шорском языке. Начался процесс сложения шорской интеллигенции. После расформирования Горно-Шорского района достаточно быстро произошел отказ от преподавания шорского языка в средней школе (оно прекратилось в 1943 г.) и переход на обучение, в том числе в школах-интернатах, исключительно на русском языке.
Важным этапом в деле возрождения шорской культуры стало открытие в 1989 году в Новокузнецком педагогическом институте кафедры шорского языка и литературы, заведующим которой был назначен к.ф.н. А.И. Чудояков, специалист по шорскому фольклору.
За период с 1989 г. по 1997 г. на кафедру было принято 136 человек. Из них получили дипломы 30 человек.
В 2014 году в результате реструктуризации вуза (к этому времени он являлся филиалом Кемеровского государственного университета) кафедра шорского языка и литературы прекратила свое существование. Тем не менее, и сейчас здесь продолжается подготовка учителей по направлению «Педагогическое образование», профиль подготовки «Родной язык и литература».
Шорский язык в 2000-х годах в качестве дополнительного преподается в детско-юношеском центре «Часкы» г. Таштагола и в этнокультурном центре г. Междуреченска, уроки внеклассного чтения ведутся в школе-интернате No 3 п.г.т. Шерегеш, внеурочным изучением языка занимались ученики школы No 10 пос. Бородино. Лишь в школе-интернате посёлка Ортон Междуреченского района шорский язык преподается как внеурочно (в 5-6 классах), так и на уроках (2-4 классы).
В последнее десятилетие масштабный образовательный проект осуществляется в Кемеровской области под рук. к.пед.н. Елены Николаевны Чайковской. С целью включения предмета «Родной язык» в учебные планы школ с 2019 года идет подготовка программ по шорскому языку для включения их в федеральный реестр, изданы учебные пособия по языку для 1-2 класса, рабочие тетради, дополнительные материалы для изучения языка в дошкольных учреждениях, созданы
видеоуроки
, работает языковая школа «Часкы» в Таштагольском районе.