Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова Сабуров Александр Алексеевич, директор института стратегического развития Арктики Минчук Олег Викторович, ведущий эксперт института стратегического развития Арктики Никифоров Алексей Сергеевич, ведущий эксперт института стратегического развития Арктики |
Шорцы. Транспорт
Транспортная доступность
Населенные пункты в местах проживания шорцев как в Республике Хакасия, так и в Кемеровской области обладают развитой транспортной инфраструктурой. Наиболее распространенным видом транспорта является автомобильный, в меньшем числе населенных пунктов представлен железнодорожный транспорт. Важнейшими элементом авиатранспортной инфраструктуры Республики Хакасия является международный аэропорт «Абакан», обслуживающий население Республики Хакасия, южных районов Красноярского края и Республики Тыва. В зоне обслуживания аэропорта проживает более 600 тыс. человек. На территории Кемеровской области действуют 3 аэропорта: в Кемерово (статус международного с 1998 года), в Новокузнецке (статус международного с 2012 года), и в г. Таштаголе (аэропорт местного значения). Водный транспорт развит слабо: реки Кемеровской области и Республики Хакасия, за исключением Енисея, в большинстве своем несудоходны.
Транспорт | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Населенный пункт | Автодорожный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Сезонность. | Железнодорожный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. | Авиатранспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. | Водный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Сезонность | |||||
г. Абакан[1] |
Город имеет большой транспортный транзитный поток через территорию - крупную транзитную магистраль федерального значения М-54.
Расстояние от Красноярска до Абакана по автотрассе — 410 км (Время в пути: 6:53). Через Абакан идёт федеральная автотрасса Р257 «Енисей» из Красноярска в Туву, к государственной границе с Монголией. Кроме того, в Абакане берёт своё начало региональная автотрасса 95К-002 Абакан — Ак-Довурак. |
В городе проходит Южно-Сибирская магистраль. На территории города находится ряд станций (главная — Абакан, а также Мостоотряд, Городок МПС, Питомник). Железнодорожным транспортом (Красноярская железная дорога) Абакан связан с Москвой, Красноярском, Новокузнецком, Барнаулом. Также существует пригородное сообщение с Бискамжой и Кошурниково. | Гражданский международный аэропорт федерального значения «Абакан». | Наличие речного порта. [2] | |||||
пгт Бискамжа (Аскизский муниципальный район) |
Пассажирские перевозки на территории муниципального образования Бискамжинский поссовет осуществляет предприниматель из г. Абакана. Ежедневно рейсовый автобус выполняет рейс Бискамжа – Аскиз - Абакан (время отправления в 6 ч. 20 мин. по местному времени), и обратно (время отправления в 15 ч. 30 мин. по местному времени).
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования Бискамжинского поссовета, находящихся на балансе поселения составляет 55,1 км (обеспеченность дорог твердым покрытием – 97,6 %)[3]. |
Пгт. Бискамжа располагается на пересечении двух железнодорожных веток: железная дорога «Междуреченск – Абакан – Тайшет» и «Бискамжа – Вершина Теи», и является узловой станцией, поэтому имеется возможность круглогодичного транспортного сообщения с указанными центрами. Перевозка технических грузов (угля, дров) осуществляется автотранспортом Локомотивного депо, МУП «Коммунальное хозяйство», администрацией Бискамжинского поссовета. Пригородное железнодорожное сообщение представлено следующими поездами: электропоезд «Бискамжа – Междуреченск» и электропоезд 6607 (6608) «Абакан – Бискамжа». На территории п.г.т. Бискамжа располагается железнодорожный вокзал.[4] | Ближайший аэропорт находится в Абакане. | Отсутствует. | |||||
Село Балыкса (Аскизский муниципальный район)[5] | Автомобильный транспорт является основным видом пассажирского сообщения. Автобусный маршрут связывает муниципальное образование Балыксинский сельсовет с районным центром и со столицей республики городом Абаканом. | В селе находится железнодорожная станция Балыксу. | Отсутствует. | Информация отсутствует. | |||||
Село Анчул (Таштыпский муниципальный район)[6] | Внешние связи Анчулского сельсовета поддерживаются круглогодично автомобильным транспортом. Протяженность автомобильных дорог местного значения – 19,1 км из них с твердым покрытием 19,1 км. | Отсутствует. | Сооружения воздушного сообщения в Анчулском сельсовете отсутствуют. | Сооружения речного сообщения в Анчулском сельсовете отсутствуют. | |||||
Село Матур (Таштыпский муниципальный район)[7] |
Транспортно-экономические связи Матурского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия осуществляются только автомобильным видом транспорта по грунтовой дороге.
Основным видом пассажирского транспорта поселения является автобусное сообщение. На территории поселения действуют два пассажирских автотранспортных маршрута. В населенных пунктах регулярный внутри сельский транспорт отсутствует. Большинство трудовых передвижений в поселении приходится на личный, ведомственный транспорт, пешеходные сообщения. |
Отсутствует. | Отсутствует. | Отсутствует. | |||||
Кемеровская область | |||||||||
г. Кемерово[8] |
Часть городских магистралей Кемерово являются элементом федеральной трассы М-53 «Байкал», что обуславливает высокую степень загрузки транспортных осей города.
Общественный пассажирский транспорт города Кемерово представлен массовыми видами транспорта: трамваем, троллейбусом, автобусом (муниципальным и коммерческим). Основную роль в пассажироперевозках играет автобусный транспорт. |
В пределах Кемерово находится железнодорожная станция Западно-Сибирской железной дороги. Здесь же расположен главный железнодорожный вокзал города. | В 2,5 километрах юго-восточнее окраины города Кемерово располагается аэропорт, который располагает одной взлётно-посадочной полосой с искусственным покрытием класса «Б» длиной 3200 метров. | На левом берегу р. Томь находится речная пристань. | |||||
пгт Шерегеш (Таштагольский муниципальный район) |
Автодорожные связи района представлены автодорогой Таштагол – пгт Шерегеш.
В связи с развитием Спортивно-туристического комплекса «Шерегеш» по проекту «Кузбассдорфондпроекта» в 2011 г. построена автодорога п. Чугунаш – СТК «Шерегеш», что сокращается время в пути до СТК на 30-35 минут. |
Железнодорожные связи пгт представлены участком ж/д ст. Кондома – ст. Шерегеш, железнодорожной линией Новокузнецк – Таштагол. Железнодорожный участок обслуживает в основном грузовые перевозки Шерегешского рудника.
В сезоне 2018—2019 был запущен специальный электропоезд «Шерегеш-экспресс» для туристов Электропоезд следует по маршруту Новокузнецк — Чугунаш. |
Отсутствует. | Отсутствует. | |||||
г. Междуреченск (муниципальное образование Междуреченский городской округ)[9] | По территории Междуреченского городского округа проходит 2 автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения общей протяженностью 91,5 км. Общая протяженность автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в границах Междуреченского городского округа составляет 91,5 км. |
Междуреченский городской округ пересекает с запада на восток участок железнодорожной магистрали Барнаул - Новокузнецк - Абакан - Тайшет («Южсиб» – дублер «Транссиба»). Это одна из основных углевозных железных дорог Кузбасса, I категории, электрифицированная, 1-но и 2-х путная. Западный участок линии – 2-х путный, с электрической тягой на постоянном токе, восточный – 1-но путный, на переменном токе. Маневровая работа – в основном тепловозная.
. |
Ближайшим к Междуреченскому городскому округу является аэропорт Новокузнецка. Аэропорт Новокузнецка (Спиченково, ООО «Аэрокузбасс») обеспечивает авиационное сообщение жителям юга Кузбасса с городами России и зарубежья. Авиапредприятие осуществляет перевозку пассажиров в труднодоступные районы Горной Шории, выполняет срочные санитарные задания и социально значимые работы для жизнеобеспечения населения Кемеровской области. | Речной транспорт в районе города не получил развития, т.к. находящиеся здесь р. Томь с ее крупным правым притоком р. Усой, малосудоходны из-за небольшой глубины (1-2 м), они используются только для прогулочных, рыболовных, иногда переправных целей на мелкосидящих катерах и лодках (навигация около 6 месяцев). | |||||
п. Ортон (муниципальное образование Междуреченский городской округ)[10] | Внешняя связь посёлка с Междуреченском осуществляется рейсовым вахтовым автобусом по грунтовой автодороге через посёлок Майзас, по понтонному мосту — в летний период, и по ледовой переправе — зимой. В период половодья данный процесс значительно затруднён. В юго-восточном направлении из посёлка Ортон проходит грунтовая дорога к посёлку Ильинка. | Отсутствует. | Отсутствует. | Отсутствует. | |||||
г. Мыски (муниципальное образование Мысковский городской округ)[11] | Грузовые и пассажирские перевозки осуществляются по существующим а/д связям. Автодорожные связи города представлены участками автодороги областного значения Междуреченск-Новокузнецк-Кемерово, обеспечивающие автодорожную связь между основными промышленными центрами Кузбасса. |
Железнодорожный транспорт проектирования представлен магистральной сетью железных дорог ОАО «РЖД» филиала «Западно-Сибирская железная дорога» и сетью ж/д промышленных предприятий.
Магистральная железная дорога представлена участками ст. Томусинская – ст. Междуреченск. Пассажирские перевозки осуществляются поездами дальнего и пригородного сообщения. |
Воздушные сообщения осуществляются через аэропорт г. Новокузнецка, располагаемого на расстоянии 85км от г. Мыски. Аэропорт 1 класса оборудован для перевозки пассажиров самолетами типа ТУ 154, АН–24, Як–40, АН–2 и имеет вертолетные площадки. |
Основной водной артерией района является Мрас-Су. Использование реки как транспортной магистрали не предусмотрено.
Река используется туристами как зона отдыха. |
|||||
п. Чувашка (муниципальное образование Мысковский городской округ)[12] | Через поселок пролегает Сибиргинское шоссе, а также 25-километровая автомобильная дорога «Мыски-Чувашка». | Отсутствует. | Отсутствует. | Основной водной артерией района является Мрас-Су. Использование реки как транспортной магистрали не предусмотрено. | |||||
г. Новокузнецк[13] |
Опорный каркас транспортной сети района сформирован автодорогами регионального или межмуниципального значения, по которым осуществляются основные внешние грузо- и пассажирские перевозки.
С сетью автомобильных дорог федерального значения район связан через областную столицу посредством: автомагистрали Р 384 Ленинск-Кузнецкий – Кемерово и автодороги Ленинск-Кузнецкий – Новокузнецк – Междуреченск. Автодорога Ленинск-Кузнецкий – Новокузнецк – Междуреченск пересекает район с запада на восток, на её долю приходится свыше 90 % от общего объёма грузоперевозок автомобильным транспортом. По данной трассе имеется обход г. Новокузнецка (с южной стороны города) по направлению Калачево – Сосновка – Атаманово. |
По территории муниципального района курсируют пригородные электропоезда: Новокузнецк – Калачево – Прокопьевск, Тальжино – Абагур-Лесной – Новокузнецк – Калачева – Прокопьевск, Новокузнецк – Прокопьевск – Красный Камень, Новокузнецк – Калтан, Новокузнецк – Ерунаково, Новокузнецк – Керегеш, Новокузнецк – Ерунаково и пр.
Железнодорожные линии относятся к Филиалу ОАО «РЖД» Западно-Сибирская железная дорога. Выполняются маршруты до конечных пунктов в Москву, Санкт-Петербург, Адлер, Анапу, Новосибирск, Кисловодск, Владивосток, Барнаул, Томск, Абакан и другие города.[14] Имеются подъездные пути к предприятиям угольной промышленности. |
К западу от границ района (на территории Прокопьевского муниципального района) расположен международный аэропорт Новокузнецк (Спиченково), обслуживаемый ООО «Аэрокузбасс». Аэропорт обеспечивает жителям юга Кузбасса авиационное сообщение с городами России и зарубежья. Авиапредприятие осуществляет перевозку пассажиров в труднодоступные районы Горной Шории, выполняет срочные санитарные задания и социально значимые работы для жизнеобеспечения населения Кемеровской области. Регулярные авиарейсы осуществляются с Москвой, Красноярском, Новосибирском, Сочи. | Река Томь, протекающая по территории района, является судоходной. Действуют два водных маршрута Новокузнецк – Ячменюха и Кемерово – Змеинка, по которым осуществляются пассажироперевозки. | |||||
г. Таштагол (муниципальное образование Таштагольский муниципальный район)[15] |
Участок автодороги Новокузнецк-Таштагол, проходящей по жилой зоне в границах города. Дорога находится в федеральной собственности.[16]
В 2008 году открыта автомобильная дорога Таштагол — Турочак, соединившая Кемеровскую область и Республику Алтай. Организовано автобусное сообщение с Новокузнецком, Междуреченском, Кемерово, Бийском, Горно-Алтайском и с посёлками Таштагольского района. |
Таштагол — конечная станция Южно-Кузбасской ветви ЗСЖД. Связь с крупными станциями осуществляется посредством электропоезда «Таштагол — Новокузнецк». | В городе есть аэропорт «Таштагол» ООО «Аэрокузбасс», принимающий вертолеты всех типов и самолеты «АН-2», осуществляющие грузовые, пассажирские, медицинские и туристические перевозки. | Отсутствует. | |||||
Мундыбашское городское поселение ( муниципальное образование Таштагольский муниципальный район )[17] |
Внешние транспортные связи поселка представлены
- автодорогой регионального значения г. Новокузнецк – п. Кузедеево – г. Таштагол; - автодорогой местного значения п. Кузедеево – пгт Мундыбаш. Автодорога местного значения п. Кузедеево – пгт Мундыбаш проходит по правому берегу реки Кондома. Автодорога V категории, покрытие переходного типа (гравийное-щебеночное) – до грунтового, профилированного. Круглогодичный проезд затруднен из-за уклонов продольного профиля, местами превышающего нормативные значения. |
Внешние транспортные связи поселка представлены участком магистральной железной дороги г. Новокузнецк – г. Таштагол. В пределах пгт Мундыбаш располагается ж/д станция Мундыбаш. К ст. Мундыбаш примыкают подъездные пути Мундыбашской агломерационной фабрики.
Внешние перевозки пассажиров осуществляются пассажирскими и пригородными поездами: - Новокузнецк – Мундыбаш - Новокузнецк – Тенеш - Новокузнецк – Таштагол . |
Воздушные связи осуществляются через аэропорт г. Новокузнецка, который относится к I классу. Пгт входит в зону тяготения аэропорта. Дальние и местные перевозки воздушным транспортом рекомендуется в дальнейшем осуществлять через аэропорт г. Новокузнецка. | В северо-западной части протекает р. Кондома, отнесенная к VII классу по судоходству. Река Мундыбаш и Тельбес разделяют пгт на 3 части. Использовать гидрографическую сеть района (р. Кондома, Мундыбаш, Тельбес) как транспортные составляющие не представляется возможным из-за режима и характера реки (мелкие перекаты, валуны и скальные выходы на поверхность, малая глубина, горные условия, режим питания рек и т.д.). | |||||
Спасское городское поселение ( муниципальное образование Таштагольский муниципальный район )[18] | Транспортные связи пгт представлены автодорогой г. Таштагол – пгт Спасск. Автодорога IV категории, покрытие переходного типа – обеспечивает связь с улично-дорожной сетью г. Таштагола, с автодорожной сетью Таштагольского района, с улично-дорожной сетью пгт Спасск. | Отсутствует. | Воздушные связи осуществляются через аэропорт г. Новокузнецка. | Отсутствует. | |||||
Каларское сельское поселение ( муниципальное образование Таштагольский муниципальный район )[19] |
Основу транспортного каркаса формирует автомобильная дорога регионального значения Кузедеево – Мундыбаш – Таштагол, проходящая в одном коридоре с железной дорогой и обеспечивающая транспортную связь поселения как с административным центром Таштагольского муниципального района, так и с Новокузнецком.
Опорную сеть дорог общего пользования поселения дополняют автомобильные дороги местного значения, обеспечивающие локальные подъезды к населенным пунктам Базарный, Луговской, Каменный Карьер, Березовая Речка. Общая протяженность автомобильных дорог в границах Каларского сельского поселения составляет 145,5 км, в том числе автомобильных дорог регионального значения – 110,2 км, межмуниципального значения – 19,6 км, местного значения (без учета улично-дорожной сети в границах населенных пунктов) – 15,7 км. |
Территорию Каларского сельского поселения с севера на юго-восток пересекает участок железнодорожной линии Мундыбаш – Таштагол Западно-Сибирской железной дороги. Относится к железнодорожной линии 4 класса с преимущественно грузовым движением, количество главных путей – 1. Протяженность участка в границах поселения составляет 66,1 км.
Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом на территории поселения обслуживают пригородные поезда, курсирующие по маршруту Новокузнецк – Таштагол четыре дня в неделю. |
Отсутствует. | Отсутствует. | |||||
Кызыл-Шорское сельское поселение (п. Ключевой - ( муниципальное образование Таштагольский муниципальный район )[20],[21] | Расселение населения относится к неравномерно-рассредоточенному типу, для которого характерна поселенческая структура со средней людностью населения 40 человек, расстояние между поселениями 20-45 км, удаленность периферийных поселков от районного центра в среднем 25- 100км. Необходимо отметить, что подобный тип расселения приводит к наличию серьезных проблем с транспортной доступностью и иными коммуникациями, особенно для отдаленных поселков. | Отсутствует. | Отсутствует. | Отсутствует. | |||||
Усть-Кабырзинское сельское поселение (муниципальное образование Таштагольский муниципальный район )[22] | Автодорожная сеть района представлена автодорогами областного значения, автодорогами местного и муниципального значения. Ежедневно в Усть-Кабырзу едет автобус из Таштагола по грунтовой дороге. | Транспортные связи района представлены железнодорожным транспортом общей сети промпредприятий (Мундыбаш - Таштагол). | Воздушный транспорт представлен аэропортом «Таштагол» в 59 км от поселения. | Существующая речная сеть как транспортная составляющая не используется из-за маловодности с судоходный сезон. Основные реки используются как прогулочная зона отдыха. | |||||
1.
https://абакан.рф/main/o-gorode/generalnyj-plan-goroda-abakana.html
2.
https://абакан.рф/main/o-gorode/generalnyj-plan-goroda-abakana.html
3.
https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/56872
4.
https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/56872
5.
https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/63047
6.
https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/83954
7.
https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/23136
8.
https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/267877
9.
https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/247633
10.
https://www.mrech.ru/upload/image/arhitect/Proekty%20Planirovki/Ортон/ПП%20%20район%20Ортон%20%20том%202.pdf
11.
https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/222885
12.
https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/222885
13.
https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/196718
14.
https://www.vokzal-nk.ru/
15.
https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/24010
16.
https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/100654
17.
https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/25596
18.
http://spassk.ucoz.ru/index/gen\_plan/0-66
19.
https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/271175
20.
http://atr42.ru/index/0-555
21.
https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/48547
22.
https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/28952