Институт этнологии и антропологии РАН
Звиденная Оксана Олеговна |
Тазы. Общие сведения о народе
Тазы (самоназвание
та-дзы
) – один из самых малочисленных народов России.
В этнографической науке относятся к Амуро-Сахалинской историко-культурной области, ее Приморскому району. Дальневосточный антропологический тип тазов близок к тунгусскому, формировался на основе смешения этнических групп китайцев с удэгейцами, нанайцами и орочами.
Общая численность тазов, согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, составила 236 человек, что на 38 человек меньше, чем в 2010 году. Основная территория расселения – Приморский край, за пределами которого проживает лишь 15 человек. Тазы равномерно распределены между городской и сельской местностью.
Женщины тазовки с. Михайловка. Фото из фондов Ольгинского историко- краеведческого музея.
Матрена Васильевна Фуенцун и Вера Ивановна Доржу. Фото из фондов Ольгинского историко-краеведческого музея, Приморский край.
Самоназвание народа – «тазы» – фонетический вариант от китайского «тадзы, дадза, тадза » («инородцы»). Современное звучание было введено в научную литературу в конце XIX – нач. XX в. благодаря работам С.Н. Браиловского и В.К. Арсеньева. С этого же времени южно-уссурийские тадзы стали называть себя – тазы , а не тадза или таза (История и культура тазов... 2019: 36).
В отличие от удэгейцев, нанайцев и орочей тазы характеризуются наличием земледелия как основы хозяйственной деятельности. Охота, рыбалка и собирательство также играли важную роль, но отходили на второй план в общем годовом цикле жизнеобеспечения.
С 30-х гг. ХХ в. местом компактного проживания этнической группы является село Михайловка Ольгинского района Приморского края, куда тазы были сселены из разных сел и хуторов юга Приморья. Село расположено в 63 км от районного центра на левом притоке р. Аввакумовка.
Улица, обрамлённая сопками - с. Михайловка, Ольгинский район. Фото Николай Цой, 2006 г.
Самые первые данные о численности тазов относятся к 1872 году, когда их численность составляла 638 чел.
Общая численность тазов, согласно Всероссийской переписи населения 2020 года, составила 236 человек, что на 38 человек меньше, чем в 2010 году. Основная территория расселения – Приморский край, за пределами которого проживает лишь 15 человек. Тазы равномерно распределены между городской и сельской местностью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. тазы внесены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. Из-за своей небольшой численности они входят в «Красную книгу народов России» (Языки народов России. Красная книга. Энциклопедический словарь-справочник 2002).
Бабушка Фуянцун Ято -Мать-героиня Фото Димов Г.В. Фотоархив Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, 1967 г.
Т`азов язык (тазовский язык) – один из говоров северного диалекта китайского языка, имевший обособленное развитие в иноэтничной среде, сохранивший своеобразие из-за влияния местных языков аборигенов – нанайцев и удэгейцев и длительной изоляции от основной массы носителей ( Беликов, Перехвальская 2002). В настоящее время этот язык почти полностью утратил свою коммуникативную функцию, большинство тазов родным языком считают русский (262 чел. из 274, согласно переписи населения 2010 г.).
В этногенезе тазов прослеживаются несколько древних пластов, характерных для формирования тунгусо-маньчжурских народов – удэгейцев, нанайцев, орочей и некоторых других народов амуро-сахалинского региона, плюс более поздние китайский и русский пласты. Происхождение и выделение этнической группы связано с метисацией аборигенов края по женской линии с китайскими мужчинами, наплыв которых был значительным в XIX в. и стал еще более активным после присоединения Уссурийского края.
Вопрос о выделении тазов как отдельного народа из общего числа аборигенов Приморья и Приамурья долгое время оставался нерешенным, это негативно сказывалось на достоверности статистической информации об их численности и расселении. Первые исследователи середины XIX – нач. XX в. относились к народу, говорящему на китайском языке, неоднозначно, каждый понимал и называл их по-своему – кто китайцами, кто удэгейцами, кто орочами или ороченами, а кто возводил их корни к древним народам. Чаще всего тазов «смешивали» с удэгейцами, которые в то время из-за антропологической и культурной близости еще не разделялись c орочами. Первым показал отличия тазов от удэгейцев исследователь Уссурийского края Владимир Клавдиевич Арсеньев, обозначив также степень влияния и ассимиляции китайцами аборигенов из разных районов ( Арсеньев 1926).
Границы расселения тазов в разные исторические периоды были неодинаковы. До вхождения Уссурийского края в состав России это были преимущественно южные территории, глубинные и прибрежные районы, где поселения располагались хуторами по берегам рек и заливов, с хорошим доступом к пищевым ресурсам – рыбе, зверю, а также пригодным для огородничества местам. Во второй половине XIX в. это преимущественно территория по побережью Японского моря от р. Амгу (север Приморья) до границы с Кореей, а также в глубине материка по всему правому побережью р. Уссури (по ее крупным притокам – рекам Бикин, Иман, Даубихэ и др.) (История и культура тазов... 2019: 6).
Семья таза в селении Такемы, 1920-1929 гг. Фотоархив Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, Копия Корниенко Н.И., 1996-1997 гг.
Районы расселения тазов менялись с началом земельной политики и практики землеустройства вновь присоединенных к России территорий. До начала XX в. тазы не причислялись к лицам, имеющим право на земельные наделы, и при активном заселении края проигрывали конкуренцию первопоселенцам на лучшие земельные угодья. Неопределенное положение тазов как «коренных» постоянно ставило их в зависимость от миграционной политики относительно китайского населения, проживающего или промышляющего на территории края. Не разбираясь в этнических особенностях, губернские чиновники вместе с китайцами вытесняли и тазов, что заставляло их мигрировать все дальше в северо-восточном направлении.
Трое мужчин в головных уборах. Тазы. Фото Б.В. Кошкин 1930-1941 гг. Фотоархив Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева.
В 1911 г. было удовлетворено прошение тазов о выделении земельных участков, а в 1914 г. их причислили к разряду оседлых жителей, после чего ситуация стабилизировалась. В это время появились такие поселения, как как Дадагоу (Тутангоу), Эрлдагоу, Аввакумовское, Тазовское и т.д. До 1930-х гг. тазы жили дисперсно в селах: Рассыпчатая падь, Николаевка, Пермское, Чугуевка, Сучан, Тадуши, Сибайгоу, Тетюхе, Ново-Николаевка, Сандагоу, Сыдагоу, Меловка, Богополь, Молдовановка, Петровка, Суворово, Петропавловка, Нижние Лужки, Вангоу, Маргаритово, Татунгоу.
Сейчас современные тазы проживают в населенных пунктах Горноводное, Милоградово, Маргаритово, Пермское, Преображение, Николаевка, Веселый Яр, Ракушка, Тимофеевка и частично в некоторых других селах и городах, за пределами Ольгинского района и Приморского края (История и культура тазов... 2019: 49–50).
Тайга в бассейне р. Сучан (Партизанская) одно из мест, где раньше жили тазы. Фото Звиденная О. 2021 г.
В 1938 г. вследствие политики коллективизации и укрупнения сельских территорий вместо вывезенных корейцев все тазы были переселены в село Михайловка, куда позже были подселены чугуевские нанайцы. Есть мнение, что это в значительной степени поспособствовало консолидации и сохранению этнической группы со своей идентичностью (Тазы 2005: 248).
Тазы. Лица. Жители села Михайловка. Старшее и молодое поколение. Фото Николай Цой, 2016 г.
Относительно этногенеза тазов среди исследователей нет единого мнения. Человек проживал на этих территориях еще с каменного века, кем были те люди, мы не знаем. Для более надежного обоснования соотношения археологических и этнокультур, для описания определяющих этничность признаков исторических источников недостаточно (Березницкий, Примак 2008). Но тем не менее часть исследователей и самих тазов склоняются к мнению, «что тазы потомки каких-то древних жителей таежных районов на стыке границ обитания северных корейцев, китайцев и южных тунгусо-маньчжурских племен» (Старцев 2019). В китайских источниках исследователи находят косвенное подтверждение о прародителях тазов, обитавших в районах Приамурья и Приморья более 1,5 тыс. лет назад. Тщательный анализ языка тазов показал, что в нем наблюдается много слов, нехарактерных ни для аборигенов Приамурья и Приморья, ни для китайцев. «Так, у китайцев бог войны называется Гуанди, бог земледелия – Шэньнун, бог богатства – Цайшень, бог зла – Чжун Куй, а у тазов этих божеств соответственно зовут Хуидзы, Тхуды, Шаньжень и Яудин. Аналогичных названий божеств или хозяев природы, как у китайцев и тазов, в культурах тунгусо-маньчжурских этносов нет. Это свидетельствует о том, что старый язык тазов значительно отличается от языка тазов XIX–XX вв.» (История и культура тазов 2019: 51).
Китайский компонент, ставший этноопределяющим и этноформирующим в культуре тазов в XIX–XX вв., в силу геополитических процессов 1960-х – 1970-х годов негативно сказался на исследованиях народа. Обострение отношений между СССР и Китаем привело к тому, что тазы рассматривались исключительно как часть удэгейцев или орочей.
Николай и Владимир Фуянцун - дети Ято Фуянцун - Матери-героини Фото Димов Г.В. Фотоархив Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, 1967 г.
Значительный вклад в исследование тазов внесли известные дальневосточные ученые Ю.А. и Л.И. Сем, оставив серьезное описание этнической истории и культуры народа. Их научная работа, основанная на многолетних полевых исследованиях тазов 1950-х – 1970-х годов и пролежавшая более 30-ти лет в архивах, стала первой фундаментальной монографией, посвященной небольшому народу юга Приморского края. Благодаря этому труду, по справедливому замечанию В.А. Тураева, тазы буквально возвращены из «небытия» (Сем Ю., Сем Л. 2001: 5).
О тазах писали путешественники, историки, этнографы, географы XIX–XX вв.: Л.И. Шренк, Н.М. Пржевальский, И.А. Лопатин, Л.Я. Штернберг, С.В. Максимов, П.И. Кафаров, Б.И. Алябьев, В.П. Маргаритов, Н.А. Пальчевский, Олимпиада Васильева и др. Отдельные работы, посвященные тазам, можно найти у С.Н. Браиловского, В.К. Арсеньева, В.Г. Ларькина, А.Ф. Старцева, В.В. Подмаскина, А.В. Смоляк, С.В. Березницкого, Л.Е. Фетисовой и др.