Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Плужников Николай Владимирович

Материальная культура

 

 

Одежда

 

Одежда нганасан ярко представляет автохтонную культуру, приспособленную к суровому климату Таймыра. Внешне она не имеет никаких отличий с одеждой тундровых энцев. Шьется из оленьих шкур, но, по фольклорным данным, в прошлом она могла быть сшита из шкурок куропатки или из кожи налима (летний дождевик). Также в прошлом летняя одежда шилась из шкурок гагары, которые не промокают – их обрабатывали лишь с внутренней стороны и сшивали перьями вниз

 

Пища

 

В общих чертах пищу нганасан можно представить по их возможностям промысла в течение года:

 

  • Январь – сушеное мясо дикого оленя, песец.
  • Февраль – сушеное мясо дикого оленя, заяц, куропатка, песец.
  • Март – заяц, куропатка, песец.
  • Апрель – куропатка.
  • Май – дикий олень, куропатка.
  • Июнь – дикий олень, утка.
  • Июль – рыба.
  • Август – рыба, гусь.
  • Сентябрь – дикий олень, рыба, гусь.
  • Октябрь – дикий олень, рыба.
  • Ноябрь – дикий олень, песец.
  • Декабрь – сушеное мясо дикого оленя, песец.

 

По этому списку видно, что традиционная пища нганасан была преимущественно мясная, рыба преобладала только летом и только у нганасан, обитавших вокруг озера Таймыр.

 

Устные предания нганасан изобилуют сообщениями о весенних голодовках. Самое трудное время в году – период с момента ухода диких оленей на север до появления рыбы и прилета птиц. В это время пищей служили мыши и корни зонтичного астрагала – сырые или вареные, которые выкапывали лопаточками из оленьего рога.

 

Основной источник мяса – дикий олень. Свежуют оленя только мужчины. Сырым съедается вымя (и высасывается молоко), сердце, почки, печень, легкие, язык, головной и костяной мозг. Мозг и язык считаются лакомством. Кровь оленя наливается в его желудок или мочевой пузырь. Мясо варят только до образования на нем наружной корки, в середине оно почти всегда остается сырым. Мясного навара не пьют за исключения бульона из размельченных костей. В пищу идут все части оленя, включая содержимое его желудка («моняла»). Моняло едят сырым, копченым или вареным вместе с кровью. Коптят его два-три дня над очагом. Лакомством считается окологлазный жир оленя, который накапливают в оленьих желудках и потом едят в вареном или сыром мерзлом виде, нарезая его мелкими кусочками. Кишки оленя лишь слегка очищаются от содержимого и варятся. Часть оленьей туши нарезается тонкими ремешками и со всех сторон равномерно провяливается вместе с жиром. Полученное мясо потребляют с чаем взамен сухарей. Лакомым блюдом считаются сырое мясо оленя, прокопченное над огнем очага и мозг ножных костей, растопленный вместе со спинным мозгом. Из оленьей крови варится похлебка на мясном отваре; иногда к ней прибавляется мука, это лучшая пища для охотников. Зимой кровь консервируют, замораживая ее глыбами, и, по мере надобности, отрубают от них куски для варки похлебки. Жир от мясного навара снимается ложкой и также замораживается. Затем он раскалывается, подобно сахару, на кусочки и потребляется вприкуску с чаем. Обглоданные кости нганасаны не выбрасывают, а когда их накопится достаточно, разбивают их обухом топора на камне и вытапливают из них жир, который хранят в сосудах из оленьих желудков и мочевых пузырей. Вываренными костями кормят собак. У живых оленей летом срезают молодые неокостеневшие рога и едят их целиком, опалив на них шерсть.

 

На зайца, как и на куропатку, нганасаны ставили петли. И заяц, и куропатка считались пищей бедняков, но в самое голодное время года – весной выручали всех. Голова и внутренности зайца отдавались собакам за исключением желудков. По убеждению нганасан, в заячьих желудках (вместе с содержимым) содержится некоторое количество алкоголя. Считалось, что для взрослого человека достаточно пять заячьих желудков. Поэтому их копили к приезду гостей или же к каким-то семейным праздникам.
Довольно регулярным блюдом было мясо песца. Ловлей песца занимались в течение всего года, в том числе и летом, когда его шкура не имела товарной ценности – исключительно на пищу. Внутренностей песца не ели.

 

В летнее время большим подспорьем в пище оказывается промысел линных гусей. В одной такой облаве можно было добыть сотни и тысячи птиц. Чтобы мясо не пропало, от женщин требовалась напряженная работа по разделке. Если было видно, что женщины не справляются, к ним присоединялись мужчины, помогая выщипывать перья. Все части гуся, включая и вяленое мясо, употреблялись только в вареном виде. Из кожи вытапливался жир и заготовлялся впрок.

 

Уток добывалось немного и не всеми, утиное мясо варят, его не заготавливают, поскольку сезон охоты совпадает с самым голодным временем года – весной. Тогда также охотятся на куропаток, их мясо тоже всегда варят, но кишки с содержимым едят сырыми. Если добытых куропаток было много, то мясистые куски грудины срезались, нанизывались на оленью жилу и коптились в чуме, после чего убирались на долгое хранение.
Из птичьих яиц жарят на оленьем или гусином жиру яичницу, но это блюдо бытовало в рационе нганасан от силы полторы-две недели в году.
Соль, грибы и ягоды в традиционной жизни нганасан (до середины ХХ века) не употреблялись.

 

Рыба

 

Нганасаны употребляют в пищу чира, пелядь, сига, кумжу, осетра, нельму, муксуна, щуку и налима. Налим и щука считаются рыбами, связанными с миром опасных духов Подземного Мира, поэтому их едят в крайнем случае, когда нет другой рыбы и всегда варят за исключением налимьей печени. Собаки нганасан в голодное время предпочитали промышлять мышей, нежели есть налима и щуку.
Свежую рыбу ели сырой (по-русски – согудали), в зимнее время ее замораживали и тонко нарезали ножом (это блюдо по-русски называется строганина). Разделанную рыбу вялили на вешалах и коптили над очагом в чуме (юкола). Икру собирали отдельно. Ее ели сырой, вялили или сушили. Растертую на камне икру смешивали с жиром или же еще добавляли кусочки юколы. Из внутренностей вытапливали жир, который хранили и которым приправляли мясную и рыбную пищу.
Нганасаны считали, что рыба не может быть полноценным заменителем мясной пищи, она «не греет» и, питаясь ею, невозможно выполнять трудную работу.

 

Пищевые запреты

 

Медведь и волк считались близко связанными с миром духов, поэтому охота на них и их мясо были под запретом.

 

Холодильник

 

Осенью, когда лед замерзнет не толще, чем на четыре пальца, из него вырубали пять пластин: четыре шириной в полтора метра; два, два с половиной метра в длину, и одну квадратную – в качестве крышки. Из этих пластин на гладком льду озера или реки делали ледяной ящик, швы заливали водой.
Другим, летним способом хранения запасов пищи вдалеке от стойбища была кладка крупных камней , под которыми находились продукты. Единственный зверь, который мог бы ее нарушить – белый медведь, но на Центральном Таймыре он был редкостью.

 

Рис.22 С-194



 

Ферментация

 

При удачном промысле оленей некоторые туши в теплую пору (поздней весной и ранней осенью) специально проквашивали. Их оставляли неразделанными на 10-15 часов. Внутренности такого оленя прокисают в первую очередь, и мясо приобретает характерный вкус. «Кислого» оленя съедали сразу же, ничего не оставляя впрок. Оленье «кислое» мясо значительно мягче парного, легче разжевывается и легче усваивается. Оно считалось выше по вкусовым качествам свежего и много сытнее его. Его ели, чтобы согреться, а также при различных желудочных недомоганиях. «Кислое» мясо никогда не варили. Его поедали сырым целиком.
Горький вкус жира считался достоинством. Поэтому гостям подавали не свежий жир, а старый.

 

Одежда

 

Одежда нганасан ярко представляет автохтонную культуру, приспособленную к суровому климату Таймыра. Внешне она не имеет никаких отличий с одеждой тундровых энцев. Шьется из оленьих шкур, но, по фольклорным данным, в прошлом она могла быть сшита из шкурок куропатки или из кожи налима (летний дождевик). Также в прошлом летняя одежда шилась из шкурок гагары, которые не промокают – их обрабатывали лишь с внутренней стороны и сшивали перьями вниз. Обработка оленьей шкуры производилась каменными, костяными или металлическими скребками , эффективность которых оказалась примерно одинаковой.

 

 
 
Рис. 24 П-75 -25 С-135

 

 

 

Традиционная летняя одежда и обувь из оленьих шкур (как у многих северных народов) отличаются от зимней только изношенностью, которая делает их менее теплыми и непригодными для зимы, а также специально сделанным в подошве отверстием – чтобы выливалась вода. У обуви нганасан и тундровых энцев отсутствуют этнографические аналоги: она не имеет подъема и может держаться на ноге лишь, будучи привязанной к поясу . Женская обувь отличается от мужской только некоторыми деталями оформления и более низким голенищем. Подошвы делаются из оленьих лбов или камусов. Зимой к обуви добавляются меховые чулки, того же покроя что и обувь. На пару таких чулок идет целиком одна оленья шкура.

 

Рис.25



Мужская одежда отличается от женской. Нижняя одежда шьется из ровдуги. Мужчины носят штаны, а женщины – комбинезон, закрывающий грудь и спину.
Рис.26



Обязательной деталью комбинезона, не имеющей этнографических аналогов, являются широкие полулунные подвески из желтой меди со штампованным узором, пришитые спереди в качестве оберегов
.
Рис.27



Зимой поверх штанов и комбинезона надевается меховая одежда, аналогичная по покрою, мехом внутрь
.
Рис.28



Сверху надевается пояс, к которому крепятся женские или мужские инструменты (нож в ножнах, игольник и т.д.). У мужчин к нижнему концу ножен крепится ремешок, которым предмет привязывается к ноге
. Верхняя одежда шьется из двух частей (внутренней и внешней) аналогичного покроя. Внешняя – чуть короче и мехом наружу, внутренняя – чуть длиннее и мехом внутрь. К рукавам внешней пришиваются рукавицы из оленьих камусов (с щелью – чтобы можно было вынуть из них руки, не снимая одежды). Летом носится только внутренняя часть
.
 
 
Рис.30-31

 

 

 

Мужская одежда – глухая, с капюшоном ,

 

 
 
Рис.31-32

 

 

Женская – распашная, с вязками вместо пуговиц, воротником из собачьего меха и шапкой, напоминающей капор
.
 
 
Рис.33-34

 

 

Шапка по лицу имеет такую же опушку, что и воротник, у мужского капюшона опушки нет. Для долгих поездок шьется шуба из шкуры с длинной зимней шерстью аналогичного покроя верхней одежде. У мужчин к капюшону спереди пришивается султан из оленьего хвостика – в качестве этнического маркера. У женщин такой султан – только на свадебной (танцевальной-погребальной) шапке. К специфически дорожной мужской одежде относится меховой мешок для ног
, а у женщин – меховой полог для нарты, открытый с левой стороны
. Общая черта мужской и женской верхней одежды, не имеющая этнографических аналогов – двойная меховая опушка по подолу, которая создает впечатление, что когда-то подол был наставлен.
Рис.36



Кроме повседневной одежды специально шьется праздничная, она же погребальная. Ее шили после того, как ребенку исполнится семь лет. В течение жизни погребальную одежду можно было перешивать три раза. В этой одежде активно используется красный цвет – она трехцветная
,
 
 
Рис.37-38

 

 

в повседневной преобладают два – черный и белый
.
Рис.39



Белый цвет достигается специальной обработкой кожи, черный и красный – при помощи измельченных и смешанных с жиром графитных красителей. Для оформления орнаментов используются аппликации из меха и кожи, бисер нганасаны в одежде не применяют (в отличии от долган). Употребление нганасанами бисера встречается в женских праздничных головных повязках
,
 
 
Рис.40-41

 

 

а также в оформлении снеговых очков
и в праздничной (свадебной, погребальной) оленьей упряжи. Снеговые очки надевались весной и имели ровдужную оправу, в которую были вшиты (например) широкие части металлических чайных ложек или же большие расплющенные монеты – с узкими прорезями.
Рис.42



Детская нижняя одежда представляла собой меховой комбинезон с большим вырезом сзади
. Верхняя одежда для мальчиков и девочек была по покрою в упрощенном виде подобна взрослой, только рукава зашивались наглухо, и у девочек при распашной куртке имелся капюшон
. Детскую одежду, целиком аналогичную взрослой, шили ребенку, начиная с пятилетнего возраста.
 
 
Рис.43-44

 

 

 

Металлические украшения

 

Металлические украшения у женщин и мужчин вплетались в волосы и носились на концах кос . Они ценились очень высоко – их брали разбоем или в качестве трофея у побежденных соперников на состязаниях и во время войн. Они выступают в качестве подарка при сватовстве и возникновении любовных отношений. Со стороны девушки откровенным согласием было подарить на людях избраннику свои подвески, вплетая их в его волосы.

 

Рис.45



 

Прическа

 

И женщины, и мужчины традиционно носили длинные волосы. Их заплетали, обильно смазывая жиром и костным мозгом оленя. Мужчины носили две косы, женщины заплетали четыре и связывали попарно, косы пропускали назад за уши .

 

Рис.46



 

Жилище

 

Некоторые предания нганасан рассказывают об их оседлой жизни в землянках по берегам озера Таймыр. Такие землянки строились на две-три семьи из наносного плавника и больших камней, которые сверху покрывались дерном. Другой тип землянок бытовал у нганасан на границе леса, где было удобно встречать стада дикого оленя, движущиеся в леса на зимовку. Эти землянки строились в песчаных холмах, круглые в плане, диаметром 5-6 м, углубленные от поверхности на метр, и имеющие очаг в виде ямы еще на полметра. Поскольку в этих местах не было проблем с деревом, то над землянкой возводился конический шатер, подобный чуму из большого количества тонких стволов деревьев, поставленных комлями вверх и заложенных дерном вокруг центрального отверстия над очагом. Такая постановка деревьев, вероятно, была связана с удобством крепления кусков дерна. По некоторым данным, у этих землянок было два входа – друг напротив друга, один, вероятно, сакральный, в любом случае от очага в противоположную от входа сторону шла траншея – для вентиляции. На безлесной Пясине бытовал другой тип землянок: там коническая верхушка покрывалась тальниковыми циновками и обмазывалась глиной.
В лесотундре на верховьях Авама и в районе Тагенарских озер, там где проходил волок из пясинского речного бассейна в хатангский для летнего рыбного промысла бытовали голомо (эвенк.) – стационарные жилища типа чума на двух-трех человек. Они были овальными в плане со сдвинутым влево от входа очагом – люди сидели и спали на правой стороне.
Первые описания быта нганасан, сделанные в середине XIX века, уже отражают их полностью кочевой образ жизни, и в качестве соответствующего жилища использовался широко распространенный у кочевого населения Сибири и европейского Севера чум – каркасное коническое строение из шестов и меховых покрышек, обычно образующее в плане окружность с очагом в центре. Благодаря своей сборно-разборной конструкции чум мог иметь разную площадь. При больших размерах его диаметр мог достигать 9 м, при малых – 2,5 м, и тогда окружность в основании превращалась в эллипс, очаг сдвигался влево от входа, а люди находились справа. Выбор места определялся временем года: зимой нганасаны ставили чумы на возвышенностях, чтобы их не заносило снегом и были видны домашние олени, для которых хорошим укрытием от пурги оказывались межхолмистые впадины; осенью стойбища устраивали возле рек и ручьев, чтобы охотники не заблудились в темноте, возвращаясь с промысла .

 

Рис.47



Чум собирался в стандартном порядке: сначала устанавливали очаг – квадратный железный лист, лежащий на двух бревнах. В прошлом его заменяла тонкая сланцевая плита. Над очагом ставилась тренога из шестов: два у будущего входа и один напротив него. К этим шестам на уровне груди крепились две горизонтальные жерди, они соединялись позади очага. На эти жерди клали перекладины – на перекладинах висели крюки для котла и чайника
. Обязательной принадлежностью очага были меха, которыми раздували огонь, если дрова были сырыми и плохо горели
.
 
 
Рис.48-49

 

 

По сторонам от очага и входа укладывались половые доски
, между входом и очагом находилась поленница из дров
. Между досками и будущим остовом клали тальниковые циновки
.
 
Рис.50-52








 

 

 

Остов начинали ставить с двух опорных шестов, образующих диаметр: один имел широкий плоский верх с двумя отверстиями для второго
.
Рис.53



Эти отверстия определяли размер жилища: верхние сокращали диаметр основания. Шест с отверстиями ставился в задней части и считался женским, второй – «мужской» образовывал дверной проем. Между шестом с отверстиями и задним шестом очажной треноги внутри пространства ставился особый шест

хючаса

(см. о нем в Духовной культуре)
.
Рис.54



На две опорные жерди накладывались с разных сторон остальные шесты (от 20 до 60 в зависимости от размеров), и на остов сверху вниз привязывались большие покрышки (нюки) из оленьих шкур
.
Рис.55



В середине остова оставляли отверстие для дымохода, и вокруг него крепилась покрышка, сшитая из кожи с оленьих рогов, наиболее огнеупорная по своим качествам. Большие нюки делались с двумя верхними кармашками по краям, чтобы их можно было поднять шестами, и имели сбоку вязки для крепления к жердям остова. Зимой нюки клались в два слоя: нижний мехом внутрь и верхний – мехом наружу. Чтобы снег не приставал к шерсти, чум обертывали полотнищем, сшитом из мешков, парусины или брезента, и, наконец, обматывали длинной веревкой от жерди, стоящей у входа. Для зимнего чума с основанием в диаметре семь метров требовалось 8 больших покрышек: 4 внутренних и 4 наружных. Зимний чум имеет дверь – узкий прямоугольный кусок из двух оленьих шкур, сшитых мехом внутрь и мехом наружу, который с одного бока крепко зажимается жердями
.
Рис.56



В зависимости от направления ветра дверь открывается то с левой, то с правой стороны. Летом вместо двери используется нижний незакрепленный угол нюка. За очагом между нюками находилось отверстие для вентиляции. Зимой снаружи из снега делалась завалинка. Если в чуме жила одна семья, то правая сторона от входа считалась хозяйской, а на левой помещались гости. Если две семьи – то каждая занимала либо правую, либо левую сторону. Пространство за очагом считалось священным и люди там не спали. В качестве одеял использовались меховые пологи (полтора метра в ширину и высоту, до двух метров длиной)
.
Рис.57



Днем они вымораживались, выбивались и сворачивались. Верхняя их часть на ночь ремешками крепилась к шестам чума. Зимние чумы у нганасан перестали использоваться с возникновением долгано-нганасанских совхозов, общим жилищем стали балки (нартенные чумы), распространенные у долган

 

.
Рис.60



 

Средства передвижения

 

Основной традиционный транспорт нганасан как тундровых оленеводов и кочевников – нарты. Вместе с упряжью они подобны тем, которые используют энцы и ненцы. Отличия могут быть обнаружены разве что в величине и пропорциях. Важная черта этой оленеводческой культуры, напрямую не связанная с технологией – управление упряжкой оленей с левой стороны (слева садятся на нарты и передовой олень ставится тоже слева). Передовым запрягали обычно быка, тогда как пристяжными были важенки.
Летом нганасаны предпочитали ходить пешком.

 

Упряжь

 

Наголовник у передового оленя – это две узкие надбровные пластинки, каждая с двумя отверстиями, через которые пропускается ремень, чтобы образовать кольцо .

 

Рис.60



У пристяжных оленей добавляются две широкие нащечные
.
Рис.61



Наголовники пристяжных соединяются ремнями или железными цепями с поясом передового (левого) оленя. Кольцо надевают на морду оленя и закрепляют его при помощи ремешка и застежки на затылке у основания рогов. К концу левой надбровной пластинки привязывается ременная вожжа. Пояс охватывает грудь оленя. С левой стороны к нему крепится костяной держатель вожжи, чтобы она не волочилась по земле. К поясу снизу пришивается на коротком ремешке костяное или металлическое кольцо, от которого идет потяг для нарт
.
Рис.62



Потяг связывает с нартами крайних оленей (левого и правого). Промежуточные олени соединены с потягом при помощи надетых на него блоков. Упряжка управляется хореем – длинным прямым шестом, который держится в левой руке, и вожжой – в правой.

Нарты

 

Все они (подобно ненецким, энецким и долганским – заимствованными у нганасан) имеют высокие копылья, направленные под углом внутрь и нередко назад. Нарты разделяются на легковые и грузовые. Легковые нарты обычно мужские. Это легкие, одноместные, с тремя или четыремя парами копыльев .

 

Рис.63



Исключение представляет ирянка на трех низких прямых парах копыльев, которая бытует и у долган (а раньше бытовала у местных русских старожилов)
.
Рис.64



На ней ездят обычно летом, а зимой могут использовать женщины. Женские нарты относятся к грузовым: они шире и массивнее, поскольку женщина может ехать с маленьким ребенком. Они имеют высокую спинку и передок, благодаря которым на нарты надевается меховой полог с открытой для управления левой стороной
.
Рис.65



Женские нарты используются также для перевозки грузов в аргише. Некоторые грузовые нарты не имеют настила, поскольку на них возят шесты чума с нюками, доски пола и лодку
.
Рис.66



Особый вид нарт – для перевозки идолов (и всяческих святынь). Они внешне были похожи на мужскую легковую нарту, но могли иметь семь пар копыльев. Вместо настила у них был ящик
.
Рис.67



Если идолов было немного, то для них делалась модель нарты, которую крепили на передней части грузовой нарты. При перекочевках устраивался санный поезд – аргиш, который вела хозяйка. В нем был стандартный порядок: первыми шли нарты со святынями, последними – с «нечистыми» предметами (досками пола и женской обувью). Между ними – нарты с одеждой, продуктами, утварью, шестами чума, покрышками, дровами, лодкой.

Лодки

 

Лодки были нужны нганасанам для осенних поколок диких оленей и рыболовства. Они были маленькие, легкие и одноместные. В начале ХХ века нганасаны использовали покупные лодки, привозимые с запада («остяцкие») или с востока от якутов .

 

Рис.68



В более ранние времена нганасаны делали лодки сами – они были каркасные
.
Рис.69



Их обтягивали продымленными оленьими шкурами, чтобы меньше пропускали воду, но все же довольно быстро они начинали течь. Конструкция такой лодки нередко была представлена среди семейных святынь в небольшой модели, где хранились магические камни для сезонной поколки на воде .