Гончаров Н.С., младший научный сотрудник
отдела этнографии Сибири МАЭ РАН
Юкагиры. Краткая историческая справка
В отечественной этнографии совокупность вопросов, связанных с происхождением юкагирского народа, получила название «юкагирской проблемы». Сюжеты, занимающие исследователей, касаются первоначальной территории расселения, занятий, миграций, разных хронологических слоев материальной и духовной культуры юкагиров и ряда иных аспектов. Наиболее спорным и острым оказывается вопрос о том, относятся ли юкагиры к автохтонным, древнейшим обитателям Северо-Восточной Сибири, или же они пришли на эти территории из другого региона. В.А. Туголуков (1985) и А.А. Бурыкин (2002), основываясь на этнографических и археологических источниках, делают вывод о том, что юкагиры мигрировали в места современного расселения из южной Якутии: с территории среднего и нижнего течения рек Алдан и Нижнего Вилюя. В качестве гипотетической причины, которая привела к переселению юкагиров, называется движение тунгусских групп в конце 1 тыс. н. э. в более северные районы. Миграционные процессы в тунгусоязычных сообществах начались в IX в. н. э., когда с территории Забайкалья их стали вытеснять тюркоязычные курыканы; а позже, в XIII–XIV вв., произошла следующая волна смещения тунгусских и юкагирских групп на север и северо-восток от реки Лены, связанная уже с якутским влиянием. А.П. Окладников полагал, что в древности юкагиры заселяли долину реки Лены и территории к западу от нее. Их проникновение в Приколымье и первые контакты с чукотским населением произошли не раньше XIII–XIV вв. Миграционные изменения сопровождались процессами ассимиляции. Некоторые исследователи считают, что оленеводство у тундренных юкагиров, изначально охотников и рыболовов, возникло в XVII в. как результат заимствования у тунгусских сообществ.
Однако существуют и иные точки зрения на вопросы ранней истории юкагиров. Один из крупнейших исследователей северо-восточной Сибири в XX в. И.С. Гурвич относил их к наиболее древнему аборигенному населению региона. Для аргументации своей позиции он прибегал к использованию археологического материла, находя параллели между ымыяхтахской археологической культурой на севере Якутии (время ее распространения относится к 2200–1300 гг. до н. э.) и этнографическими деталями юкагирской культуры. С.И. Эверстов также полагает, что ымыяхтахские археологические памятники низовьев Индигирки и Лены соотносятся с «протоюкагирами». Кроме того, исследователь разделяет нижнеиндигирских, то есть северных, и южных «протоюкагиров». По его мнению, первые длительное время находились в изоляции, что позволило им сохранить особый антропологический тип и архаичные черты культуры и языка.
По данным И.С. Гурвича, к середине XVII в. юкагиров насчитывалось около 4500 человек. Экологическая нестабильность, голод, эпидемии оспы, стычки с российскими колонизаторами и соседними народами, а также процессы ассимиляции приводили к неуклонному сокращению численности. К 1830 г. основными местами проживания юкагирских родов были районы рек Яны, Омолойя, Ясачной, Коркодона, Алазеи, Большого и Малого Анюя, Омолона, Россошьей, Пенжины, Верхоянского и Колымского округов Якутской области, а их численность составляла 800 человек. В 1897 г. общая численность юкагиров вместе группой анадырского округа составила 544 человека. Преимущественно они проживали на территории Верхоянского, Колымского и Анадырского округов.
История юкагирского народа неразрывно связана с межэтническим взаимодействием, о чем красноречиво свидетельствует описанная выше ситуация регионального многоязычия. Отношения между отдельными самостоятельными группами юкагиров тоже имели свою специфику, отличались разной степенью родства. Н.В. Плужников пишет о том, что наиболее дружественными контактами характеризовались связи у юкагиров, проживавших у соседних рек, в то время как совпадение ареалов проживания и борьба за ресурсы приводили к конфликтам. Интенсивные контакты у юкагиров фиксируются с эвенами, эвенками, чукчами, якутами и русскими, что находило отражение в разных областях культуры. Обменные связи в регионе сформировались задолго до прихода русских, но с появлением в регионе последних они усилились. В обмен с юкагирами со стороны купцов шли металлические изделия, медная посуда, железо для наконечников стрел, хозяйственные инструменты, также в результате общения с новыми соседями в обиходе появились чай, хлеб, мука, сахар, табак, алкоголь.
У костра – привал охотников на берегу р. Омолон. Автор В.И. Иохельсон. Конец XIX в. МАЭ No 4399-79/1
Юкагиры часто служили проводниками в незнакомые земли и принимали участие в военных походах Российского государства против других народов региона, что приводило к ухудшению их отношений с соседями. Например, в XVII и XVIII вв. им неоднократно приходилось сталкиваться с опустошительными атаками чукотских отрядов, против которых они выступали ранее на стороне казачьих групп.
Ухудшение условий проживания приводило к социально-культурным и хозяйственным изменениям в жизни юкагиров. Семьи, ведущие кочевой образ жизни, постепенно оседали неподалеку от якутского и русского населения. Так они улучшали условия жизни, однако теряли при этом свои культурные особенности. Вносили лепту и болезни. Так, эпидемия оспы 1669 г. сократила Хромовский род со 100 до 60 человек, в 1692 г. полностью вымерли плательщики ясака Омолонского рода. Уменьшение численности юкагиров приводило к заселению территории их проживания эвенскими и якутскими группами.
Некоторые юкагирские сообщества со временем забывали родной язык, переходя на эвенский и якутский, а в XX в. – на русский. В то же время происходили и противоположные процессы, когда эвенское население воспринимало юкагирский язык в качестве разговорного, что наиболее отчетливо прослеживается в Нижнеколымском районе. К XX в. в результате значительного административного влияния со стороны государства конфликтные отношения между отдельными группами юкагиров и соседних народов прекратились. На первый план вышли родственные и экономические связи.