Вернуться

Гончаров Н.С., младший научный сотрудник

отдела этнографии Сибири МАЭ РАН

 

Юкагиры. Общие сведения о народе

 

Общая численность юкагиров, согласно Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 1 813 чел. (847 муж. и 966 жен.).

Общая численность юкагиров по переписи 2010 г. составила 1603 человека. Основная их часть проживала в Якутии (1281 чел.) на территории следующих районов: Нижнеколымский, Верхнеколымский, Усть-Янский, Аллаиховский, Среднеколымский; также юкагиры населяют Чукотский автономный округ (198 чел.) и Магаданскую область (71 человек). В настоящее время выделяются две основные группы юкагиров: тундренные, на территории Нижнеколымского района Якутии, и лесные, в Верхнеколымском районе республики. Тундренные юкагиры проживают на территории поселка Черский, сел Андрюшкино и Колымское; лесные – в поселке Зырянка, селах Нелемное и Верхнеколымск. Часть их занимается оленеводством, охотой и рыболовством, поэтому люди не концентрируются в населенных пунктах постоянно, но осваивают большие пространства вокруг.

«Народ этот не называет себя юкагирами, и сами они не знают, кто их так назвал», – писал крупнейший исследователь юкагиров В.И. Иохельсон. По одной из распространенных гипотез, этноним «юкагир» происходит от эвенских слов «йуке» – «холодный» или «йоке» – «далекий», которые в сочетании с суффиксом «гир» («народ»/«племя») переводятся как «далекое племя» / «народ холодной страны». В.А. Туголуков считал, что первая часть слова «юкагиры» возникла от искаженного тунгусского слова «дюкэ» – «лед». В таком случае этноним целиком переводится как «ледяные» или «мерзлые» люди. Самоназвание верхнеколымской (лесной) группы юкагиров – одул, алазейской (или тундренной) – вадул, что переводится как «сильный», «могучий». Юкагиры верхнего течения реки Колымы называют тундровых юкагиров «алаи», а последние именуют лесных «когимэ» (вороньи люди).

Жена и сестра первого Алазейского юкагирского рода (слева – ламутка, справа – юкагирка). Автор В.И. Иохельсон. Конец XIX в. МАЭ No 4399-2/1

 

К моменту появления первых письменных сведений о юкагирах в XVII в. территория их проживания была обширной и занимала огромные пространства Северо-Восточной Сибири от реки Лены до реки Анадыря. Юкагиры не представляли монолитной этнической общности и делились на родоплеменные группы.

Продвижение Российского государства на Северо-Восток Сибири было связано с богатыми пушными ресурсами края. Постепенно государственными людьми выстраивалась такая система добычи «мягкого золота», при которой местные народы, хорошо знакомые с охотничьим промыслом, облагались ясаком – натуральным налогом в виде пушнины. Для удобства контроля за данным процессом коренные жители, порой искусственно, дробились на «административные роды», которые имели мало общего с реальной юкагирской родовой структурой.

Расселение юкагирских групп было тесно связано с реками: хоромои проживали в нижнем течении реки Омолой и реки Яна; пространство среднего и верхнего Омолоя осваивали яндинцы; среднее и верхнее течение Яны занимали ононди. Восточнее, в верховьях Индигирки, проживали шоромба, а в среднем течении – янга. Север Индигирки населяли олюбенцы, их восточными соседями на Алазее были алаи. Восточнее, в среднем и нижнем течении Колымы, а также в нижнем течении Омолона, обитали омоки, с юга соприкасающиеся с обитателями верховий Колымы – когимэ. Средний участок Омолона занимали лавренцы; в бассейне верхнего и нижнего Анадыря жили их соседи ходынцы и анаулы. Севернее находились чуванцы, граничившие с чукчами.

Карта расселения юкагиров (по В.И. Иохельсону) Из «Jesup North Expedition. Vol. IX»

 

Как писали исследователи конца XIX в., юкагирский народ состоял из разрозненных коллективов, не обладавших общим самосознанием или самоназванием, а термин «юкагиры» представлял скорее обобщающую административную категорию. К юкагирам относили группы, отличавшиеся по хозяйственной деятельности, материальной культуре, языку и находившиеся в окружении других народов – эвенов, якутов, русских, чукчей, коряков и др. Лишь верхне- и нижнеколымские юкагиры обнаруживали в тот период наибольшее сходство. Самосознание и самоназвание они сохранили до настоящего времени.

Советская политика перевода коренного населения на оседлость и создания коллективной системы хозяйствования привела к значительным изменениям в разных аспектах жизни юкагиров, начиная от формы расселения и заканчивая мировоззрением. После революции основными местами концентрации охотников, рыболовов и оленеводов постепенно становятся поселки, где они погружаются в иной тип инфраструктуры, взаимодействуют с иными этническими сообществами, частично отрываясь от прежних механизмов жизнеобеспечения. Однако полного перехода к другому образу жизни не произошло, поскольку многие традиционные занятия и культурные формы сохранялись, хотя и в измененном социально-экономическом и культурном контексте.

В Нижнеколымском районе в советский период наибольшая плотность юкагиров отмечалась в трех наслегах гиперссылка: Наслег – низшая административная единица Республики Саха (Якутия), соответствующая сельсовету или сельскому поселению: Олёринском, Халарчинском и Походском. В Олёринском наслеге в 1959 г. всего проживало 92 юкагира, среди них 58 входили в однонациональные, а 34 в смешанные семьи: 13 юкагирских семей, 12 юкагирско-эвенских, 5 юкагирско-якутских, 2 юкагирско-чукотских, а также было записано 3 одиноких юкагира. Халарчинский наслег населяло 34 юкагира, 29 их них проживали в смешанных семьях: была зафиксирована лишь одна юкагирская семья, 12 юкагирско-чукотских, 3 юкагирско-эвенских и 2 юкагирско-якутских.

Для юкагиров было нормой, помимо своего языка, знать чукотский, эвенский, якутский и русский языки. Современные жители района также подчеркивают знание трех, четырех и даже пяти языков как отличительную черту коренного населения. Несмотря на то что этнографические материалы прошлого и настоящего свидетельствуют о таком феномене «сибирских полиглотов», степень владения языками у разных людей имела ощутимые различия. Знание юкагиром, например, чукотского языка могло ограничиваться лаконичным набором основных промысловых терминов. По сообщению исследователей, атмосфера полиэтничности и многоязычия приводила к размытости этнического самосознания юкагиров, неспособности на бытовом уровне провести определенную границу между юкагирами, эвенами, чукчами.

Для верхнеколымских юкагиров в середине XX в. тоже было характерно культурное и языковое разнообразие. В юкагирско-якутском колхозе «Светлая жизнь» числилось 45 хозяйств, из которых 16 было юкагирскими, 7 якутскими, 3 русскими, 2 эвенскими, 9 юкагирско-якутскими, 6 юкагирско-эвенскими и 2 юкагирско-русскими. В поселке Нелемное вне колхоза проживало еще 4 юкагирско-русских семьи, а в поселке Зырянка 2 юкагирско-русские семьи. Практически все работники колхоза «Светлый путь» в 1959 г. были дву- или многоязычны: юкагирским и якутским владели 14 человек, юкагирским и русским – 1 человек; юкагирским, русским и якутским – 31 человек, юкагирским, якутским и эвенским – 7 человек; кроме того, 10 человек владели одновременно юкагирским, эвенским, якутским и русским языками. Соседние коркодонские юкагиры, о которых оставил этнографические заметки Иохельсон, в середине XX в. представляли малочисленную группу, проживавшую в Среднеканском районе Магаданской области, их численность составляла 20 человек: 1 юкагирская семья, 3 юкагирско-русские и 1 юкагирско-якутская.

За едой в чуме. Автор В.И. Иохельсон. Конец XIX в. МАЭ No 4399-10

 

 

Село Андрюшкино. Автор Н.С. Гончаров. 2021 г.

VI съезд юкагирского народа в с. Андрюшкино, 2019 г. https://www.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3011956?ysclid=l7m8il3bqq573199269



[1] Наслег – низшая административная единица Республики Саха (Якутия), соответствующая сельсовету или сельскому поселению (Закон Республики Саха (Якутия)... 1995).