Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Белоруссова С.Ю. кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, зав. Лабораторией музейных технологий МАЭ РАН |
Вепсы. Искусство, промыслы и ремесла
Плотницким ремеслом владели все мужчины, используя несложные инструменты. Дома строили с привлечением соседей и местных плотников. До настоящего времени в Прионежье сохранилась пословица «Вепс с топором за поясом родился». У прионежских вепсов основные строители и «украшатели» домов были плотники из д. Залесье, расположенной недалеко от с. Шелтозеро. Окна домов обрамлялись знаменитыми волютными наличниками (от латинского «voluta»−завиток). В волютных наличниках, балконах домов воспроизводились элементы архитектурного стиля барокко, с которыми местные мастера знакомились при строительстве домов в Санкт Петербурге. В отличие от барочных наличников городских домов, где доминируют волюты, в центре композиции вепсского наличника выделялся образ женщины-берегини. Её изображение в различных вариациях встречается в вышивке и воспринимается как оберег (Строгальщикова 2014: 120).
Мужским занятием являлось изготовление разнообразных изделий из дерева, бересты, плетение из ивовых и еловых корней. Они делали деревянную кухонную утварь, предметы рукоделия - ткацкие станы, прялки, пяльцы и др. Деревянные изделия для рукоделия обычно украшали резьбой. Оригинальным было устройство для стирки белья «humbar» (хумбар) − деревянной колоды с вырубленным в ней углублением, в котором палками толкли белье. Оно находилось на берегу реки или озера.
Женским занятием являлись ткачество, шитьё одежды и вышивка. Полотно ткали на горизонтальных ткацких станах из льняной и шерстяной пряжи. Кроме белого полотна ткали и «пестрядь» – клетчатую или полосатую ткань. Белое тонкое полотно шло на полотенца, подзоры, шитьё верхней части женских рубах, праздничных и венчальных мужских рубах. Из грубого холста, сукна из шерсти или полусукна, вытканного из шерстяных и льняных ниток, шили рабочую и будничную одежду: мужские штаны, балахоны, из пестряди – мужские штаны и юбки. Белое полотно красили, используя ягоды, сажу, ивовую и ольховую кору, луковую шелуху. Чаще красили ольховой корой, которая придавала тканям красно-коричневый цвет. Позднее стали использовать и покупные анилиновые красители. Разноцветные пояса ткались или плелись из шерстяных ниток. Они являлись непременной деталью женского и мужского костюма. Сейчас они становятся и сувенирной продукцией (Строгальщикова 2014: 122–127).
При ряде локальных отличий декоративно-прикладное искусство вепсов всех групп объединяло тематическое единство узоров. Прежде всего это то обстоятельство, что в них существенное (а в вышивках и росписях – преобладающее) распространение получили изобразительные мотивы. Это сближало его с искусством русского населения северо-западных областей. Геометрическая орнаментация по сравнению с изобразительными узорами занимала у вепсов второстепенное место. Это отличало искусство вепсов от искусства севернокарельских и саамских местностей, где геометрический орнамент был чуть ли не единственным видом украшения практически всех изделий.
Наряду с этим декоративно-прикладное творчество вепсов объединяли с искусством южных и средних карел такие (нехарактерные для русского искусства) черты, как отсутствие в вышивках бытовых сюжетов и образов. Это свидетельствует о большей архаике вепсско-карельского узорного шитья. Среди изобразительных узоров преобладали растительные мотивы архаического стиля. Отличительной особенностью у вепсов и карел было также украшение женских рубах геометрическими орнаментами и некоторые другие более частные черты. У вепсов, как и русских Северо-Запада, в изобразительных мотивах прослеживаются два стилистических пласта. В первом, уходящем своими истоками в раннесредневековое искусство, изобразительные узоры имеют схематический, геометризованный стиль. Второй пласт, датированный ХVIII – ХIХ вв., представлен пышными узорами криволинейных очертаний, а также некоторыми мотивами геометризованного стиля (геральдические орлы, барсы и пр.). Эти два крупных пласта в вепсском искусстве XIX – начала XX в. были распространены неравномерно. Изобразительные мотивы ирреалистичной пышной растительности, выполненные в криволинейных контурах, преобладали в северновепсской орнаментике, почти вытеснив там узоры архаического слоя. В средневепсском искусстве в одинаковой мере присутствовали мотивы обоих стилистических пластов, тогда как в южновепсской орнаментике мотивы архаического слоя абсолютно преобладали над узорами позднего происхождения.