|
Доктор исторических наук, главный научный сотрудник,
зав. отделом этнографии Сибири МАЭ РАН Березницкий С.В. Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, отдела этнографии Сибири МАЭ РАН Осипова М.В. |
Ульчи. Духовная культура
Ульчи представляли горы, реки, озера, промысловые угодья живыми, все природные объекты, звери, птицы и рыбы обладали бессмертной душой, имели своих родовых духов-хозяев. Определенные божества олицетворяли космос, землю, солнце, луну и звезды. Вселенная состояла из трех миров: верхнего, или небесного, где обитали небесные люди; среднего, который населяли земные, смертные люди; нижнего, или мира усопших. Кроме того, ульчи выделяли подводный мир Тэмун (Подмаскин 1994: 68-73). Небесные люди были покровителями и судьями земных, учили их нравственным устоям, гуманному отношению друг к другу, к духам-хозяевам, природе (Киле 1994: 64-67).
Хранителями ментальных, мировоззренческих ценностей были шаманы, которыми становились особые люди, выбираемые после смерти сильного шамана его духами-покровителями Аями и Эдехи, а также сородичами. Претендент должен был отличаться от обычных сородичей умом, интуицией, артистизмом, желанием помогать людям. Атрибутами шамана являлись были бубен и пояс, шаманский костюм и шапка, посох, палки со стружками, предмет для гадания, культовые сооружения. Звуки бубна служили призывными сигналами для шаманских духов и одновременно средством устрашения злых существ. Ту же роль выполняли звуки металлических частей пояса шамана во время шаманского танца. Зеркала и подвески выполняли функцию щита от козней злых духов. Деревянный или металлический посох имел навершие в виде головы покровителя помощника. Возле культовых сооружений, столбов шаман приносил жертвы своих духам, «угощал» их кровью, мясом домашних и диких животных, птиц, табаком, спиртным и другими продуктами (Смоляк 1991; Киле 1994: 64-67; Мартынова, Слипецкая 2021: 4).
По верованиям ульчей, души человека и животных обладали бессмертной субстанцией, передаваясь из поколения в поколение. Смерть человека рассматривалась как смена места обитания его души. Для временного вместилища души покойника ульчи выбирали собаку, медвежонка, делали антропоморфную фигурку, для которой шили постель и подушку. Эти вместилища держали до шаманского обряда проводов души покойного в загробный мир. Такой ритуал мог совершать только большой, сильный шаман раз в два-три года. В конце обряда родственники покойного бросали скульптурное вместилище его души в костер и тем самым навсегда расставались с ней (Смоляк 1991).
Большие шаманы раз в два-три года совершали обряд ундиву для воспроизведения своей силы, для очищения стойбищ и жилищ от вредоносных сил и существ. Шаман заходил в каждый дом, где хозяева встречали его с настоем багульника или окуривали им дом. Шаман делал один круг, танцуя под звуки бубна и бряцания подвесок на поясе. В заключение все участники обряда во главе с шаманом делали общий круг по дому и танцевали (Смоляк 1991; Киле 1994: 64-67).
Ульчи обладали комплексом народных знаний об окружающей природе, о человеке и своем обществе. Эти знания отражали духовный облик рыболовов и охотников, вырабатывали способы воспитания подрастающего поколения. В охотничьем промысле ульчам хорошо помогали навыки ориентировки на местности по течениям рек, направлениям ветров, положению небесных светил: Полярной звезде, Млечному Пути, созвездию Большая Медведица. Для определения времени днем ориентировались по положению солнца на небе. Хозяйственный год делился на периоды, имеющие свои названия, связанные с прилетом птиц, началом лова горбуши и кеты, охоты с петлями и т. п. Ульчи знали лунный календарь, в котором год состоял из 12 месяцев, в соответствии с фазами луны. Большую роль в хозяйстве ульчей выполняла народная метрология. Ульчам были известны аспекты народной медицины для лечения порока сердца, опухолей, морской болезни, оспы, нарывов, туберкулеза, дизентерии, чесотки, психических расстройств. С лекарственными целями ульчи использовали более 60 видов растений (Подмаскин 1994: 68-73).
В традиционной погребальной культуре ульчей существовало несколько способов погребения с установкой гроба на пнях, на свайных помостах, под навесами, с оставлением трупов в пораженных эпидемией стойбищах. Подземные погребения совершали в долбленых и дощатых гробах. Для пропавших без вести людей устраивали ложные захоронения с куклой вместо тела (Смоляк 1969: 262-264; 1974: 319-338; 1980: 177-188; Сем 1984: 109-119; Березницкий 1993: 114-118; Титорева 2009: 178-185). Погребальный обряд ульчей отличается от ритуалов остальных народов региона тем, что и в настоящее время на могиле устанавливается плоская дощечка, с фигурными вырезами по бокам и заостренная кверху. В средней ее части проделывали сквозное отверстие, в которое на похоронах и поминках вставляли зажженную курительную трубку, папиросу, сигарету и «угощали» душу покойного табаком (Березницкий 1993: 114-118; Дмитриева 2014: 12-20).
Степень важности медвежьего праздника для культуры ульчей предполагает выделение в особый раздел скульптуры, связанной с этим мировоззренческим элементом. Определяющими моментами можно считать ритуалы игры на музыкальном бревне, устройство сруба для содержания медведя, ритуальные ковши для кормления зверя в неволе, ритуальную посуду, амбары для содержания культовых атрибутов праздника. Шаманская скульптура является наиболее многочисленной и разносторонней. Одно из центральных мест занимает образ духа-покровителя шамана, скульптура типа городо с навершиями на головах фигур.