Доктор исторических наук, главный научный сотрудник,
зав. отделом этнографии Сибири МАЭ РАН Березницкий С.В. Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, отдела этнографии Сибири МАЭ РАН Осипова М.В. |
Ульчи. Материальная культура
Для обработки дерева ульчи использовали топоры, пилы, тесла, ножи, сверла, рубанки, фуганки, дрели, продольные и лучковые пилы. Бревна раскалывали на доски деревянными клиньями. Из дерева строили дома, лодки, нарты, колыбели, изготавливали, вырезали сосуды, блюда и корыта, ложки, коробки и ящики. Берестой обшивали стены и крыши летников, двускатных шалашей. Берестяными полотнищами покрывали грузы в лодках, летом использовали в шалашах как постель; из бересты изготовляли летние шляпы, трафареты для вышивок, ночные колыбели, сумочки, корзинки для ягод и т. п.
Камышовыми циновками завешивали стены, покрывали каны – горизонтальные дымоходы, отапливаемые нары высотой до одного метра и шириной до двух из плоских каменных плит. Дым от очагов проходил под нарами к наружной вертикальной трубе в трех-пяти метрах от стены дома. Плетеные из тальниковых корней и прутьев корзины использовали для переноски рыбы, ягод, шумовками вытаскивали вареную рыбу из котлов (Иванов 1951: 60-124; 1953: 234-290; Смоляк 1994: 31-33, 50-63).
Значение рыбьей кожи в культуре ульчей была настолько большим, что соседние народы Восточной Азии называли ульчей и другие коренные народы Амура «рыбокожими людьми». Из рыбьей кожи изготавливали одежду, обувь, предметы быта, паруса для лодок, покрытие охотничьих шалашей, кожу натягивали на оконные рамы и покрывали ею груз на нартах (Шренк, 1899, 1903; Штернберг, 1933; Каплан 1969: 50-58; Смоляк 1980: 260-266; 1983: 151-158; Кочешков 1994: 82-105; Окладников, 2003: 393-412; Мальцева 2012: 124-132; 2015: 154-162). Обрабатывали рыбью кожу с помощью мялки – обрубка бревна с углублением посередине и колотушки. Размягченную таким образом кожу коптили под крышей жилища в дыму очага для придания ей прочности, водостойкости и непродуваемости (Белобородова 1975).
Из нерпичьих шкур шили обувь, шапки, ножны, охотничьи сумочки, поясные ремни. Из собачьих шкур – шубы, ноговицы, шапки, рукавицы. Обыденный мужской и женский халаты различались отделкой и украшением. Ровдужные халаты расшивались нитками и волосом, украшались вышитыми фигурами птиц, рыб и оленей. Из лосиной ровдуги шили погребальные колчаны (Кочешков 1994: 82-105).
Из шкур и ровдуги лосей и оленей шили обувь и охотничью одежду, постели, колчаны для стрел; камусами – жесткими шкурками с ног оленей и лосей подклеивали лыжи. Из нерпичьих шкур также шили обувь, мужские юбки, шапки, ножны, охотничьи сумочки, поясные ремни, подклеивали лыжи. Из кожи сивуча изготавливали ремни для собачьей упряжи и лыжных креплений, лини для гарпунов, тетиву луков больших самострелов. Из собачьих шкур – шубы, ноговицы, из собачьих камусов – шапки и рукавицы. При обработке шкур применяли железные скребки; в качестве дубильного вещества использовали мозг лосей. Изделия из кожи сшивали нитками из сухожилий лосей и оленей (Каплан 1969: 50-58). Ульчские кузнецы ковали инструменты для обработки кож, рыболовные крючки и остроги (Смоляк 1956).
Водоемы являлись основными транспортными путями. Для передвижения по воде использовали большие дощатые плоскодонные лодки: на них рыбачили, возили дрова, ездили в соседние села. Лодки обладали большой скоростью и грузоподъемностью до двух тонн. На промысле пользовались небольшими дощатыми лодками и берестяными оморочками. На них охотились на лосей, передвигаясь с помощью двулопастного весла, двух коротких весел-лопаточек или шестов (Смоляк 1994: 33-35).
Обилие рыбных ресурсов позволяло держать много ездовых собак: нередко по две-три упряжки в хозяйстве по десять-двенадцать собак в каждой. Собак кормили похлебкой из рыбьих костяков под корьевыми навесами. Ульчская ездовая нарта амурского типа, узкая и легкая, имела двусторонне загнутые полозья. На ней сидели верхом, поставив ноги на маленькие лыжи. Собак в нарты впрягали «змейкой» или «елочкой» на равном расстоянии одна от другой с помощью кожаного ошейника. После изменения технологии заготовки рыбы, с вяления на засолку, собаководство стало угасать, так как для корма собак не оставалось костяков. В конце XIX – начале XX в. на собаках стали перевозить грузы с помощью грузовой нарты восточносибирского типа, в которую их впрягали попарно. Охотники пользовались небольшими «ручными» нартами для перевозки грузов. Для переноски добычи применялись заплечные носилки. Ульчские лыжи были двух видов: подклеенные камусом и голицы.
С приходом советской власти ульчи стали осваивать огородничество, полеводство и животноводство (Старцев 1994: 44-47). Однако навыков обработки земли, ухода за скотом не было.
Традиционные селения ульчей располагались у береговой полосы, в защищенных от сильных ветров, удобных для причаливания лодок и ведения рыболовного промысла местах. Рядом с жилищами стояли амбары, сооружения для сушки сетей, хранения нарт и лыж, вешала для юколы, корьевые летники. Летом пищу готовили на улице на кострах с треножниками над ними, либо котлы ставили на камни, а снизу разводили огонь. Позади жилищ, ближе к тайге стояли священные медвежьи срубы, в которых содержали медведей для праздников, амбары на сваях для медвежьих атрибутов. Рядом стояли близнечные амбары; срубы для погребения матери близнецов гиперссылка: здесь нужно краткое примечание от авторов о близнечных культах, я не возьмусь писать, не специалист (Смоляк 1990: 33-58; 1994: 50-63).
Традиционное зимнее жилище четырехугольного плана (площадью от 30 до 100 кв. м) строили из бревен, без внутренних перегородок. Стены зимника сооружали из горизонтальных бревен, концы которых вводили в пазы каркасных столбов. Некоторые дома снаружи обмазывали глиной, двускатную крышу без потолка покрывали травой и землей. Пол в таком жилище был земляной.
Внутри на горизонтальных жердях подвешивали колыбели, одежду, лыжи и т. д. Посредине стояли три резных столба, которые поддерживали крышу. Между ними возводили низкий помост для кормежки собак в сильные морозы (Маак 1859, таб. 18). Дом отапливался двумя очагами из камней. Над очагом на металлической цепи подвешивали котел и чайник. Освещалось жилище жировыми светильниками из камней или раковин; в них наливали рыбий или нерпичий жир, а фитиль делали из мха. В конце ХIХ в. стали появляться керосиновые лампы. В таких зимниках перед праздником несколько дней держали медведей (Смоляк 1994: 50-63).
Самое почетное место в жилище предназначалось для главы семьи. Слева от входа находилось сакральное место малу/мали, где располагалась скульптура духа-охранителя жилища маси. На канах происходила вся бытовая жизнь: на них сидели, спали, отдыхали, принимали гостей, ели за низкими столиками, делали нитки для сетей, циновки и шили. Спали на канах на тюфяках, укрывшись ватными одеялами, которые на день свертывали и клали около стен (Смоляк 1994: 50-63).
С наступлением теплого сезона семья переселялась в летние корьевые жилища, амбары-летники на сваях. В летнике спали на дощатых нарах, под крышей подвешивали жерди, на которых коптили рыбу. Зимой в таких амбарах-летниках на сваях хранили юколу. Под летником хранили ездовые и грузовые собачьи нарты, работали кузнецы, зимой жили собаки (Смоляк 1994: 50-63).
На промыслах жили в шалашах полуцилиндрической формы из прутьев, крытых травой, корой или циновками, в двускатных шалашах из березовой или лиственничной коры. Долгосрочные зимовья охотники сооружали из колотых плах, поставленных стоймя и наклоненных к середине жилища и засыпанных снаружи землей. Около зимовья строили лабазы на сваях, куда складывали запасы одежды, продовольствие, мясо шкуры добытых животных. Во время морского зверобойного промысла артель жила в коническом шалаше, крытом полотнищами из рыбьих кож. С начала ХХ в. ульчи стали строить срубные дома русского типа без пола и потолка, с железными печами и застекленными окнами.
Традиционная одежда ульчей разделялась на повседневную, праздничную, ритуальную и промысловую
В комплекс повседневной верхней мужской одежды входили халаты, куртки, шубы, юбки. Нижняя одежда состояла из короткой тканевой рубашки типа кимоно с длинными рукавами, левая пола застегивалась на правом боку и стоячим воротником; коротких матерчатых штанов и ноговиц, удерживавшихся при помощи пояска. Зимние ноговицы делали на вате или из собачьего меха (Смоляк 1994: 50-63; Кочешков 1994: 82-105).
Для украшения одежды, изготовления рукавиц, шапок широко применялись камусы белок, выдр, соболей и собак. Богатые ульчи носили шубы из меха лисиц, покрытые хлопчатобумажной или шелковой материей. Зимой мужчины носили головные уборы в виде капоров с верхом, сшитым из полосок белых собачьих камусов, с подбивкой и опушкой вокруг лица из лисьего меха. В морозы под такие шапки поддевали меховые наушники. Летом мужчины и женщины пользовалась берестяными конусообразными шляпами (Кочешков 1994: 82-105).
В комплекс повседневной женской одежды входили: халаты, шубы, нагрудники, штаны, ноговицы; обувь, головные уборы. Нижняя женская одежда состояла из нагрудников эвенкийского типа, штанов, с пришитым в верхней части нагрудником; ноговиц. Женские матерчатые халаты отличались от мужских обилием украшений и металлическими подвесками на подоле. Зимние халаты шили на вате. Зимой женщины носили шапки в виде капора на меху или на вате с верхом из яркой ткани, из лисьих или выдровых камусов, часто с помпоном на макушке. Рукавицы шили из материи на вате, из рыбьей кожи и меха. Дополнительными частями мужской и женской одежды были плетеные из ниток пояса, рукавицы и нарукавники (Смоляк 1994: 50-63; Кочешков 1994: 82-105; Ермолова 2005: 170-301; Яковлева 2011: 220-225). В конце ХIХ в. лишь немногие ульчи хранили редкую одежду из шкурок морских птиц; шкурки сшивались рядами, между ними вшивались кисточки цветного шелка.
Ульчи носили обувь амурского и тунгусского покроя, которую изготавливали из рыбьей, оленьей и сохатиной кожи (ровдуги), нерпичьих и сивучьих кож, нерпичьих шкур, из оленьих и сохатиных камусов. Амурский тип был более распространен. Обувь из камусов и из ровдуги носили с чулками из ткани или из собачьей шкурки, вкладывали для тепла высушенную траву. Женская повседневная обувь отличалась от мужской длиной и материалом голенищ: голенища женской обуви амурского типа делали из ткани, голенища мужской обуви – из нерпичьих шкур. Детская одежда отличалась от взрослой размерами. На зиму детям шили шубки из шкурок щенков или детенышей нерпы – бельков, мехом внутрь с матерчатым верхом или мехом наружу. Девочкам пяти лет надевали нагрудники с бисером и бляшками (Смоляк 1994: 50-63; Кочешков 1994: 82-105).
Непромокаемую и теплую промысловую одежду шили из рыбьей и нерпичьей кожи: халаты, обувь, ноговицы, рукавицы, мужские юбки и куртки. Рыбаки под шубу из собачьего меха надевали несколько халатов и меховые безрукавки; охотники надевали легкую одежду, не стесняющую движений. Отправляясь в дальний путь на нартах, мужчины поверх собачьих шуб надевали юбки из нерпичьих шкур. Головными уборами охотникам служили шапочки из оленьих или белых собачьих камусов, из нерпичьей шкурки; матерчатый шлем, защищавший шею от снега зимой и от гнуса, – летом. До начала ХХ в. мужчины носили шарфы из кусочков беличьих хвостов. Дополнительной частью одежды охотника и рыбака был фартук из рыбьей кожи, который защищал одежду от дождя, снега и острых сучков. К поясам охотники и рыбаки подвешивали ножи, игольники, трутницы (Смоляк 1994: 50-63; Кочешков 1994: 82-105).
В качестве праздничной одежды наиболее ценились халаты из кожи сазана, выбеленной на морозе и украшенной орнаментом. Некоторые шили халаты из дорогих шелковых и парчовых тканей, приобретаемых в Маньчжурии. Иногда шелковые халаты подбивали кусочками меха белки, собаки и лисы; мужские матерчатые халаты с застежкой спереди или посредине и женские с застежкой на правом боку; орнаментированные ровдужные халаты – длинные, расширяющиеся книзу, с удвоенной левой полой и длинными рукавами (Каплан 1969: 50-58).
Для покойного шили три-четыре халата из шелка или из материи, один из них обязательно на подкладке и на вате. В отличие от повседневных, погребальные халаты имели разрез посредине и равные по ширине полы; вместо пуговиц – завязки. На умерших надевали штаны и ноговицы из материи. Погребальные нагрудники делали из шелка или хлопчатобумажной ткани на подкладке. К нагруднику пришивали нефритовое кольцо, тонкую полую бусину или деревянный шарик с отверстием, через которое умерший дышал, по верованиям ульчей. Погребальную обувь шили из ровдуги или лосиных камусов, с орнаментированными верхними краями голенищ. На умерших мужчин и женщин надевали рысьи шапки, с которых срезали торчащие ушки. Лицо закрывали четырехугольным куском меха, сверху покрытым материей. Специфическим мужским элементом погребальной одежды был четырехугольный фартук из ткани или из ровдуги, орнаментированный вышивкой разноцветными шелками и подшейным волосом оленя (Смоляк 1994: 50-63; Кочешков 1994: 82-105; Березницкий 1992б: 43-44; 1993: 114-118).
Одежда шаманов была сходной у мужчин и женщин: кофта с рукавами до локтей и завязками на груди, короткая юбка из ткани или ровдуги. На груди, боках и спинке на юбке нашивали аппликации из материи – изображения защитников шамана: змей, драконов, ящериц, жаб, червей. Во время камланий шаманы надевали шапки из стружек. Шаманский пояс состоял из широкого кожаного ремня, к которому прикреплялись металлические конические подвески и разнообразные металлические предметы, способные издавать мелодичные звуки (Смоляк 1991).
В конце ХIХ – начале ХХ в. ульчи стали заимствовать элементы русской одежды: сапоги, рубахи-косоворотки, картузы, летние головные платки. В настоящее время традиционные халаты используются лишь фольклорными ансамблями (Смоляк 1994: 50-63; Кочешков 1994: 82-105; Мельникова 2008; Лобанова, 2021: 85-89).
Основу питания ульчей всегда составляла рыба, которую употребляли в вареном, вяленом, сыром, жареном видах. Кету для юколы резали тонкими пластами, чтобы они скорее и лучше провялились и смогли дольше храниться. Костяк с полосками мяса сушили для собак. Юколу готовили также из белорыбицы, частика и калуги. Из свежей рыбы делали особое, энергетически насыщенное кушанье: рыбу чистили, мыли, потрошили и долго жарили без соли в собственном жиру в большом котле до тех пор, пока она не превращалась в жирный порошок, который долго хранился. Впрок вытапливали жир из рыбьих внутренностей и голов; его хранили в калужьих или сивучьих пузырях в амбарах. Высушенную кетовую икру ели сухую, добавляли в суп; большая часть сушеной икры шла на корм собакам. Из свежей рыбы варили суп с добавлением дикорастущих растений и морских водорослей. Отварную рыбу готовили без соли и ели ее с солеными дикими травами. Охотники жарили рыбу у костра на вертеле. Широко употреблялась в пищу и сырая рыба, особенно свежезамороженная. Вяленую корюшку мелко нарезали, варили и приправляли диким луком (Смоляк 1994: 50-63).
Из очищенной кожи кеты, ленка, сазана, амура ульчи, равно как и другие народы Амура, готовили традиционное блюдо моси, которое часто становилось ритуальным: на медвежьем празднике, при обрядах жизненного цикла. Кожу разваривали и растирали в деревянном корытце до однородной клейковидной массы, в которую добавляли теплую воду, рыбий и нерпичий жир, бруснику, черемуху, сарану, стланиковые орехи и желуди, разливали в чумашки, и она застывала на холоде в виде студня (Шренк 1899: 129; Штернберг 1936: 39; Золотарев 1939: 110, 116; Таксами 1967: 184, 218, 220; Смоляк 1994, с. 50-63; Крейнович 2001: 160, 207; Глебова 2019: 189–195).
Из диких животных чаще всего ели мясо медведей, лосей, оленей, белок, рысей, соболей; из птиц – диких уток и гусей, рябчиков, глухарей и куропаток. Мясо варили и жарили, делали супы. В сыром виде ели легкие, печень, почки, сердце, костный мозг, мясо с внутренних частей ног лосей и оленей, а также легкие, печень и грудной хрящ нерп. Мясо лосей и оленей заготавливали впрок, нарезав тонкими полосками и разложив на вешалах. Сушеное мясо толкли в порошок и варили с травами. Нерпичье мясо ели редко, жир гораздо чаще с юколой, кашей; заправляли суп. Только на медвежьих праздниках и поминках употребляли в пищу собачье мясо. В прошлом ульчи специально для обряда моления небу покупали у маньчжуров свиней (Смоляк 1994: 50-63).
Употребляли в пищу черемшу, сарану, крапиву, полынь, дикий лук, лишайники, морскую капусту, желуди, орехи, семена конопли, бруснику, голубицу, черемуху, малину, черную и красную смородину, шиповник, жимолость, рябину, боярышник, морошку, клюкву, древесные грибы. Черемша и дикий лук были хорошей витаминной приправой к сырой рыбе и вареному мясу. Из ягод варили варенье, добавляя сахар и рыбий жир. Из черемухи делали лепешки, которые хранили всю зиму. Пищу готовили в покупных котлах различных размеров и форм. Пользовались как покупной, так и самодельной берестяной утварью, деревянными ложками, палочками для еды, большими деревянными поварешками. В результате контактов русских с ульчами произошли изменения в их традиционной системе питания. Широко распространились мучные и молочные продукты и изделия, крупы, соль и сахар (Подмаскин 1994: 68-73).