Вернуться




  Доктор исторических наук, главный научный сотрудник,
зав. отделом этнографии Сибири МАЭ РАН
Березницкий С.В.
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник,
отдела этнографии Сибири МАЭ РАН
Осипова М.В.

Ульчи. Материальная культура


Для обработки дерева ульчи использовали топоры, пилы, тесла, ножи, сверла, рубанки, фуганки, дрели, продольные и лучковые пилы. Бревна раскалывали на доски деревянными клиньями. Из дерева строили дома, лодки, нарты, колыбели, изготавливали, вырезали сосуды, блюда и корыта, ложки, коробки и ящики. Берестой обшивали стены и крыши летников, двускатных шалашей. Берестяными полотнищами покрывали грузы в лодках, летом использовали в шалашах как постель; из бересты изготовляли летние шляпы, трафареты для вышивок, ночные колыбели, сумочки, корзинки для ягод и т. п.

Камышовыми циновками завешивали стены, покрывали каны – горизонтальные дымоходы, отапливаемые нары высотой до одного метра и шириной до двух из плоских каменных плит. Дым от очагов проходил под нарами к наружной вертикальной трубе в трех-пяти метрах от стены дома. Плетеные из тальниковых корней и прутьев корзины использовали для переноски рыбы, ягод, шумовками вытаскивали вареную рыбу из котлов (Иванов 1951: 60-124; 1953: 234-290; Смоляк 1994: 31-33, 50-63).

Значение рыбьей кожи в культуре ульчей была настолько большим, что соседние народы Восточной Азии называли ульчей и другие коренные народы Амура «рыбокожими людьми». Из рыбьей кожи изготавливали одежду, обувь, предметы быта, паруса для лодок, покрытие охотничьих шалашей, кожу натягивали на оконные рамы и покрывали ею груз на нартах (Шренк, 1899, 1903; Штернберг, 1933; Каплан 1969: 50-58; Смоляк 1980: 260-266; 1983: 151-158; Кочешков 1994: 82-105; Окладников, 2003: 393-412; Мальцева 2012: 124-132; 2015: 154-162). Обрабатывали рыбью кожу с помощью мялки – обрубка бревна с углублением посередине и колотушки. Размягченную таким образом кожу коптили под крышей жилища в дыму очага для придания ей прочности, водостойкости и непродуваемости (Белобородова 1975).

Из нерпичьих шкур шили обувь, шапки, ножны, охотничьи сумочки, поясные ремни. Из собачьих шкур – шубы, ноговицы, шапки, рукавицы. Обыденный мужской и женский халаты различались отделкой и украшением. Ровдужные халаты расшивались нитками и волосом, украшались вышитыми фигурами птиц, рыб и оленей. Из лосиной ровдуги шили погребальные колчаны (Кочешков 1994: 82-105).

Из шкур и ровдуги лосей и оленей шили обувь и охотничью одежду, постели, колчаны для стрел; камусами – жесткими шкурками с ног оленей и лосей подклеивали лыжи. Из нерпичьих шкур также шили обувь, мужские юбки, шапки, ножны, охотничьи сумочки, поясные ремни, подклеивали лыжи. Из кожи сивуча изготавливали ремни для собачьей упряжи и лыжных креплений, лини для гарпунов, тетиву луков больших самострелов. Из собачьих шкур – шубы, ноговицы, из собачьих камусов – шапки и рукавицы. При обработке шкур применяли железные скребки; в качестве дубильного вещества использовали мозг лосей. Изделия из кожи сшивали нитками из сухожилий лосей и оленей (Каплан 1969: 50-58). Ульчские кузнецы ковали инструменты для обработки кож, рыболовные крючки и остроги (Смоляк 1956).

Водоемы являлись основными транспортными путями. Для передвижения по воде использовали большие дощатые плоскодонные лодки: на них рыбачили, возили дрова, ездили в соседние села. Лодки обладали большой скоростью и грузоподъемностью до двух тонн. На промысле пользовались небольшими дощатыми лодками и берестяными оморочками. На них охотились на лосей, передвигаясь с помощью двулопастного весла, двух коротких весел-лопаточек или шестов (Смоляк 1994: 33-35).

Обилие рыбных ресурсов позволяло держать много ездовых собак: нередко по две-три упряжки в хозяйстве по десять-двенадцать собак в каждой. Собак кормили похлебкой из рыбьих костяков под корьевыми навесами. Ульчская ездовая нарта амурского типа, узкая и легкая, имела двусторонне загнутые полозья. На ней сидели верхом, поставив ноги на маленькие лыжи. Собак в нарты впрягали «змейкой» или «елочкой» на равном расстоянии одна от другой с помощью кожаного ошейника. После изменения технологии заготовки рыбы, с вяления на засолку, собаководство стало угасать, так как для корма собак не оставалось костяков. В конце XIX – начале XX в. на собаках стали перевозить грузы с помощью грузовой нарты восточносибирского типа, в которую их впрягали попарно. Охотники пользовались небольшими «ручными» нартами для перевозки грузов. Для переноски добычи применялись заплечные носилки. Ульчские лыжи были двух видов: подклеенные камусом и голицы.

С приходом советской власти ульчи стали осваивать огородничество, полеводство и животноводство (Старцев 1994: 44-47). Однако навыков обработки земли, ухода за скотом не было.

Традиционные селения ульчей располагались у береговой полосы, в защищенных от сильных ветров, удобных для причаливания лодок и ведения рыболовного промысла местах. Рядом с жилищами стояли амбары, сооружения для сушки сетей, хранения нарт и лыж, вешала для юколы, корьевые летники. Летом пищу готовили на улице на кострах с треножниками над ними, либо котлы ставили на камни, а снизу разводили огонь. Позади жилищ, ближе к тайге стояли священные медвежьи срубы, в которых содержали медведей для праздников, амбары на сваях для медвежьих атрибутов. Рядом стояли близнечные амбары; срубы для погребения матери близнецов гиперссылка: здесь нужно краткое примечание от авторов о близнечных культах, я не возьмусь писать, не специалист (Смоляк 1990: 33-58; 1994: 50-63).

Традиционное зимнее жилище четырехугольного плана (площадью от 30 до 100 кв. м) строили из бревен, без внутренних перегородок. Стены зимника сооружали из горизонтальных бревен, концы которых вводили в пазы каркасных столбов. Некоторые дома снаружи обмазывали глиной, двускатную крышу без потолка покрывали травой и землей. Пол в таком жилище был земляной.

Внутри на горизонтальных жердях подвешивали колыбели, одежду, лыжи и т. д. Посредине стояли три резных столба, которые поддерживали крышу. Между ними возводили низкий помост для кормежки собак в сильные морозы (Маак 1859, таб. 18). Дом отапливался двумя очагами из камней. Над очагом на металлической цепи подвешивали котел и чайник. Освещалось жилище жировыми светильниками из камней или раковин; в них наливали рыбий или нерпичий жир, а фитиль делали из мха. В конце ХIХ в. стали появляться керосиновые лампы. В таких зимниках перед праздником несколько дней держали медведей (Смоляк 1994: 50-63).

Самое почетное место в жилище предназначалось для главы семьи. Слева от входа находилось сакральное место малу/мали, где располагалась скульптура духа-охранителя жилища маси. На канах происходила вся бытовая жизнь: на них сидели, спали, отдыхали, принимали гостей, ели за низкими столиками, делали нитки для сетей, циновки и шили. Спали на канах на тюфяках, укрывшись ватными одеялами, которые на день свертывали и клали около стен (Смоляк 1994: 50-63).

С наступлением теплого сезона семья переселялась в летние корьевые жилища, амбары-летники на сваях. В летнике спали на дощатых нарах, под крышей подвешивали жерди, на которых коптили рыбу. Зимой в таких амбарах-летниках на сваях хранили юколу. Под летником хранили ездовые и грузовые собачьи нарты, работали кузнецы, зимой жили собаки (Смоляк 1994: 50-63).

На промыслах жили в шалашах полуцилиндрической формы из прутьев, крытых травой, корой или циновками, в двускатных шалашах из березовой или лиственничной коры. Долгосрочные зимовья охотники сооружали из колотых плах, поставленных стоймя и наклоненных к середине жилища и засыпанных снаружи землей. Около зимовья строили лабазы на сваях, куда складывали запасы одежды, продовольствие, мясо шкуры добытых животных. Во время морского зверобойного промысла артель жила в коническом шалаше, крытом полотнищами из рыбьих кож. С начала ХХ в. ульчи стали строить срубные дома русского типа без пола и потолка, с железными печами и застекленными окнами.

Традиционная одежда ульчей разделялась на повседневную, праздничную, ритуальную и промысловую

 

МАЭ No 3618 – 130. Зимняя одежда охотника (за исключением обуви). Стойбище Удан. 1927 г. Фото С.В. Иванова.
МАЭ No 3618 – 135. Свадебный наряд невесты. Стойбище Удан. 1927 г. Фото С.В. Иванова.

В комплекс повседневной верхней мужской одежды входили халаты, куртки, шубы, юбки. Нижняя одежда состояла из короткой тканевой рубашки типа кимоно с длинными рукавами, левая пола застегивалась на правом боку и стоячим воротником; коротких матерчатых штанов и ноговиц, удерживавшихся при помощи пояска. Зимние ноговицы делали на вате или из собачьего меха (Смоляк 1994: 50-63; Кочешков 1994: 82-105).

Для украшения одежды, изготовления рукавиц, шапок широко применялись камусы белок, выдр, соболей и собак. Богатые ульчи носили шубы из меха лисиц, покрытые хлопчатобумажной или шелковой материей. Зимой мужчины носили головные уборы в виде капоров с верхом, сшитым из полосок белых собачьих камусов, с подбивкой и опушкой вокруг лица из лисьего меха. В морозы под такие шапки поддевали меховые наушники. Летом мужчины и женщины пользовалась берестяными конусообразными шляпами (Кочешков 1994: 82-105).

В комплекс повседневной женской одежды входили: халаты, шубы, нагрудники, штаны, ноговицы; обувь, головные уборы. Нижняя женская одежда состояла из нагрудников эвенкийского типа, штанов, с пришитым в верхней части нагрудником; ноговиц. Женские матерчатые халаты отличались от мужских обилием украшений и металлическими подвесками на подоле. Зимние халаты шили на вате. Зимой женщины носили шапки в виде капора на меху или на вате с верхом из яркой ткани, из лисьих или выдровых камусов, часто с помпоном на макушке. Рукавицы шили из материи на вате, из рыбьей кожи и меха. Дополнительными частями мужской и женской одежды были плетеные из ниток пояса, рукавицы и нарукавники (Смоляк 1994: 50-63; Кочешков 1994: 82-105; Ермолова 2005: 170-301; Яковлева 2011: 220-225). В конце ХIХ в. лишь немногие ульчи хранили редкую одежду из шкурок морских птиц; шкурки сшивались рядами, между ними вшивались кисточки цветного шелка.

Ульчи носили обувь амурского и тунгусского покроя, которую изготавливали из рыбьей, оленьей и сохатиной кожи (ровдуги), нерпичьих и сивучьих кож, нерпичьих шкур, из оленьих и сохатиных камусов. Амурский тип был более распространен. Обувь из камусов и из ровдуги носили с чулками из ткани или из собачьей шкурки, вкладывали для тепла высушенную траву. Женская повседневная обувь отличалась от мужской длиной и материалом голенищ: голенища женской обуви амурского типа делали из ткани, голенища мужской обуви – из нерпичьих шкур. Детская одежда отличалась от взрослой размерами. На зиму детям шили шубки из шкурок щенков или детенышей нерпы – бельков, мехом внутрь с матерчатым верхом или мехом наружу. Девочкам пяти лет надевали нагрудники с бисером и бляшками (Смоляк 1994: 50-63; Кочешков 1994: 82-105).

Непромокаемую и теплую промысловую одежду шили из рыбьей и нерпичьей кожи: халаты, обувь, ноговицы, рукавицы, мужские юбки и куртки. Рыбаки под шубу из собачьего меха надевали несколько халатов и меховые безрукавки; охотники надевали легкую одежду, не стесняющую движений. Отправляясь в дальний путь на нартах, мужчины поверх собачьих шуб надевали юбки из нерпичьих шкур. Головными уборами охотникам служили шапочки из оленьих или белых собачьих камусов, из нерпичьей шкурки; матерчатый шлем, защищавший шею от снега зимой и от гнуса, – летом. До начала ХХ в. мужчины носили шарфы из кусочков беличьих хвостов. Дополнительной частью одежды охотника и рыбака был фартук из рыбьей кожи, который защищал одежду от дождя, снега и острых сучков. К поясам охотники и рыбаки подвешивали ножи, игольники, трутницы (Смоляк 1994: 50-63; Кочешков 1994: 82-105).

В качестве праздничной одежды наиболее ценились халаты из кожи сазана, выбеленной на морозе и украшенной орнаментом. Некоторые шили халаты из дорогих шелковых и парчовых тканей, приобретаемых в Маньчжурии. Иногда шелковые халаты подбивали кусочками меха белки, собаки и лисы; мужские матерчатые халаты с застежкой спереди или посредине и женские с застежкой на правом боку; орнаментированные ровдужные халаты – длинные, расширяющиеся книзу, с удвоенной левой полой и длинными рукавами (Каплан 1969: 50-58).

Для покойного шили три-четыре халата из шелка или из материи, один из них обязательно на подкладке и на вате. В отличие от повседневных, погребальные халаты имели разрез посредине и равные по ширине полы; вместо пуговиц – завязки. На умерших надевали штаны и ноговицы из материи. Погребальные нагрудники делали из шелка или хлопчатобумажной ткани на подкладке. К нагруднику пришивали нефритовое кольцо, тонкую полую бусину или деревянный шарик с отверстием, через которое умерший дышал, по верованиям ульчей. Погребальную обувь шили из ровдуги или лосиных камусов, с орнаментированными верхними краями голенищ. На умерших мужчин и женщин надевали рысьи шапки, с которых срезали торчащие ушки. Лицо закрывали четырехугольным куском меха, сверху покрытым материей. Специфическим мужским элементом погребальной одежды был четырехугольный фартук из ткани или из ровдуги, орнаментированный вышивкой разноцветными шелками и подшейным волосом оленя (Смоляк 1994: 50-63; Кочешков 1994: 82-105; Березницкий 1992б: 43-44; 1993: 114-118).

Одежда шаманов была сходной у мужчин и женщин: кофта с рукавами до локтей и завязками на груди, короткая юбка из ткани или ровдуги. На груди, боках и спинке на юбке нашивали аппликации из материи – изображения защитников шамана: змей, драконов, ящериц, жаб, червей. Во время камланий шаманы надевали шапки из стружек. Шаманский пояс состоял из широкого кожаного ремня, к которому прикреплялись металлические конические подвески и разнообразные металлические предметы, способные издавать мелодичные звуки (Смоляк 1991).

В конце ХIХ – начале ХХ в. ульчи стали заимствовать элементы русской одежды: сапоги, рубахи-косоворотки, картузы, летние головные платки. В настоящее время традиционные халаты используются лишь фольклорными ансамблями (Смоляк 1994: 50-63; Кочешков 1994: 82-105; Мельникова 2008; Лобанова, 2021: 85-89).

Основу питания ульчей всегда составляла рыба, которую употребляли в вареном, вяленом, сыром, жареном видах. Кету для юколы резали тонкими пластами, чтобы они скорее и лучше провялились и смогли дольше храниться. Костяк с полосками мяса сушили для собак. Юколу готовили также из белорыбицы, частика и калуги. Из свежей рыбы делали особое, энергетически насыщенное кушанье: рыбу чистили, мыли, потрошили и долго жарили без соли в собственном жиру в большом котле до тех пор, пока она не превращалась в жирный порошок, который долго хранился. Впрок вытапливали жир из рыбьих внутренностей и голов; его хранили в калужьих или сивучьих пузырях в амбарах. Высушенную кетовую икру ели сухую, добавляли в суп; большая часть сушеной икры шла на корм собакам. Из свежей рыбы варили суп с добавлением дикорастущих растений и морских водорослей. Отварную рыбу готовили без соли и ели ее с солеными дикими травами. Охотники жарили рыбу у костра на вертеле. Широко употреблялась в пищу и сырая рыба, особенно свежезамороженная. Вяленую корюшку мелко нарезали, варили и приправляли диким луком (Смоляк 1994: 50-63).

Из очищенной кожи кеты, ленка, сазана, амура ульчи, равно как и другие народы Амура, готовили традиционное блюдо моси, которое часто становилось ритуальным: на медвежьем празднике, при обрядах жизненного цикла. Кожу разваривали и растирали в деревянном корытце до однородной клейковидной массы, в которую добавляли теплую воду, рыбий и нерпичий жир, бруснику, черемуху, сарану, стланиковые орехи и желуди, разливали в чумашки, и она застывала на холоде в виде студня (Шренк 1899: 129; Штернберг 1936: 39; Золотарев 1939: 110, 116; Таксами 1967: 184, 218, 220; Смоляк 1994, с. 50-63; Крейнович 2001: 160, 207; Глебова 2019: 189–195).

Из диких животных чаще всего ели мясо медведей, лосей, оленей, белок, рысей, соболей; из птиц – диких уток и гусей, рябчиков, глухарей и куропаток. Мясо варили и жарили, делали супы. В сыром виде ели легкие, печень, почки, сердце, костный мозг, мясо с внутренних частей ног лосей и оленей, а также легкие, печень и грудной хрящ нерп. Мясо лосей и оленей заготавливали впрок, нарезав тонкими полосками и разложив на вешалах. Сушеное мясо толкли в порошок и варили с травами. Нерпичье мясо ели редко, жир гораздо чаще с юколой, кашей; заправляли суп. Только на медвежьих праздниках и поминках употребляли в пищу собачье мясо. В прошлом ульчи специально для обряда моления небу покупали у маньчжуров свиней (Смоляк 1994: 50-63).

Употребляли в пищу черемшу, сарану, крапиву, полынь, дикий лук, лишайники, морскую капусту, желуди, орехи, семена конопли, бруснику, голубицу, черемуху, малину, черную и красную смородину, шиповник, жимолость, рябину, боярышник, морошку, клюкву, древесные грибы. Черемша и дикий лук были хорошей витаминной приправой к сырой рыбе и вареному мясу. Из ягод варили варенье, добавляя сахар и рыбий жир. Из черемухи делали лепешки, которые хранили всю зиму. Пищу готовили в покупных котлах различных размеров и форм. Пользовались как покупной, так и самодельной берестяной утварью, деревянными ложками, палочками для еды, большими деревянными поварешками. В результате контактов русских с ульчами произошли изменения в их традиционной системе питания. Широко распространились мучные и молочные продукты и изделия, крупы, соль и сахар (Подмаскин 1994: 68-73).