Вернуться




  Доктор исторических наук, главный научный сотрудник,
зав. отделом этнографии Сибири МАЭ РАН
Березницкий С.В.
Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник,
отдела этнографии Сибири МАЭ РАН
Осипова М.В.

Ульчи. Искусство, промыслы и ремесла.


Декоративное искусство ульчей проявляло свои индивидуальные черты и особенности в мотивах орнамента, в колорите декоративных форм и технических приемах. У ульчей всегда высоко ценились оригинальные узоры на берестяных коробках, на лодках, халатах, подвесках для пояса, рукоятках ножей, игольницах, амбарах, ложках, колыбелях и ритуальных предметах. Их искусство четко подразделялось на мужское и женское. Мужчины занимались художественной обработкой изделий из дерева, кости и металла. Домашнее художественное производство, связанное с обработкой и украшениями изделий из рыбьей кожи, ткани, бересты, было в руках женщин.

Ульчи знали множество технических приемов резьбы и росписи, ажурной резьбы со сквозными прорезями, которой украшались ручки ложек и ковшей, кроильные дощечки и карнизы летников-амбаров. Красивым был декор старинного зимнего дома хагду: верхние концы причелин перекрещивались и выдавались наружу. Концы досок были вырезаны в форме завитков. Резные столбы бакса турани делились на среднюю, верхнюю и нижнюю части, украшенные резьбой. На старинных амбарах-летниках черной и красной красками рисовались изображения животных и птиц. Подобные птицы изображались на носовой части больших многовесельных дощатых лодок. Оригинальными по узору были ажурные медные и бронзовые подвески женских нагрудников и подолов халатов из рыбьей кожи (Маак 1859, таб. 19. 20; Кочешков 1994: 82-105; Лобанова, Мартынова 2021: 85-89).

Разнообразной была ульчская резьба на деревянной утвари: сундуках для приданого невесты, коробках для хранения одежды и украшений, ковшах к медвежьему празднику. Эта посуда хранила на себе орнамент древних форм, который лег в основу амурской спирали. Ульчский вариант спирально-ленточного узора можно охарактеризовать как спирали, сгруппированные в кайме в отдельные звенья (Кочешков 1994: 82-105).

В культовой скульптуре ульчей сложилась своя оригинальная традиция. Изображения духов-покровителей семьи маси, хозяев огня, жилища, помощников в промысле, помощников шаманов изготавливали из дерева, железа, меди, свинца, олова, серебра, травы, кожи животных и рыб. Орнаментика и рисунок культовой скульптуры строились на основе стилизованных форм архаической культуры с включением иноэтнических компонентов, заимствованных из Восточной Азии. Ритуальная скульптура изготавливалась антропоморфного, зооморфного, комбинированного видов и применялась в магических обрядах излечения различных недугов, при заболеваниях внутренних органов, при расстройстве пищеварения, при болезни сердца, головных болях и т. п. Подобные амулеты широко использовались в различных проблемных ситуациях для получения здоровья, удачи, положительного влияния на сверхъестественные силы, при обращении к духу-хозяину огня, к охранителю жилища. В культовой скульптуре ульчей на первом месте стоит комплекс домашних охранителей маси, затем комплекс бучу, игравший важную роль в промысловой деятельности как податель хорошей погоды (Иванов 1937: 1-45; 1949: 86-90; 1952: 8-18; 1953: 234-290; 1954:1963; 1970; 1977: 219-227; Иванов, Сергеев 1955: 160 -169; Смоляк 1991: 81, 90, 99; Островский 2005: 123-132; 2009: 4, 8, 72-74; 2014: 246; Березницкий 2003: 190-220; 2018: 111-119; Миссонова 2011: 179).

В целом ульчам были свойственны красочная, яркая орнаментальная система, обилие и особый стиль деревянной скульптуры и изделий из бересты, развитый сюжетный рисунок на плоскости. Символика орнамента и сюжета рисунка отражали особенности их менталитета, нашедшие отражение в ажурной резьбе на дереве, в использовании ровдуги и оленьего волоса при пошиве одежды и ее орнаментации. Настенные ковры изготавливались с крупными широколенточными узорами, мягкими очертаниями и плавными изгибами; с мелкими узорами в виде чешуек, сердцевидных, почковидных, монетовидных узоров, фигурками рыбок. В них искусно сочетаются узоры черного и красного цвета на белом или голубом фоне; красный, коричневый и темно-синий на голубом (Иванов 1936: 50-69; Кочешков 1994: 82-105).

 

Ульчский ковер.