Доктор исторических наук, главный научный сотрудник,
зав. отделом этнографии Сибири МАЭ РАН Березницкий С.В. Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, отдела этнографии Сибири МАЭ РАН Осипова М.В. |
Ульчи. Искусство, промыслы и ремесла.
Декоративное искусство ульчей проявляло свои индивидуальные черты и особенности в мотивах орнамента, в колорите декоративных форм и технических приемах. У ульчей всегда высоко ценились оригинальные узоры на берестяных коробках, на лодках, халатах, подвесках для пояса, рукоятках ножей, игольницах, амбарах, ложках, колыбелях и ритуальных предметах. Их искусство четко подразделялось на мужское и женское. Мужчины занимались художественной обработкой изделий из дерева, кости и металла. Домашнее художественное производство, связанное с обработкой и украшениями изделий из рыбьей кожи, ткани, бересты, было в руках женщин.
Ульчи знали множество технических приемов резьбы и росписи, ажурной резьбы со сквозными прорезями, которой украшались ручки ложек и ковшей, кроильные дощечки и карнизы летников-амбаров. Красивым был декор старинного зимнего дома хагду: верхние концы причелин перекрещивались и выдавались наружу. Концы досок были вырезаны в форме завитков. Резные столбы бакса турани делились на среднюю, верхнюю и нижнюю части, украшенные резьбой. На старинных амбарах-летниках черной и красной красками рисовались изображения животных и птиц. Подобные птицы изображались на носовой части больших многовесельных дощатых лодок. Оригинальными по узору были ажурные медные и бронзовые подвески женских нагрудников и подолов халатов из рыбьей кожи (Маак 1859, таб. 19. 20; Кочешков 1994: 82-105; Лобанова, Мартынова 2021: 85-89).
Разнообразной была ульчская резьба на деревянной утвари: сундуках для приданого невесты, коробках для хранения одежды и украшений, ковшах к медвежьему празднику. Эта посуда хранила на себе орнамент древних форм, который лег в основу амурской спирали. Ульчский вариант спирально-ленточного узора можно охарактеризовать как спирали, сгруппированные в кайме в отдельные звенья (Кочешков 1994: 82-105).
В культовой скульптуре ульчей сложилась своя оригинальная традиция. Изображения духов-покровителей семьи маси, хозяев огня, жилища, помощников в промысле, помощников шаманов изготавливали из дерева, железа, меди, свинца, олова, серебра, травы, кожи животных и рыб. Орнаментика и рисунок культовой скульптуры строились на основе стилизованных форм архаической культуры с включением иноэтнических компонентов, заимствованных из Восточной Азии. Ритуальная скульптура изготавливалась антропоморфного, зооморфного, комбинированного видов и применялась в магических обрядах излечения различных недугов, при заболеваниях внутренних органов, при расстройстве пищеварения, при болезни сердца, головных болях и т. п. Подобные амулеты широко использовались в различных проблемных ситуациях для получения здоровья, удачи, положительного влияния на сверхъестественные силы, при обращении к духу-хозяину огня, к охранителю жилища. В культовой скульптуре ульчей на первом месте стоит комплекс домашних охранителей маси, затем комплекс бучу, игравший важную роль в промысловой деятельности как податель хорошей погоды (Иванов 1937: 1-45; 1949: 86-90; 1952: 8-18; 1953: 234-290; 1954:1963; 1970; 1977: 219-227; Иванов, Сергеев 1955: 160 -169; Смоляк 1991: 81, 90, 99; Островский 2005: 123-132; 2009: 4, 8, 72-74; 2014: 246; Березницкий 2003: 190-220; 2018: 111-119; Миссонова 2011: 179).
В целом ульчам были свойственны красочная, яркая орнаментальная система, обилие и особый стиль деревянной скульптуры и изделий из бересты, развитый сюжетный рисунок на плоскости. Символика орнамента и сюжета рисунка отражали особенности их менталитета, нашедшие отражение в ажурной резьбе на дереве, в использовании ровдуги и оленьего волоса при пошиве одежды и ее орнаментации. Настенные ковры изготавливались с крупными широколенточными узорами, мягкими очертаниями и плавными изгибами; с мелкими узорами в виде чешуек, сердцевидных, почковидных, монетовидных узоров, фигурками рыбок. В них искусно сочетаются узоры черного и красного цвета на белом или голубом фоне; красный, коричневый и темно-синий на голубом (Иванов 1936: 50-69; Кочешков 1994: 82-105).