Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Звиденная Оксана Олеговна

Удэгейцы. Искусство, промыслы и ремесла

Характерное своеобразие удэгейского искусства, его выразительность неразрывно были связаны с изолированностью удэгейцев. Народные мастера создали множество разнообразных оригинальных способов художественной обработки природных материалов. Особенно многообразны виды орнаментального декорирования одежды, изделий из ткани. В технологическом процессе использовались заготовки, расположение орнаментов на изделии имело свое зонирование.

Удэгейский узор. Мастерица Онисия Кялундзюга (Кимонко), с.Гвасюги.
Фото Звиденная О., 2018 г.

В искусстве удэгейцев исследователи выделяют четыре основных мотива: растительный, геометрический, крайне редко зооморфный и антропоморфный, которые больше характерны для одежды шамана.

Декоративно-прикладное искусство удэгейцев подразделялось на мужское и женское. Мужчины занимались обработкой дерева, метала, кости, а женщины – меха, кожи, ткани, рыбьей кожи и бересты. Из бересты женщины изготавливали кухонную утварь, коробки, сосуды, которые имели разную форму, в виде цилиндров, длинные и короткие и т.д. Все они украшались узорами и орнаментами. Характерная удэгейцам, основа орнамента – спираль, является самым древним изобразительным элементом приамурской орнаментики, это символ беспрерывного развития и движения.

Цилиндрический короб суфуляги
для хранения палочек для еды. Конец XIX- нач. XX вв.
Фото из коллекции хабаровского краевого музея им. Гродекова.

Традиционные ремесла сохранили уникальные рецепты обработки изделий, создания красок и специального инструментария. Использование растительных и минеральных красок в росписи орнаментов для украшения одежды и утвари считается самым древним приемом. Разрисовка изделий из шкур и рыбьей кожи использовалась чуть ли не до начала XX века. Краски изготавливали из красной и желтой охры, дубовой коры, трав с синими цветками, сажи, из сока растений и ягод – голубики и брусники, сок из незрелых плодов маньчжурского ореха. Если не было возможности самим изготовить, краску выменивали или приобретали у купцов. Устойчивость цвета достигали при помощи рыбьего жира, икры или папоротника.

Для росписи минеральными красками по бересте или рыбьей коже использовали деревянные палочки зие , кисточки доме и берестяные чашечки для красок – додо . Узоры вырезались из рыбьей кожи или ткани на специальной дощечке маленьким ножиком или, если были, ножницами. Для обработки краев из бересты использовали тальниковые или еловые корни, которые были тонкие и прочные. Узоры крепились на ткань при помощи рыбьего клея, нитками служили сухожилия или тонкие полоски рыбьей кожи, для окраски которых могли использовать минеральные красители.

С появлением новых материалов одежду стали украшать аппликацией и вышивкой. Процесс создания орнамента перед вышивкой начинается с изготовления трафарета.

Трафареты для орнаментов. Автор Онисия Кялундзюга (Кимонко).
Фото Звиденная О., 2019 г.

Мужским видом искусства была обработка дерева. Удэгейские мастера создавали объемные фигуры из дерева больших и малых форм. Часто это были фигурки тигра, человека, птицы, композиция из человека и животного, фигурки собак и др. Резьбой украшали бытовые предметы – столики для еды, разделки мяса, поварешки, кроильные доски и др. предметы. А также орудия труда – рукоятки, весла, шила, перемычки в оморочках.

В скульптуре удэгейцев исследователи выделили три группы: антропоморфная, зооморфная и антропозооморфная (фантастическую). Фигурки могли быть реалистичные или условные, например, изображение человека, у которого вместо туловища столб с остроконечной головой. Зооморфные отличались реалистичностью.

Нередким изображением на шаманских атрибутах был тигр. Его изготавливали в виде фигурок из дерева и соломы, изображали на бересте. Важной деталью рисунка являются поперечные полосы зверя, отличающие его от других изображений животных.

Помимо особого места тигра в традиционной духовной культуре, его изображения стали самыми популярными и в настоящее время.

Сувенирная продукция мастериц общины «Тигр». Фото Звиденная О., 2010 г.

Например, его изображение красуется на логотипе удэгейской общины «Тигр». Орнаментальный рисунок для него был разработан мастерицами этнокультурного центра, соблюдая все традиции спиралевидного узора.

Известно у удэгейцев и ювелирное искусство. Из серебряной проволоки изготавливали серьги, дополняя камнями и другими подвесками. Занимались инкрустацией копий и других орудий. Знали кузнечное дело. Имели отдельные тигли для плавки серебра и золота.

А вот обработка кости не была особо популярна у удэгейцев. Крайне редко можно встретить традиционные изделия с использованием или украшением кости. Из нее чаще создавали предметы быта. Из лучевых костей и рога изюбра делали ременные пряжки, ножи для снятия рыбьей кожи, инструменты для шитья обуви, палочки для еды и копки женьшеня и др.

Сейчас только отдельные люди обладают знаниями и технологиями обработки бересты, кости, металла по старым технологиям. Мастериц, работающих с тканью, сохранилось больше.

Обучающий мастер-класс по пошиву традиционной обуви в этнокультурном центре общины «Буа хани».
Фото из удэгейской группы Вотсапп.

При общинах, этнокультурных центрах работают мастера, изготавливающие традиционную одежду для костюмов фольклорных коллективов, сувенирную продукцию и т.д. Начинаются процессы по возрождению промыслового мастерства среди иманских удэгейцев.

Все чаще для работы используются современные материалы, кожзаменители, что облегчают труд мастера, но изделия теряют свою самобытность и эксклюзивность.