Институт этнологии и антропологии РАН
Тюхтенева Светлана Петровна |
Тубалары. Семья, воспитание и образование
Ситуация с тубаларским языком в местах традиционного и компактного проживания очень сложная. Судя по результатам проведенного в 2020 году силами сотрудников Научно-исследовательского института алтаистики им. С.С. Суразакова проекта «Мониторинг языковой ситуации в Республике Алтай» в Чойском и Турочакском районах, коренное население сел этих районов будущего для языка своей национальности не видят.
Из всей совокупности опрошенных, а это триста человек, в той или иной степени алтайский литературный язык и языки коренных малочисленных народов знает всего 60 человек. При этом лишь пятьдесят человек из трехсот используют алтайский язык или язык своей национальности в повседневной жизни — это учителя, работники библиотек, клубов, сельских администраций. Они читают газеты и книги на алтайском языке, говорят. При этом 294 респондента хотят, чтобы их дети изучали алтайский язык. Одним из факторов, способствующих такого рода ответам опрошенных, является развитие туризма, а знание алтайского языка и родного языка своей национальности люди оценивают как конкурентное преимущество в будущем для своих детей.
Алтайский литературный язык в местах компактного проживания коренных малочисленных народов республики изучают всего около 3900 детей в 32 школах. В двух районах — Турачакском и Чойском, преподавание алтайского языка ведется с учетом диалектных особенностей челканского и тубаларского языков. Министерство образования и науки Республики Алтай планирует издание методического пособия для учителей «Изучение алтайского языка с учетом диалектных особенностей».
В Майминском районе функционирует 16 общеобразовательных школ: 3 начальные, 4 основные, 9 средних школ. Четырнадцать школ района работают по режиму пятидневной рабочей недели, а в Урлу-Аспакской и Сайдысской общеобразовательных школах в связи с изучением родного алтайского языка занятия ведутся по шестидневной рабочей неделе. Девять школ района работают в две смены.
В Турачакском районе 13 школ, в том числе 5 средних, 6 основных, 1 начальная школа, 10 детских садов и два учреждения дополнительного образования. Из общей численности постоянного населения Турочакского района 12400 человек кумандинцы составляют 3,6%, теленгиты 0,1%, тубалары 10,6%, челканцы 7,7%, алтайцы 2,6%, шорцы 0,3%.
В Чойском районе функционирует 7 общеобразовательных учреждений и 2 учреждения дополнительного образования. Каждое общеобразовательное учреждение имеет в качестве структурного подразделения детский сад. Одним из условий доступности общего образования является организация перевозки обучающихся к месту учебы и обратно. Отделом образования приняты меры по совершенствованию организации перевозок школьников и созданию безопасных условий перевозки обучающихся. Для ежедневного подвоза обучающихся задействовано 9 транспортных средств, а в 2020-2021 учебном году был организован подвоз 111 обучающихся в трех школах района: в Чойской школе из сел Ускуч, Советское, Киска, Туньжа; в Паспаульской школе им. Е.Ф. Трофимова из сел Сугул и Салаганда; в Ыныргинской школе из с. Красносельск. Перечисленные села, из которых подвозят детей в школы, как раз являются территориями компактного проживания тубаларов, которые в общей численности населения составляют всего 8,7%, и, соответственно, именно эти дети лишены возможности полноценно изучать родной язык.
Во всех трех районах проживания тубаларов характерно большое количество межэтнических браков, в основном с русскими, в связи с чем обычно дети выбирают в качестве родного языка русский язык и русскую национальность. Таким образом, функционирование тубаларского языка в семье также исчезает. Семейное воспитание осуществляется в рамках ценностей советского периода. Тубаларские этнокультурные традиции полноценно бытуют и передаются от старших к младшим лишь в малом количестве семей, статистически не репрезентативных.