Вернуться



  Институт этнологии и антропологии РАН
Тюхтенева Светлана Петровна

Тубалары. Семья, воспитание и образование


Ситуация с тубаларским языком в местах традиционного и компактного проживания очень сложная. Судя по результатам проведенного в 2020 году силами сотрудников Научно-исследовательского института алтаистики им. С.С. Суразакова проекта «Мониторинг языковой ситуации в Республике Алтай» в Чойском и Турочакском районах, коренное население сел этих районов будущего для языка своей национальности не видят.

Тематический словарь северных диалектов алтайского языка. Ред. Н.А. Дьайым. 2004. 148 с.

Из всей совокупности опрошенных, а это триста человек, в той или иной степени алтайский литературный язык и языки коренных малочисленных народов знает всего 60 человек. При этом лишь пятьдесят человек из трехсот используют алтайский язык или язык своей национальности в повседневной жизни — это учителя, работники библиотек, клубов, сельских администраций. Они читают газеты и книги на алтайском языке, говорят. При этом 294 респондента хотят, чтобы их дети изучали алтайский язык. Одним из факторов, способствующих такого рода ответам опрошенных, является развитие туризма, а знание алтайского языка и родного языка своей национальности люди оценивают как конкурентное преимущество в будущем для своих детей.

Издания для дошкольников. Сказки, записанные у Н.У. Улагашева

Алтайский литературный язык в местах компактного проживания коренных малочисленных народов республики изучают всего около 3900 детей в 32 школах. В двух районах — Турачакском и Чойском, преподавание алтайского языка ведется с учетом диалектных особенностей челканского и тубаларского языков. Министерство образования и науки Республики Алтай планирует издание методического пособия для учителей «Изучение алтайского языка с учетом диалектных особенностей».

В Майминском районе функционирует 16 общеобразовательных школ: 3 начальные, 4 основные, 9 средних школ. Четырнадцать школ района работают по режиму пятидневной рабочей недели, а в Урлу-Аспакской и Сайдысской общеобразовательных школах в связи с изучением родного алтайского языка занятия ведутся по шестидневной рабочей неделе. Девять школ района работают в две смены.

В Турачакском районе 13 школ, в том числе 5 средних, 6 основных, 1 начальная школа, 10 детских садов и два учреждения дополнительного образования. Из общей численности постоянного населения Турочакского района 12400 человек кумандинцы составляют 3,6%, теленгиты 0,1%, тубалары 10,6%, челканцы 7,7%, алтайцы 2,6%, шорцы 0,3%.

В Чойском районе функционирует 7 общеобразовательных учреждений и 2 учреждения дополнительного образования. Каждое общеобразовательное учреждение имеет в качестве структурного подразделения детский сад. Одним из условий доступности общего образования является организация перевозки обучающихся к месту учебы и обратно. Отделом образования приняты меры по совершенствованию организации перевозок школьников и созданию безопасных условий перевозки обучающихся. Для ежедневного подвоза обучающихся задействовано 9 транспортных средств, а в 2020-2021 учебном году был организован подвоз 111 обучающихся в трех школах района: в Чойской школе из сел Ускуч, Советское, Киска, Туньжа; в Паспаульской школе им. Е.Ф. Трофимова из сел Сугул и Салаганда; в Ыныргинской школе из с. Красносельск. Перечисленные села, из которых подвозят детей в школы, как раз являются территориями компактного проживания тубаларов, которые в общей численности населения составляют всего 8,7%, и, соответственно, именно эти дети лишены возможности полноценно изучать родной язык.

Афиша проекта Дома дружбы народов Республики Алтай ко Дню алтайского языка

Во всех трех районах проживания тубаларов характерно большое количество межэтнических браков, в основном с русскими, в связи с чем обычно дети выбирают в качестве родного языка русский язык и русскую национальность. Таким образом, функционирование тубаларского языка в семье также исчезает. Семейное воспитание осуществляется в рамках ценностей советского периода. Тубаларские этнокультурные традиции полноценно бытуют и передаются от старших к младшим лишь в малом количестве семей, статистически не репрезентативных.