Вернуться




  Институт этнологии и антропологии РАН
Тюхтенева Светлана Петровна

Тубалары. Общие сведения


Тубаларов в отечественной этнографической традиции принято относить к северным алтайцам. Они издавна обитали в бассейне верхнего течения реки Бии и в верховьях реки Иши. Традиционные территории проживания — это сёла современных Майминского, Турачакского и Чойского районов республики. В соответствии с этим можно выделить три этно-территориальные группы тубаларов, которые в целом мало различаются между собой.

В России по данным Всероссийской переписи населения 2020 года тубаларов проживало 3675 человек, в том числе 1782 мужчин и 1893 женщин. В Республике Алтай — 3476 человек, в том числе 1696 мужчин и 1780 женщин.

В дореволюционной отечественной литературе их относили к «черневым татарам», под которыми подразумевали совокупно всё тюркоязычное население горной тайги Северного Алтая и Кузнецкого Алатау, жившее небольшими группами. Помимо этнонима тубалары на Алтае распространено было самоназвание ϳыш кижи , т.е. «черневой тайги человек», а также Аба Jыштыҥ кижизи «отца-черневой тайги человек». Наиболее часто, как и все жители Алтая, в качестве самоназвания использовали свою принадлежность к роду-сеоку, независимо от официального административного устройства.

Согласно анализу переписи населения Российской Империи 1897 г., предпринятому Л.П. Потаповым, у тубаларов было зарегистрировано 22 сеока, большинство которых, однако, не были тубаларскими и появились здесь в результате смешения различных групп алтайцев. Уточненный Потаповым список сеоков-тубаларов с их подразделениями, проверенный им на месте, выглядит так:

1. Комнош / Комдош с подразделениями Кӧбӱрчи Комнош, Катугас Комнош, Кийис-пöрÿк Комнош, Палан Комнош, делившееся в свою очередь на Кöгÿс Комнош и Тастар Комнош;

2. Кӱзен с подразделениями — Тонжарак Кӱзен, Пебедеш-Кӱзен и Киштиндер Кӱзен;

3. Jӱс с подразделениями— Тау-Jӱс, Сары-Jӱс, Саргайчы-Jӱс и Шаҥмай или Саҥмай-Jӱс;

4. Кергеш;

5. Тогус;

6. Чагат / Чаат;

7. Jивер;

8. Jалаҥ, он же Тоҥул;

9. Jарык.

Данные сеоки были по местным масштабам многочисленны (от 200 до 1 тыс. человек, по данным 1897 г.), за исключением сеока Jалаҥ (96 человек), большая часть которого находилась в Тогульской оседлой волости по р. Чумышу, правому притоку Оби в степном районе. Все перечисленные сеоки или их отдельные подразделения под этими же названиями известны по русским историческим документам с первых десятилетий XVII в., в которых они выступают как «волости» или как «землицы», причем обитали они в основном на тех же местах. Материалы русских исторических источников XVII в. свидетельствуют, что названия ясачных «волостей» и «землиц» тубаларов являются самоназваниями их родоплеменных групп, сохранившимися до наших дней. Для патрилинейных сеоков тубаларов также действителен закон экзогамии, как и для всех алтайцев современной Республики Алтай, подразумевающий невозможность вступать в брак представителям одного сеока.

Кучукова В.Ф. и Чеконов В.А. из рода Jӱс

Анализ разнообразного исторического и этнографического материала, проведенный Л.П. Потаповым, свидетельствует об участии в этническом составе алтайских тубаларов древнетюркских этнических элементов. В названии сеоков алтайских тубаларов сохранились древнетюркские этнонимы, относящиеся как непосредственно к древним тюркам тугю , так и к тюркоязычным племенам теле . Название рода Тиргеш особенно показательно в этом отношении, так как представляет собой этноним большой группы западных тюрков VI-VIII вв. Роды Тогус и Чыгат также были названиями тюркоязычных племен того времени. Лингвистической аргументацией о сближении названия тубаларского рода Тогус с тогуз-огузами служат древнетюркские рунические надписи. Следовательно, можно говорить не только о древнетюркских компонентах в составе алтайских тубаларов вообще, но и о некоторых конкретных племенах или объединениях племен, далекие исторические потомки которых сохранили свое древнее наименование в качестве отдельных сеоков современных тубаларов . Исторический интерес представляет и обобщенное самоназвание алтайских тубаларов « ϳыш-кижи », ибо оно содержит в себе слово « йыш » — так называли горнотаежную местность древние тюрки. С таким же значением оно встречается в памятниках древнетюркской рунической письменности VIII в. В надписях, посвященных Кюль-Тегину и Тоньюкуку, упоминаются Отукен йыш, т.е. Отукенская чернь, простирающаяся от верховьев Селенги до верховьев Енисея; Когмен йыш — Западный Саян; Алтун йыш — Алтай; Чугай йыш — северные склоны древнего хребта Иншаня, расположенного севернее излучины р. Хуанхэ. Древний этнический субстрат, из которого впоследствии сложились тубалары, оказывается сложным и характеризуется смешением самодийских этнических элементов с древнетюркскими. Это смешение относится к раннему периоду этнической истории тубаларов Горного Алтая. Позднее, в период, предшествующий вхождению тубаларов в состав русского государства, они смешивались уже с соседящими с ними телеутами , телесами , челканцами и кумандинцами . Среди тубаларов сегодня к наиболее многочисленным можно отнести следующие сеоки и фамилии: Комнош — это Тобоковы, Ялбачевы, Бодрошевы, Чагат — это Бедушевы, Казагачевы, Чуношевы, Торбоковы, Jӱс — Чеконовы, Воинковы, Саблашевы, Тогус — Кучуковы, Таймачевы, Чалбины, Кӱзен — Пахаевы, Кызаевы, Кыстаевы, Jарык — Юдановы, Jивер и в том числе укту Jивер – Тарбагановы, Чибиековы, Яманчираевы, Макошевы.

Женщина из рода Кузен

Исследователи отмечают, что тубалары в целом близки южным алтайцам, а имеющиеся отличия в хозяйственно-культурном типе обусловлены существенной разницей в среде обитания. В отличие от южных алтайцев, принявших подданство Российской Империи в 1756 году, кумандинцы , тубалары , челканцы севера Алтая стали поданными Русского государства значительно раньше: уже к концу ХVII в. свыше ста их волостей, улусов и аилов платили ясак-налог в его казну. В годы советской власти изъятие земель при интенсивном промышленном освоении региона и ликвидация так называемых неперспективных деревень в 1960–80-х гг. привели к исчезновению материальной базы, поддерживавшей этнокультурное своеобразие группы, а деформация традиционной культуры — к депопуляции: в современном Чойском районе, к примеру, имеется 7 сельских поселений с 21 населенным пунктом, а численность всего населения района составляет чуть более восьми тысяч человек. Доминирующая тенденция жизни современных тубаларов — продолжающаяся языковая и этнокультурная ассимиляция. Менее всего коренных малочисленных народов (кумандинцев, теленгитов, тубаларов, челканцев и шорцев) в северных районах республики: Майминском, Чойском и Турочакском, соответственно 8,16%, 8,65% и 19,34% от всего населения.

В России по данным Всероссийской переписи населения 2020 года тубаларов проживало 3675 человек, в том числе 1782 мужчин и 1893 женщин. В Республике Алтай — 3476 человек, в том числе 1696 мужчин и 1780 женщин.

 

РАССЕЛЕНИЕ: К ВПН-2020/2021 Тубалары, как и иные представители коренного населения Республики Алтай, проживают преимущественно на территории традиционного проживания. Вместе с тем, по сравнению с переписью 2010 года, существенно расширилась территория их расселения. Как минимум, по данным ВПН-2020, двести человек тубаларов  постоянно проживает на территориях большинства регионов России. Существенная часть, вовлеченная в трудовую «маятниковую» миграцию, по эмпирическим данным, работает вахтовым методом в регионах севера Западной Сибири и на Дальнем Востоке.  


За праздничным столом