Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Беляева-Сачук В.А. кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН

Тофалары. Краткая историческая справка

 

Тофалары – один из древнейших народов Саян. Название народа «тофа» связано с древним племенем дубо, которое кочевало по территории Великой степи южнее Алтая и Саян (Вайнштейн 1961: 6, 15-16; Рассадин В. 1971:4). Упоминание племени дубо встречается в китайских летописях династии Северная Вэй (IV–VI вв.) и династии Тан (VII–X вв.) (Бичурин 1950: 348), а также в монгольской хронике «Сокровенное сказание монголов» – в форме «туба» («тубас»)(Козин 1941: 171-178). Это название сохранилось у некоторых тюркских народов региона: тыва – у тувинцев России, дыва (тува) – у тувинцев Цэнгэльского сомона Монголии и кек-мончаков Монголии и Китая, туха (тухалар) – среди цаатанов и уйгуро-урянхайцев Монголии, туба (тубалар) – у малочисленного народа Северного Алтая (субэтнос в составе алтайцев) и родового подразделения хакасов- качинцев (Рассадин И., Рассадин В. 2008: 262).

Первые научные теории происхождения тофаларов были изложены П.С. Палласом (1741–1811) и И.Г. Георги (1729–1802). Оба ученых указывали, что тофалары говорят на чистом самодийском языке, который сохранился у них лучше всего среди других самодийских племен Саян и, следовательно, считали тофаларов самодийцами (Паллас 1788: 524-526; Георги 1799: 19-20).

Однако уже в середине XIX в. исследователи О.Э. Штубендорф и М.А. Кастрен описали тофаларский язык как тюркский язык. В.В. Радлов в конце XIX в. отметил близость тофаларского языка к якутскому и древнеуйгурскому (Радлов 1989: 87-88). На основании этих фактов известный этнограф, специалист по культурам народов Южной Сибири Л.П. Потапов выдвинул теорию о том, что на самодийские племена и роды, проживающие в Саянах, оказали влияние тувинцы – тюркский народ (Потапов 1957: 227). Тюрколог-лингвист Н.А. Баскаков, который работал с материалами Н.Ф. Катанова, утверждал, что тофаларский язык не является отдельным языком, а только диалектом тувинского языка (Баскаков 1969: 317). Данные исследования повлияли на то, что во второй половине XIX – начале ХХ в., а также практически весь советский период считалось, что тофалары являются самодийцами, которые подверглись сильному влиянию тюркских народов, прежде всего тувинцев. Это мнение было опровергнуто известным лингвистом-алтаистом, тюркологом В.И. Рассадиным, который доказал, что тофаларский язык является самостоятельным языком и сильно отличается от тувинского. Кроме того, в тофаларском языке осталось много архаических элементов древнетюркского языка, что указывает на его формирование в древние времена (Рассадин И., Рассадин В. 2008: 267-268).

В современной науке самая распространенная теория происхождения тофаларов – тюркизация еще в древнетюркские времена (VI–VIII в.) орхонскими тюрками и уйгурами изначально кетских племен, которые тогда заселяли Саяны. В дальнейшем в состав тофаларов влились самодийские племена, с которыми, по всей видимости, общались в конце XVIII в. Георги и Паллас. Также в Тофаларию откочевали тувинские и бурятские (монгольские) племена, которые тоже вошли в состав тофаларов, переняв от них язык и культуру. На это указывают местные предания о происхождении различных родов, а также схожие родовые названия у соседних народов (Рассадин И. 2005: 24-26). Современные тофалары говорят о том, что представителей других народов всегда охотно принимали из-за малого количества тофаларов и что из-за сильных смешиваний тофалары выглядят очень по-разному.

Тофалары – один из четырех оленеводческих народов, живущих в Саянах и на их склонах. С юго-запада они граничат с тувинцами-тоджинцами, а с юго-востока – с окинскими сойотами. По рассказам местного населения, между этими тремя народами проходил брачный обмен, торговля оленями, они иногда вместе кочевали и охотились уже в советские времена. По рассказам окинских сойотов, тофалары до разрушения Жэлгэнского дацана в окинском районе Бурятии приезжали на праздник Майдари-хурал (праздник грядущего Будды-Майтреи) и участвовали в ярмарке, которую тогда устраивали. Тофалары контактировали и с окинскими бурятами, у которых они покупали лошадей, а также упряжь, седла и украшения. Велась торговля также и с нижнеудинскими бурятами. Сведения об отношениях тофаларов с оленеводами-цаатанами, проживающими на северо-западе Монголии, отсутствуют.

С русскими тофалары познакомились в середине XVII в. До этого они были под влиянием уйгурского каганата, кыргызского каганата и Монгольской империи. На момент появления русских тофалары были кыштымами (данниками) западно-бурятских князей. Со времени перехода «под высокую государеву руку» тофалары испытывают сильное влияние русской культуры .

Мужчина с оленем. Автор В. Н. Васильев. 1908 г. МАЭ No 1488-127/2.


В чуме. Автор В. Н. Васильев. 1908 г. МАЭ No 1488-99/2.