Анохин Андрей Викторович
Андрей Викторович Анохин (из книги: Функ Д.А. Миры шаманов и сказителей. М.: Наука, 2005) – один из крупнейших и известнейших российских этнографов-алтаеведов. Вся его жизнь оказалась неразрывными узами связанной с Южной Сибирью, Кузнецким краем, Алтаем и с их обитателями.
А.В. Анохин родился в крестьянской семье в селе Правые Ламки Тамбовской губернии 15 октября 1869 г. В 1875 г. семья переселилась в Сибирь, в г.Бийск, где Анохин учился в церковно-приходской школе и катехизаторском училище. За успешную учебу и проявленные способности Анохин был отправлен на учебу (за государственный счет) в столицу, где обучался в Санкт-Петербургской певческой капелле. После окончания учебы он несколько лет преподавал пение в различного рода училищах и семинариях Томска, пока в 1905 г. за участие в социал-демократическом движении не был выслан в Белоцарск (г.Кызыл). В ссылке Анохин пробыл примерно год. После возвращения в Томск он, под влиянием Г.Н. Потанина, серьезно заинтересовался изучением культуры народов Сибири. В 1909-1912 гг. с небольшими экспедиционными отрядами исследователь объездил практически всю Кузнецкую тайгу ("Горную Шорию"), Алтай, Хакасию, Туву, север Монголии. Поездки А.В. Анохина курировались Российской Академией наук и, в частности, Русским комитетом для изучения Средней и Восточной Азии, возглавлявшимся всемирно известным тюркологом Вильгельмом Радловым. Выполняя задания Комитета, Андрей Викторович значительное внимание уделял изучению шаманства. Одним из итогов его полевой работы стала книга "Материалы по шаманству у алтайцев", изданная в Петрограде в 1924 г. Небольшая по объему книга принесла ее автору всемирную известность среди специалистов. Благодаря прекрасно собранному редчайшему материалу, опубликованному в ней, она получила высочайшую оценку тюркологов и этнографов-алтаеведов. Была, впрочем, и негативная реакция: например, со стороны местных коммунистических функционеров, о чем рассказывал мне Л.П. Потапов. Церковь же отрицательно реагировала на шаманистические исследования А.В. Анохина еще с момента его самых первых поездок. Впрочем, разрыв Андрея Викторовича – в то время регента хора Томского кафедрального собора – с Алтайской духовной миссией нельзя относить только на счет его этнографических занятий. За несколько лет до проявления своего серьезного интереса к исследованиям шаманства А.В. Анохин написал прекрасную музыку к известному стихотворению С.Я. Надсона "Похороны". Поскольку произведение имело явную политическую подоплеку, церковь уже тогда с явным неодобрением отнеслась к душевному порыву Анохина.
Параллельно с работой среди алтайцев, А.В. Анохин активно собирал материалы по шаманству среди шорцев и телеутов Кузнецкого уезда Томской губернии.
К сожалению, практически ничего из записанных им телеутских текстов при его жизни опубликовано не было. Лишь в конце 1980-х-начале 1990-х гг. Д.А. Функу удалось обнаружить в Ленинградском и Томском архивах исследователя обширные еще неопубликованные материалы по шаманству алтайцев, телеутов и шорцев, составить и опубликовать их опись, а также перевести на русский язык и с комментариями издать некоторые из этих материалов (камлание духу порога, камланиеТалай-хану и др.).
А.В. Анохин собирал материалы не только по традиционным верованиям тюркоязычных народов, но с не меньшим интересом и плодотворностью записывал у этих народов самые разнообразные фольклорные тексты, делал описания семейных обрядов, приобретал предметы традиционной культуры и быта для музейных коллекций страны. Он одним из первых стал записывать на восковых валиках голоса сказителей и шаманов. К сожалению, значительная часть этих уникальных записей пропала в результате хранения в неприспособленных помещениях. И всё же часть валиков сохранилась в фондах ИРЛИ (Пушкинский Дом), а также Барнаульского краеведческого музея.
Ученый-этнограф, кроме всего прочего, был еще и прекрасным композитором. Он имел специальное музыкальное образование, закончил дирижерский и композиторский факультеты Санкт-Петербургской консерватории. А.В. Анохин - автор сюиты "Хан-Талай", сценических поэм "Хан-Эрлик", "Талай-Хан" и других, написанных по мотивам алтайского (в широком понимании этого термина) фольклора, мифологии, шаманских ритуалов. Ему же принадлежит цикл песен на стихи Н.А. Некрасова, несколько шлягеров, бодро распевавшихся в 1920-х гг. в Петрограде, а также – о чем сейчас уже мало кто помнит – образцы церковной музыки: ему принадлежит, как рассказывал профессор Л.П. Потапов, удивительно красивая Всенощная.
Всю свою жизнь А.В. Анохин занимался просветительской деятельностью: был школьным учителем пения, помогал в учебе наиболее талантливым алтайцам и телеутам. Он создал краеведческий музей в селе Чемал на Алтае (1920), с 1923 года являлся научным сотрудником Горно-Алтайского, в то время Ойротского, краеведческого музея, который теперь по праву носит его имя, руководил этнографической практикой студентов, ставших впоследствии известными учеными - Н.П. Дыренковой, Л.Э. Каруновской. Известно также о том, что в 1926-1929 гг. Андрей Викторович возглавлял детский хор, с которым концертировал по всему Алтаю. А.В. Анохин особенно заботился о развитии одаренных детей. Благодаря его настойчивым советам и уговорам родители Л.П. Потапова, впоследствии одного из крупнейших специалистов по истории и этнографии Алтая, отпустили своего сына в Петроград для учебы на этнографическом факультете Географического института.
В Томский период жизни А.В. Анохин много выступал с публичными лекциями. Так, в ноябре 1913 г. в Обществе изучения Сибири он сделал доклад "Шаманство у телеутов", получивший широкий отклик в интеллигентской среде Томска: через день резюме доклада было опубликовано в газете "Сибирская жизнь". Содержание лекции было подробно изложено чехом Ф.Гавелькой в его книге о Сибири, вышедшей в Праге тремя изданиями.
Андрей Викторович был одинок и потому был привязан к семье сестры, Марфы Викторовны, бывшей замужем за миссионером Терентием Каньшиным, к племянникам - Коле, Пете и Ольге. Своей же семьи у него не было. Одиночество сказывалось на внешнем облике А.В. Анохина, на его привычках. Солидный, обаятельный мужчина, в очках в золотой оправе, носил косичку на алтайский манер. Он любил белые рубашки с откидным воротником, но, как заметила однажды встретившаяся с ним Зинаида Гиппиус, его рубашки были "сомнительной чистоты". В последние годы жизни он начал "попивать".
31 августа 1931 г. в селе Куюм Андрей Викторович Анохин умер от сердечного приступа.