Вернуться

Институт этнологии и антропологии РАН

Функ Дмитрий Анатольевич

Телеуты. Краткая историческая справка


Судя по тем данным, которыми в настоящее время располагают востоковеды, этноним «телеуты» является одним из древнейших на территории Сибири и Центральной Азии. Через переходные формы (теле, ch'ih-le и др.) он возводится к этнониму Ting-Ling = “динлины”, известному из китайских источников с 201 г. до н.э. Однако в целом вопрос о соотношении этнонимов динлин, теле, долагэ, доланьгэ, теленгут, встречающихся в китайских, персидских, монгольских письменных источниках, с этнонимом «телеут», а также о культурной или генетической связи групп населения, определявших свою этническую принадлежность данными этнонимами, не имеет до сих пор удовлетворительного решения и продолжает оставаться одним из наиболее сложных в истории народов Центральной Азии.

Об уйгурах, доланьгэ, дубо, курыканах, байегу, сеяньто и других племенах Теле известно, что они в I тыс. н.э. неоднократно предпринимали попытки создания собственного государства. В частности, известны Гаогюйское ханство (конец V – начало VI вв.), Джунгарское царство Теле во главе с Сеяньто (нач. VII в.), каганат Сеяньто (2-я четверть VII в.). Все эти государства просуществовали недолго, и Теле в основной своей массе продолжали оставаться племенами, социально подчиненными древним тюркам, которые, по выражению известного востоковеда Николая Бичурина, силами Теле «геройствовали в пустынях севера». Последующие события в несколько упрощенном виде выглядят как беспрерывная смена центральноазиатских государств – Уйгурского (745–840 гг.), Кыргызского каганатов (период «кыргызского великодержавия» начался с разгрома уйгуров в 840 г.), монголоязычных киданей (Х в.), найманов (XII в.), пока, наконец, на огромной территории Азии не была создана империя Чингисхана и его потомков. Все это время, до конца XVI века, теленгуты/телеуты, по-видимому, входили, в том или ином качестве, в состав названных государств и постепенно продвигались из Забайкалья через верховья Енисея на юг Западной Сибири.

Первые упоминания о телеутах в русских исторических документах относятся к самому началу XVII в. В этот период телеуты (русские называли их белыми калмыками, а монголы – теленгуты) кочевали в Верхнем Приобье и представляли, по выражению историка Фишера, «знатнейший народ Сибири». Телеутское княжество («Теленъ орда» на знаменитой карте Семена Ремезова, или «Телеутская землица» русских письменных источников), возглавляемое князем Абаком, являло собой одно из наиболее сильных и влиятельных на юге Западной Сибири государственных объединений. С 30-х гг. XVII в. началось постепенное ослабление телеутского княжества: в 1635 г. оно распалось на два улуса — «Абаковичей» (детей Абака) и «Мачиковичей» (потомков Мачика Койшебурина). С образованием в XVII в. на границе с Телеутской землицей Кузнецкого и Томского уездов Русского государства отдельные группы «белых калмыков» откочевывали в российские пределы, где принимали подданство России и расселялись в «порубежных» уездах на правах служилого или ясачного [1] сословия. С начала XVIII в. большая часть телеутов (4 тыс. кибиток, или около 20 тыс. чел.) кочевала в пределах Джунгарии – государства, созданного западными монголами. К 1760-м годам в силу ряда разрушительных внутренних и внешних причин, решающей из которых стал разгром Джунгарии в войне с Китаем, улусное объединение телеутов окончательно распалось.


Этнотерриториальные группы телеутов

Процесс перехода телеутов – «выезжих белых калмыков» – под покровительство Русского государства начался в 20-х гг. XVII в. Постепенно на юге Западной Сибири происходило формирование ряда телеутских территориальных групп – тарской (около г. Тара), томской (в низовьях Томи и около г. Томск), яйской (на притоках р. Чулым – Яя и Тисуль) и кузнецкой (около г. Кузнецка, по р. Томи, в низовьях реки Кондомы и по р. Ускат).

Судьбы этих групп телеутов сложились по-разному. Уже в XIX веке тарские и яйские телеуты были ассимилированы в сибирско-татарской и русской среде. Томские телеуты в большей части приняли мусульманство и в значительной мере сблизились по культурному облику и языку с томскими татарами (чатами и эуштинцами). Незначительная часть томских телеутов приняла христианство и к началу ХХ в. обрусела. В настоящее время потомки томских телеутов – “калмаки” живут на севере Кемеровской области.

И только потомки кузнецких телеутов сохранили многие специфические особенности культуры и самоназвание – телеуты. В XVII в. первые телеутские семьи селились на берегах р. Ускат и около г. Кузнецка. Со второй половины XVII-го века основным местом расселения телеутов стали долины Уската, где они жили вместе с «кузнецкими татарами», как долгое время в русских источниках называли предков современных шорцев. Впрочем, еще в 1701 г. основные кочевья ясашных подгородных телеутов, судя по карте Ремезова, находились на правом берегу Томи по рр. Чесноковка и Черная. В XVIII в. единый улус «ускатских подгородных белых колмаков Давыда Торгая» распался. Около 1709 г. из него выделился «улус Сортоева и Васьки Поросёнкова». На 1734-й г. становятся известными Тытыковы, Поросёнковы и Кашканаковы юрты; все они находились в бассейне р. Томи.

Такое же расселение предков бачатских телеутов сохранялось, скорее всего, почти на всем протяжении XVIII в.: еще у Георги после его поездки 1771–72 гг. мы обнаруживаем: «ныне стоят деревни их по берегам реки Томы и ея речек, начиная от Белых гор, до самого Кузнецка и до рубежей чацких татар».

Земли по р. Бачат в XVIII в. занимали ач-кыштымы (“Ашкыштымская волость”, “кистимские татары” или “Волость Ашкыштымцы”). Часть этой этнической группы вместе с телеутами, по данным Гмелина, жила также в улусе Калтырак, который располагался на небольшом правом притоке Тарсьмы, впадающей слева в Иню, существенно западнее нынешних границ расселения телеутов.

Существенные изменения в расселении телеутов приходятся, вероятно, лишь на рубеж XVIII–XIX-го вв. Связаны они с подселением к жившим на Томи и Ускате телеутам, телеутов с Иртыша, с возвращением части телеутов с реки Волги, то есть, в конечном счете, связаны с поражением Джунгарии и с принятием жителями Саяно-Алтая Российского подданства. Значительное увеличение численности привело к необходимости отселения части телеутов с Уската.

К концу XVIII – началу XIX вв. основная часть телеутов жила уже не около города Кузнецка, а в южной части Кузнецкой котловины, по рекам Большому и Малому Бачатам. В середине XIX-го века молодой исследователь Вильгельм Радлов нашел основные селения телеутов именно здесь.

Сложение группы «бачатских телеутов» не было результатом «механического» соединения телеутских родов-переселенцев и телеутов, попавших на Бачаты в конце XVIII - начале XIX вв. Как показал специально проведенный анализ этнической истории телеутов в XIX веке, ими были ассимилированы различные тюркоязычные группы, жившие в Кузнецкой котловине и на средней Томи задолго до появления здесь собственно телеутов. В XVII веке эти группы находились на положении “троеданцев” – они входили в Кузнецкий уезд и платили ясак Русскому государству, считались данниками-кыштымами обских телеутов, а иногда подвергались поборам и со стороны кыргызских князьков.

В XIX в. телеуты составляли несколько административных единиц – ясачных волостей и управ в Томском, Бийском и Кузнецком уездах Томской губернии.

В этнокультурном отношении телеуты в этот период не представляли единства и различались по отдельным территориальным группам, среди которых наиболее крупными были три, условно называемые бачатской, томской (калмакской) и алтайской.

Бачатскую группу составляли четыре оседлые волости (инородные управы) Кузнецкого уезда: Телеутские – «первой половины», «второй половины» и «третьей части» и Ашкыштымская управа первой половины. Население названных волостей размещалось главным образом по притокам реки Ини - Большому и Малому Бачатам, а также по Томи, к северу от города Кузнецка. К концу XIX в. численность бачатских телеутов (включая обрусевших) составляла около 4,5 тыс. чел.

Внутри группы бачатских телеутов отдельное локальное образование представляли «инородцы», жившие в непосредственной близости от г. Кузнецка, в селении Ортодагы-аал (улус Том, или Телеутский), являвшемся неофициальным центром Телеутской волости третьей части. Эта группа телеутов была близка к проживавшим по соседству шорцам по типу хозяйственных занятий и по некоторым чертам быта, хотя по самоопределению отличала себя от них, подчеркивая свое этническое и языковое единство, с собственно бачатскими телеутами.

Томская группа телеутов включала одну Телеутскую волость, селения которой располагались гораздо севернее, немного к югу от города Томска, по р.Искитиму, левому притоку Томи. Томские телеуты насчитывали в 1816 г. – 419 чел., в 1834 г. – 471 чел., в 1858 г. – 549 чел., а в 1897 г. – 713 чел. Большая часть телеутов этой группы, как уже было сказано, приняла мусульманство и составила основу группы томских татар – калмаков.

Алтайскую группу представляли телеуты, проживавшие в Горном Алтае. Сложение этой группы телеутов относится только к концу XVIII – XIX вв. Она формировалась преимущественно за счет телеутских переселенцев из Кузнецкого уезда. Главной причиной переселения, как отмечала ясачная комиссия 1828 г., были «врожденная страсть к перемене мест» и поиск удобных охотничьих угодий. По данным ясачных комиссий первой половины XIX в., телеутов на Алтае в 1831 г. насчитывалось 142 чел. До 1824 г. большинство из них находилось в ведении бачатских волостей. Позднее они образовали самостоятельные волости или вошли в состав административных единиц «инородцев» Алтая. Так, например, в 1828 г. к 7-й алтайской дючине было причислено 123 человека из Телеутской волости первой половины.

К середине XIX в. число телеутов на Алтае возросло. Определенным образом их переселению из Кузнецкого уезда способствовала созданная в 1830-х гг. Алтайская духовная миссия, которая надеялась на помощь крещеных телеутов в приобщении алтайцев-шаманистов к христианству. Большинство телеутов этой группы проживало в миссионерских селениях совместно с «новокрещеными алтайцами». Телеутами были основаны многие крупные населенные пункты на Алтае, в том числе и нынешняя столица Республики Алтай: Улала (ныне г. Горно-Алтайск) (1830), Черга, Мыета / Муйту (1845 г.), Старо-Суртайское (20-е гг. XIX в.), Кокша, Черный Ануй (1849–1856 гг.), Уруссул или Ангудаево (1856 г.), Верх-Карагуж и другие. К концу XIX в. телеутов в Горном Алтае насчитывалось почти столько же, сколько в Кузнецком уезде. В середине XIX в. телеуты в Горном Алтае представляли часть населения трех инородных волостей Бийского уезда: Быстрянской, Кокшинской и Сарасинской, общей численностью около 3 тысяч человек, а по данным переписи 1897 г. – Быстрянской и Сарасинской. Первая из названных волостей насчитывала 3521 чел., вторая – 540 чел.

По многим культурным параметрам к бачатским телеутам было близко тюркоязычное население Бийско-Чумышской лесостепи, приписанное к Ашкыштымской второй половины, Баянским первой и второй половины, Тогульским первой и второй половины, Тагабским первой и второй половины, и Керецкой инородным волостям Кузнецкого уезда Томской губернии. Этнический состав этого населения – по определению Радлова, «оседлых инородцев», «потомков кузнецких татар, смешавшихся с телеутами» – был весьма разнородным, хотя известно, что большинство здесь составляли различные родовые подразделения ач-кыштымской и тюльберской этнических групп, а также роды ( сööк ) тогул и табыска. Часть этого населения уже в конце XIX века занимала пограничное положение между шорцами, телеутами и кумандинцами; соседи-шорцы обычно определяли их как «татар», «татарский край», хотя для телеутов они все же были «шорцами». В значительной массе эти группы обрусели в течение XIX столетия. Отчасти они влились также в состав шорцев, телеутов и кумандинцев, а порой сохраняли представления о своей собственной этнической идентичности (в частности, тюльберы и ач-кыштымы), не во всем отождествляя себя с телеутами вплоть до конца ХХ в.

Названные группы телеутов различались между собой не только по условиям и времени вхождения в состав Российского государства, но и по своему родовому и этническому составу, по особенностям хозяйства и культуры. Эти исходные различия, очевидно, во многом определили особенности административного и общественного устройства, развития хозяйства и культуры каждой из телеутских групп.

В настоящее время под «телеутами» понимается почти исключительно бачатская группа телеутов, сохранившая свою территориальную целостность, многие специфичные черты культуры и этническое самосознание.