Вернуться

Институт этнологии и антропологии РАН

Функ Дмитрий Анатольевич

 

Телеуты. Общие сведения о народе

Телеуты – один из малочисленных тюркских народов Южной Сибири. Общая численность этой этнической группы, по данным Всероссийской переписи населения 2002 г., составляла 2650 чел., в 2010 г. – 2643 чел., а по данным переписи 2020 г. – 2217. Около 94% телеутов живут в Кемеровской области, в основном в селах и городах Беловского, Гурьевского и Новокузнецкого районов. Небольшие группы телеутов, часть из которых до сих пор сохраняет телеутскую этническую идентичность, живут в Заринском и Кытмановском районах Алтайского края, а также в Республике Алтай.

Телеуты – один из малочисленных тюркских народов Южной Сибири. Общая численность этой этнической группы, по данным Всероссийской переписи населения 2002 г., составляла 2650 чел., в 2010 г. – 2643 чел. Более 95% телеутов живут в Кемеровской области, в основном в селах и городах Беловского, Гурьевского и Новокузнецкого районов. Небольшие группы телеутов, часть из которых до сих пор сохраняет телеутскую этническую идентичность, живут в Заринском и Кытмановском районах Алтайского края, а также в Республике Алтай.

Телеуты устойчиво сохраняют этническое самосознание и самоназвание, определяя себя преимущественно как телеңет (мн ч. – телеңеттер ), телеуты (при общении на русском языке), а также как пайаттар (“бачатцы” – от телеутского названия рек Большой Бачат и Малый Бачат – левых притоков р. Ини), тадар-кижилери (“татарские люди”), или тадарлар («татары», то есть тюрки). Под именем байаттар , или пачаттар телеуты известны алтайцам и шорцам.

Структура современной этнической идентификации телеутов, с ее жесткой структурированностью и вместе с тем гибкостью, а в ряде ситуаций – с равноправностью отдельных составляющих, позволяет глубже понять причины, да и сами скрытые возможности для трансформаций этнического самосознания этого народа. Можно выделить, по меньшей мере, шесть уровней/видов самоидентификаций телеутов:

1) название себя по патронимии (тел. кезек ) или роду (тел. сööк ) широко распространено в быту, в обыденных ситуациях, в речи как среднего и старшего, так и младшего поколения. Нередко на улице приходится слышать, как окликают кого-либо из молодежи - Тьярсым ! (это представители одной из патронимий фамилии Чебельковых), Покош ! (Тыдыковых), Пачай ! (Челухоевых). Наименование себя по роду сейчас малоупотребительно – традиционный ранее первый при встрече незнакомых людей вопрос "Из какого ты рода?" потерял актуальность и исчез из активной фразеологии, – но процент знания телеутами своей родовой принадлежности весьма высок во всех возрастных группах.

При помощи этой терминологии обозначают не только людей, но и отдельные улицы, районы населенного пункта или близлежащей местности. В д.Телеуты (Том) известна улица сеока Очу - Очу öрöм , в д.Челухоево улица Чештановых - Чаштандар и большие огороды с культурными кустарниками - Пачай сазы, Пабель cазы, Пушкар сазы , названные по именам их первых устроителей и владельцев;

2) самоназвания по месту жительства, обозначающие крупные коллективы людей, часто с "этническим" оттенком. Телеутов д.Телеуты (бывший улус Средне-Телеутский) называют, да и они сами себя называют томдор , д.Беково – крестÿлер , д.Семенушкина – чеби , д.Бабанакова – полманак , д.Старо-Бачаты – чарапан (последние три названия - устаревшие) и т.п. Кроме этого, телеутам известен и термин "бачатцы" (по р.Бачат): южные алтайцы и кумандинцы называют их байаттар , мрасские шорцы - пачаттар/пачаттер ; сами телеуты используют термин пайат (как правило, в форме ана-пайадым ‘мать-Бачат моя’) в качестве фольклорного синонима слова "родина", "родная земля".

К числу экзоэтнонимов, активно используемых, например, русскими жителями г.Гурьевска, следует отнести шандинские , который применяется к телеутам вообще и, в частности, к телеутам из деревни Шанда;

3) основное самоназвание, используемое в общении с представителями других тюркских народов, а также (но не часто) - в общении между собой, в шаманских текстах, исторических песнях, в зачинах бытовых сказок и рассказов - теленгет (мн. ч. теленгеттер ). Помимо этого, общетелеутского, самоназвания долгое время, до конца 80-х гг. ХХ в., продолжали существовать самоназвания потомков групп ач-кыштымов ( ашкыштым ) и тюльберов ( тÿлбер ), ассимилированных телеутами; оба самоназвания использовались телеутами в быту как правило с оттенком пренебрежения;

4) при общении на русском языке телеуты как правило называют себя телеут/телеутка. Термин этот происходит от западно-монгольского теленгут ; основа его – телең – видна в названии «Теленъ орда», обозначенном на карте Ремезова. Следует отметить, что ожидаемая в таком случае форма множественного числа телеңдер в языке телеутов не обнаружена, а моими пожилыми информантами она просто была отвергнута как неверная. Термин «телеуты» был официально закреплен царскими властями в названиях телеутских волостей, просуществовавших с конца XVIII до середины 20-х гг. XX века;

5) после длительного проживания на Алтае, в том числе после учебы в Горно-Алтайском пединституте, «осознав», благодаря ненавязчивому прессингу, свое историческое и культурно-языковое единство с алтайским народом, отдельные телеуты называют и считают себя алтайцами ( алтай-кижи ) и, наконец,

6) " тадар-кижилери " (татары, татарские люди) - а) основной до 1991 г. этноним ("татарин/татарка"), записанный у большинства бачатских и у всех заринских (в Степном Алтае) телеутов в паспортах; б) "(наши) татары", "татарский язык", "говорить/петь по-татарски" - обозначение себя и своего языка представителями самого старшего поколения телеутов при общении на русском языке с русскоязычными; иногда используется в самоуничижительном смысле; в) "тадар" ("татарин"), "тадар-кижи" ("татарский человек"), "тадар тили" ("татарский язык") - основное обозначения себя и своего языка в общении между собой на телеутском языке, а также некоторых окружающих тюркоязычных народов (шорцев - шор тадарлары , наряду с шорлор и абалар ; кумандинцев - куманды тадарлары ; хакасов - кахас тадарлары ), как и телеуты, пользующихся этим же этнонимом; последний вариант употребляется в контекстах, близких по значению к "тюрк", "южносибирский тюрк". Несколько отличное употребление термина "татары" мне довелось услышать в рассказе самих телеутов о восприятии их – одетых в яркие, праздничные национальные одежды – потомками алтайских телеутов, принявших алтайскую идентичность, во время праздника "Эл-Ойын" 1990 г.: «Вы кто? Татары, что ли?!»


По лингвистической классификации язык телеутов большинством языковедов долгое время относился к одному из южных диалектов алтайского языка и вместе с киргизским языком и другими южными диалектами алтайского языка включался в киргизско-кыпчакскую группу восточно-хуннской ветви тюркских языков. Вместе с тем в 1970-е гг. сформировалась новая точка зрения, согласно которой язык бачатских телеутов мог рассматриваться как самостоятельный и не включаться в число диалектов алтайского языка.

В первые десятилетия XXвека в работах выдающихся этнографов – Анохина, Дыренковой, Каруновской, Данилина, Потапова – телеуты по традиции, сложившейся в XVIII–XIX вв., рассматривались как самостоятельная этническая общность без подчиненной отнесенности к какому-либо другому народу Саяно-Алтая. С 50-х гг. ХХ в. практически все публикации, так или иначе затрагивающие и телеутские этнографические материалы, начинают сопровождаться обязательной фразой – “телеуты – одна из этнических (или этнографических, или территориальных, или этноязыковых) групп южных алтайцев”. И лишь в конце 1980-х годов, практически одновременно и параллельно с процессом самоопределения самих телеутов, эта тенденция была в основном преодолена.