Институт этнологии и антропологии РАН
Тюхтенева Светлана Петровна |
Теленгиты. Краткая историческая справка
Как полагают историки и археологи, древнейшие очаги тюркского этно- и глоттогенеза неразрывно связаны с восточной частью евразийского континента — Центральной Азией и Южной Сибирью — от Алтая на западе до Хингана на востоке. Огромный регион никогда не был изолирован от соседних цивилизаций, а миграционные процессы протекали практически непрерывно. Отличительной чертой этногенетических процессов на этих территориях был их дислокальный характер, определяемый высокой степенью подвижности населявших эти земли народов. Общей особенностью тюркоязычных племенных объединений древности и средневековья была их неустойчивость, мобильность, способность легко адаптироваться в составе вновь возникающих племенных группировок. В пределах обширных хронологических периодов заметно, что эти миграции подчинялись общей закономерности — смещению тюркоязычных групп с востока на запад. Крайняя скудость письменных источников и трудности этнической интерпретации археологических материалов предопределяют реконструктивный характер этногенетических и языковых процессов в целом и известную гипотетичность частных выводов.
Начало тюркского этногенеза привычно связывается с распадом государства гуннов и обособлением на территории Центральной Азии неизвестных ранее племенных групп. К настоящему времени достаточно определенно выявилось различие между «неалтайской» (в лингвистическом понимании) принадлежностью ранних гуннов, создавших империю, и явно конгломератным позднегуннским сообществом, где преобладали «алтайские» этнические группы. Первым тюркским фольклорным памятником, зафиксированным письменно в VI в. и отразившим ранний этап тюркского этногенеза, являются генеалогические легенды о происхождении племени ашина и его превращении в господствующую группу внутри возникшего тогда племенного союза. Генеалогические легенды тюрков, трактуемые обычно весьма узко, позволяют, тем не менее, кроме собственно тюркской генеалогии, обнаружить истоки еще трех племенных традиций, связанных с начальными этапами этногенеза кыргызов, кыпчаков и теле (огузов). На территории Саяно-Алтая в III–V вв. выделяются несколько археологических культур, которые по некоторым характерным элементам могут быть с различной степенью достоверности атрибутированы как раннекыргызская, раннетелеская и, возможно, раннекипчакская.
По мнению С.Г. Кляшторного и Д.Г. Савинова, могут быть выделены три самостоятельные археологические культуры, различающиеся нормами погребального обряда, характерным оформлением предметов и их декором, — культура енисейских кыргызов, культура алтайских тюрков и сросткинская. Общая тенденция развития раннесредневековых культур прослеживается по характеру распространения инноваций с юга на север, с востока на запад. Главным на следующем этапе этногенеза оказалось воздействие окружающей этнической среды — иранской, кавказской, малоазийской, финно-угорской, славянской.
Чуйский тракт. Спуск с перевала Чике-Таман.
Согласно исследованиям историков, этноним теленгит в форме « доланьгэ » впервые встречается в китайских хрониках о Первом тюркском каганате (VI–середина VII вв.) среди племен теле . Истоки же самого племенного названия теле уходят в скифское, пазырыкское время. С середины VIв. н.э. на территории Центральной Азии и Южной Сибири складываются две этнокультурные общности — тюрки- тугю , создавшие Первый и Второй тюркские каганаты, и подчиненные им тюрки- теле , силами которых, как пишут китайские хроники, тюрки «геройствовали в пустынях севера».
Летом 1865 г. чуйские теленгиты стали подданными Российской империи благодаря неустанной деятельности М.В. Чевалкова, православного священника из алтайцев-телеутов, и это событие ознаменовало вхождение всего Горного Алтая в его современных границах в состав России. Как любой народ, теленгиты в своем развитии прошли длительный период, но, несмотря на бурные исторические события — становление и гибель кочевых империй Центральной Азии раннего средневековья, монгольские завоевания, цинско-халхасские вторжения и походы русских служилых людей, – им удалось сохранить свой древний этноним. К началу XVII в. коренное население Горного Алтая оказалось в разной политической подчиненности — западные и центральные районы — от Джунгарии, восточные и южные — от Алтын-ханов. Этот же период стал и временем русского проникновение в горы Алтая. Вплоть до конца XVIII в. политическая ситуация в горном Алтае была сложной. Следствием этого стало утверждение статуса двоеданцев за населением бассейнов Чуи, Аргута, Башкауса и Чолышмана. Если население Центрального и Западного Алтая, перестав быть подданными Джунгарии, с 1756 г. вошло в состав Российской империи, то население восточного и южного Алтая оказалось двоеданцами России и Китая. 25 сентября 1864 г. в Чугучаке был подписан протокол об установлении российско-китайской границы от Алтая до Тянь-Шаня. Именно в этот период и решилась политическая судьба теленгитов. Население первой Чуйской волости официально было принято в российское подданство 10 октября 1864 г., а второй теленгитской волости – 12 января 1865 г. Летом 1865 г. население обеих волостей принесло присягу на верность России. Таким образом, спустя более ста лет после начала вхождения населения Горного Алтая в состав России, этот процесс закончился.
Мастер Саксаева Валентина Альбертовна из села Улаган. Коллекция бесшовных изделий из войлока «Эхо эпох». Фотография предоставлена В.А. Саксаевой.
П.А. Чихачев, дипломат, исследователь и путешественник, посетивший Горный Алтай в 1842 г., отмечал, что западные и восточные алтайцы ничем не отличаются друг от друга, и считают, что единственное отличие между ними определяется местом жительства. Примечательно, что те и другие называют себя «теленгитами». Показательно, что и потомки верхнеобских (позже, кузнецких) телеутов также называли себя «теленгет». Таким образом, этноним теленгит еще в XIX в. был распространен как самоназвание не только среди жителей бассейна Чуи, но использовался и за пределами Горного Алтая.
Курсантки Дома алтайки с. Улаган. Середина 1950-х гг. Фотография из архива семьи Калкина Г.Д.