Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Звиденная Оксана Олеговна

Тазы. Материальная культура


В конце XIX в. тазы вели полубродячий и оседлый образ жизни. До этого времени поселения тазов были аналогичны поселениям удэгейцев и нанайцев. Для жизни тазы выбирали средние и верхние течения рек, жилища располагались в распадке сопок, ближе к охотничьим угодьям, более удобным для промысла. Поселения не имели определенных границ и названий. Селились обычно по 3-5 жилых домов, в которых проживало такое же количество семей. Часто дома тазов находились среди удэгейских и нанайских стойбищ. В деревнях китайских отходников или корейцев дома располагались поодаль, образовывая отдельные хутора. Дома не примыкали близко друг к другу, а отделялись зелеными массивами, протоками или ручейками.

Тазы (удэ) у корьевого чума цуэлу (цуэло). Фото С. Н. Браиловского из книги «Тазы или удиhе: опыт этнографического исследования», 19901 г.

Это были зимние поселения, а на весенний, летний и осенний сезон тазы перекочевывали ближе к морю или реке, где сооружали временные корьевые дома двускатного и конического типа цуэлу , характерные всем тунгусо-маньчжурам таежной зоны. В двухскатных размещалась большая семья, в односкатных – несколько охотников. Эти жилища назывались супи­чан . Они отличались более простой конструкцией, для которой требовалось мало времени для строительства.

С получением земельных наделов в начале XX в. у тазов начали появляться свои поселки. К тому времени относятся Тадагоу (с. Чугуевка), Эрдагоу в Ольгинском районе, Тазовский в Кавалеровском районе. Все они располагались в долинах рек, недалеко от моря. Расположение домов в поселках уже было линейным, свободным выходом к реке или морю. Каждый двор был огорожен высоким забором цангза , для входа и выгона скота имевший калитку и ворота та мен .

Постоянные жилища

Женщина у дверей фанзы в селе Михайловка Ольгинского района, построенная тазами. Фото Сем Ю.А. Коллекция Музея истории Дальнего Востока им В.К. Арсеньева (НВ 1804-34).

К концу XIX в. постоянным жилищем оседлых тазов была фанза (от кит. « фан-цзы »), которая была каркасной и срубной постройки. Этот тип дома был заимствован тазами у китайцев и корейцев, имел конструктивную общность и различия.

Внешняя форма фанзы в основе имела простые геометрические фигуры –прямоугольник, иногда квадрат. Пол был земляной. Потолков в таких домах не было, его заменяла двускатная крыша, которая имела свои особенности в зависимости от китайского или корейского способа установки. Стены дома обмазывались смесью глины и мелко нарезанной соломой чумизы или других зерновых культур. Толщина обмазки была от 1 до 2 см.

Фасадная часть делалась на одной из длинных стен дома. Вход устраивался с южной или восточной стороны с таким расчетом, чтобы его не задувало ветром. Дверной проем завешивался циновкой или шкурой, мог заставляться корьем (большие пласты коры деревьев). В оконные проемы вставлялась хорошо выделанная кожа рыбы, пузыри, позже промасленная бумага. В стенах дома имелись квадратные отверстия чиян , которые служили естественными вентиляторами. Внутренняя оснастка фанз могла разниться.

Дом отапливался системой канов, которые клались из плоских камней цуто , обмазанных глиной. Кановая система отопления определяла не только размеры дома и служила источником тепла, но и являлась основным местом обитания человека: здесь он спал, принимал пищу, работал. Ширина канов достигала 2-х метров.

У тазов известно пять типов фанз с кановым отоплением, соответствующих названиям канов, форме и размещению кановой системы, в которых могло размещаться разное количество человек: синкан – один линейный кан, дом для малой семьи или одиночек; туймянкан – два линейных кана, для двух семей или семьи с родителями; самяркан – три кана буквой «П», для большой семьи, состоящей из трех малых семей; гойзакан – «Г»-образные каны, дом для двух отдельных родственных семей с комнатами; цвантау – с двойным «П»-образным каном, имел вид двух сдвоенных домов. Каны изготавливали из плоских плит, обмазанных глиной.

 

Старая тазовская фанза в селе Михайловка Ольгинского района. Фото Сем Ю.А., 1957 г. Коллекция Музея истории Дальнего Востока им В.К. Арсеньева (НВ 1735-560).

 

Дымоход кандузэ от топки шел к трубе, которая возвышалась на некотором удалении. Система дымоходов различалась по строению каналов – одноканальная, двуканальная и лабиринтная. (Сем Ю.,

Дымоход кандузэ от топки шел к трубе, которая возвышалась на некотором удалении. Система дымоходов различалась по строению каналов – одноканальная, двуканальная и лабиринтная (Сем Ю., Сем Л. 2001: 77–78).

При входе в фанзу справа или слева располагалась низкая печь цахукэн , сооруженная из глины и камня, с вмазанным в нее одним или несколькими большими чугунными котлами. В котлах кипятили воду, на пару готовили лепешки, варили каши и другие блюда. От топки был проложен дымоход кан­дузэ , проходивший под полом жилого дома. Часть кана, примыкавшая к очагу, называлась котай , она имела квадратную или прямоугольную форму.

Недалеко от очага, с другой стороны от лежанок, устраивались дощатые полочки для кухонной посуды. Над головой находилось переплетение различных балок и жердей, которые служили вешалками. По стенам фанзы на деревянных колышках вешались разные хозяйственные предметы (деревянные корыта, пилы и т. д.). Под стенами размещались короба, ими могли быть китайские ящики от ханшина ( сули ).

Экспозиция внутреннего убранства жилища тазов и удэгейцев в этно-туристическом комплексе «Тему» в Ольгинском районе. Фото О.О. Звиденная, 2018 г.

 

Размещение в доме и распределения мест было в зависимости от размера, типа дома, количества канов и самой кановой системы. Оно было строго регламентировано и никогда не нарушалось. Самой почетной считалась первая, наиболее теплая часть кана. На нее усаживали гостей, эта же часть была для хозяина. В доме без перегородки большая семья располагалась следующим образом: на канах син­кан ночевали дети, на канах тун­кан – взрослые. Спали на канах головой к краю, ногами к стене.

Современный дом тазов в селе Михайловка, типичное строение приморских деревень. Фото Николай Цой, 2016 г.

 

В настоящее время все дома тазов обновлены, имеют типичные для советских сельских поселений конструкции. Обычно это однокамерные или двухкамерные дома с печью русского типа, с припечком нан­чан­гза тыэ и с подпольем для хранения продуктов.

 

Временные и промысловые постройки

В местах охотничьего или рыбного промысла у тазов существовали временные жилища – супичан . По своему строению они были однотипны с удэгейскими кава или чукди . Это были односкатные или двускатные сооружения. Вход в двускатное жилище делался с подветренной стороны на восток или юг. Внутри оно разделялось на две части жердью или тонким бревном. В части, расположенной за очагом, спали ногами к огню. Со стороны костра, под стенами находились одежда и бытовые вещи охотников. Сам костер располагался у самого входа, как бы загораживая его. Над костром готовили, а дым отгонял гнус и комаров. Вход завешивался или закрывался дверью.

Тазы (удэ) у корьевого чума цуэлу (цуэло). Фото С. Н. Браиловского из книги «Тазы или удиhе: опыт этнографического исследования», 19901 г.

 

Коническое жилище в виде чума цуэло , было также аналогичным подобным постройкам у всех народов Приморья и Приамурья, также как ветровые заслоны и навесы.

 

Хозяйственные постройки

Хозяйственные постройки, как и промысловые, были аналогичны каркасно-столбовым постройкам всех тунгусо-маньчжурских народов.

В селениях тазов имелись различные хозяйственные постройки для содержания скота и птицы. Свинарник цудюан , Папка 2 (Для страницы народа) Фото 8. Лошадь. (Фото современного хозяйства тазов из с. Михайловка) сараи для коров и лошадей напоминающие русские – ма дюан и ню дюан , для птицы – курятники тидя ( чидзян ).

Лошадь – тягловая сила в хозяйстве. Домашние животные. Фото современного хозяйства тазов из с. Михайловка. Фото Николай Цой, 2016 г.

 

Для хранения продуктов и вещей строили амбары: каркасно-столбовые круглой формы цанза ( юань вэнды , нань цанза ), хозяйственные постройки на свях – цудяо ,
Папка 2 (Для страницы народа) Фото 13. (Амбар для хранения кукурузы. Из книги ИКТ) для хранения кукурузы – специальные амбары поми цанза и др. Некоторые просуществовали до 1970-х гг. Для хранения овощей строились погреба, а до них – подземные хранилища тёуза . Для мяса и рыбы сооружались одинарные и двойные вешала.

Амбар для хранения кукурузы. Фото из книги «История и культура тазов: историко- этнографические очерки».

 

На современных дворах тазов сохраняются птичники, строятся бани сяотанза , колодцы.

Транспортные средства

Дорогами между хозяйствами аборигенов, разбросанными на большой территории, служили реки. Они соединяли поселения, они же являлись ориентирами. Более-менее четкие тропинки и дорожки к фанзам стали появляться постепенно с заселением края и развитием торгово-меновых отношений. Поэтому одним из самых важных средств передвижения в весенне-летне-осенний период был водный транспорт. У тазов таким транспортом служили плоты и лодки. Плоты давно вышли из употребления, лодки трансформировались и частично сохраняются до сегодняшнего дня в охотничьем промысле.

Плот мупа применялся для переправы тяжестей или их доставки по сравнительно спокойным рекам. Лодки отличались разнообразием. По своей конструкции делились на лодки-долбленки, составные и каркасные. К лодкам-долбленкам относились оморочка , коймаза и бат ямудео . К составным плоскодонным лодкам саян банза , сяоцоай и таоцай .

Ямудео изготовлялся из тополя. Длина лодки-долбленки у тазов была стандартна для лодок такого типа у всех тунгусо-маньчжуров. Он достигала 7–9 м, ширина–0,5–0,6 м, глубина–0,5 м. Лодка изготавливалась только из тополя с крепкой древесиной, на котором не рос мох. Дерево валили, очищали от сучков, отрезали нужную часть ствола и вырубали долбленку. По своей форме она однотипна бату народов Приамурья и Приморья. Нос такой лодки имел лопатообразную форму уван тэту . Он предназначался для гашения волны на опасных перекатах.

На ямудео тазы перевозили по рекам грузы, семьи совершали перекочевки. Управляли лодкой два человека, один стоял на носу, второй – на корме, лодку продвигали против течения, отталкиваясь от дна при помощи шестов тэнг цуанды канза , когда лодка спускалась вниз по течению, движение лодки контролировалось однолопастными веслами тянгза .

Оморочка коймаза была остроконечной лодкой-долбленкой.

Оморочка. Традиционная лодка однодеревка для промысла в тайге. Начало XX в. Длинна 6 метров, ширина 63 см. Из собрания РЭМ.

Ее острый нос и острая корма, борта плавно сужались к днищу и имели яйцевидное дно как внутри, так и снаружи. Коймаза была меньше бата, ее длина 3–3,5 м, ширина – 0,4–0,5 м, глубина – 0,35–0,4 м. Борта имели поперечные распорки. Ее изготавливали из более легкой древесины, чем бат. И рассчитана она была на одного-двух человек. Чаще всего ее использовали для охоты в тихих заливах и протоках. Бат ямудео сохранялся до 50-х годов XX века. Оморочка немного дольше.

Плоскодонные лодки были заимствованы у нанайцев. Каждая состояла из трех досок. Одна шла на днище, две – на борта, сходящиеся друг с другом под острым углом.

В зимнее время лодки сменяли нарты сяо пали и коу пали , лыжи куамба банза и панза , сани пали ( ма пали ), которые имели большое практическое значение в охотничьем промысле и хозяйстве.

У тазов существовали два типа нарт: ручные сяо пали охотничьи и грузовые коу пали , которые тянул через потяг сам охотник с помощью одной или двух собак. Передвигаться с нартами было очень удобно в сложнопроходимых таежных условиях, где даже в современное время тяжело проходить технике. Имея в упряжи двух-трех собак и толкая нарту сам, охотник проходил за сутки до 15 км. В настоящее время нарты сменили снегоходы с прикрепленными санями.

Похожими на нарты, но более прочными и крупными, были сани пали и ма пали , они использовались для перевозки сыпучего груза, в них часто впрягали лошадь или быка.

Зимой на промысле и в быту широко использовались лыжи двух разновидностей: лыжи-голицы куамба банза и лыжи панза , подбитые камусом изюбра. Лыжи тазы изготавливали сами. Во время ходьбы на лыжах тазы опирались на «лыжный посох» тхабыгунза , длина которого достигала плеч охотника. Нижний конец лыжной палки снабжался костяным наконечником из рога изюбра, а верхний имел небольшую лопаточку таба бай , предназначенную для разгребания снега.

Для транспортировки грузов колесными средствами продвижения у тазов были повозки (грузовые и пассажирские) и телеги. Конструкция двухколесной повозки цэ ( чхуэ , чуэ ) была типа арбы та цэ ( ма цэ ). Пассажирская повозка напоминала цилиндрическим покрытием кибитку. В телегу впрягали одну или пару лошадей.

Приспособление для ношения тяжестей. Фото из книги «История и культура тазов: историко-этнографические очерки».

Для переноса груза в тайге или во время охотничьего промысла тазы использовали заплечные носилки пэйтяза , аналогичные носилкам тунгусского типа – паняга , а для похоронного ритуала – ручные носилки паланкин.

За годы советской власти и в постсоветский период в повседневный быт тазов вошли современные виды транспорта. Но не забыты и некоторые традиционные виды, используемые в охотничьем промысле.

Одежда и украшения

Тазовка Фото А. Химушина

Одежда тазов до начала XIX в. была аналогична одежде удэгейцев, нанайцев, орочей.Это верхняя одежда – запашные халаты кимонообразного кроя с правосторонним запахом и застежкой на правом боку, нательная одежда – халат (рубаха), штаны, ноговицы, иногда передник, обувь была амурского или тунгусского типа, головной убор.

 

Гольды - народ родственный тазам. Одежда характерная гольдам, удэгейцам, орочам и тазам. Фото Н.В. Кириллов. Экспонат Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

 

По сезону одежда была летняя, зимняя иногда демисезонная, по назначению – повседневная, праздничная, промысловая, погребальная, похоронная и свадебная.

Халат детский (яту тянгоу), для девочки до 1 года, 1950-1960-е гг. Коллекция «Тазы» Русского этнографического музея (РЭМ).

 

Штаны мальчика (кайтан куза) 1,5-2 года, 1950-1960-е гг. Коллекция «Тазы» Русского этнографического музея (РЭМ).

 

Детская одежда была уменьшенной копией взрослой.

Различалась одежда материалами изготовления, орнаментами, украшениями, некоторыми элементами, например, наличием воротника стойки, отрезной юбкой у халата и т. д.

Халат и штаны мужские на подкладе, вариант одежды на холодное время года. Тазы, с. Михайловка Ольгинского района, 1950-1960-е гг. Коллекция «Тазы» Русского этнографического музея (РЭМ).

 

Крой женской и мужской одежды был одинаковым, за исключением длины халатов – у мужчин он был до середины бедра, у женщины до середины голени. Отличалась также цветовая гамма, женские халаты были голубого, синего, коричневого, красного цвета (чаще свадебный). У мужчин – синего, черного, белого, как и нижняя одежда. До второй половины XIX в. еще встречалась одежда из рыбьей кожи.

Изменения в одежде начали происходить после активизации контактов с соседними народами: китайцами, корейцами русскими. Если раньше одежда шилась из выделанной кожи, в том числе и рыбьей, ткани даба, привозимой китайцами, утеплялась мехом, то постепенно большое значение приобретают хлопчатобумажные ткани, а также шерсть и вата, используемая как утеплитель для халатов, курток, штанов.

Валентина Утайси демонстрирует погребальный халат тазов, на подкладе. Фото из фондов Ольгинского историко-краеведческого музея, Приморский край.

 

Заимствования и изменения в одежде могли служить социальными маркерами.


Халат-куртка (цен пусай) мужская, вариант летний. Тазы с. Михайловка, Ольгинского района, 1950-1960-е гг. Коллекция «Тазы» Русского этнографического музея (РЭМ).

 

Летние и зимние мужские халаты различались наличием подкладки или утеплителя. В конце XIX в. роль утеплителя играла ватная подстежка, используемая в зимнем халате тамян пао .

Халат и штаны ватные, мужские. Вариант зимней одежды. Тазы, с. Михайловка, 1950-1960-е гг. Коллекция «Тазы» Русского этнографического музея (РЭМ).

 

С подкладкой без утеплителя шили осенние и весенние халаты пусайр . Сами халаты надевались поверх нательной рубашки цэй пусай . Нательные штаны были на поясе куё и завязках куё дай , у пожилых людей, в зимнем варианте штаны шились с подстежкой. Штанины к краям суживались и плотно облегали ногу.

Штаны мужские, промысловые, кожаные. Тазы, первая треть XX вв. Коллекция РЭМ.

 

Из выделанной кожи изготавливали одежду для промысла. На ноги тазы надевали матерчатые носки вазэ, имеющие сходные с нанайскими васа, или «чулки». Поверх «чулок» надевались ноговицы то ку . Выкройка ноговиц напоминала вытянутый прямоугольник с приставленным треугольником на месте колена. Верхняя их часть имела заостренную форму, что было характерно только тазам.

Обувь разнилась от сезона.Осенью и весной носили кожаные поршни сысаза ~ сысар амурского типа, которые крепились на ноге с помощью ремешков или веревок улу тоэ .

Мужская кожаная обувь сысаза. Фото из книги «История и культура тазов: историко-этнографические очерки».

 

Материалом для изготовления служили кожи коров, лошадей, быков, свиней. Зимой носили меховые или кожаные ула .

Ула зимняя обувь тунгусо-маньчжуров. Из коллекции Р.М. Андрейцевой. Фото Николай Цой, с. Михайловка, 2016 г.

 

Их шили из кожи козы, изюбра, дикого кабана. В доме зимой носили ватную обувь в виде мягких чулок до колен. В прошлом имелась травяная обувь цаосе .

Обувь детская, матерчатая. Тазы, с. Михайловка, Ольгинского района, 1950-1960-е гг. Коллекция «Тазы» Русского этнографического музея (РЭМ).

 

Летом в доме и на дворе тазы ходили босиком или в легких тапочках се или мяосе (зимний вариант).

В XIX в. летний головной убор тазов моза представлял собой коническую широкую шляпу из бересты фапи моза ( вэй лин тоу ). Она защищала голову от дождя и солнечных лучей. Их изготовляли сами либо покупали у уссурийских нанайцев и удэгейцев.

Головной убор. Тазы, с. Михайловка, Ольгинского района, 1950-1960-е гг. Коллекция «Тазы» Русского этнографического музея (РЭМ).

Зимой мужчины надевали ватную шапку мя моза или меховую – пи моза типа ушанки.


Халат женский на подкладе. Тазы, с . Михайловка, Ольгинского района, 1950-1960-е гг. Коллекция «Тазы» Русского этнографического музея (РЭМ).

 

Женские халаты отличались от мужских, помимо длины, декоративностью. На женском халате имелись украшения в виде орнамента, цветных полос, пришивных украшений – бляшек, пуговиц, раковин и пр. Названия женской повседневной одежды зависели от сезона и тканей, из которых ее шили: халат из дабы – санза , из красного материала – хумбу санза , из вельвета – тан­гзэ юн санза , из сатина – вицоу санза , из шелка с цветами – цоу санза и т.д.

Халат-куртка (цен пусай) мужская, вариант летний. Тазы с. Михайловка, Ольгинского района, 1950-1960-е гг. Коллекция «Тазы» Русского этнографического музея (РЭМ).

Летний халат назывался пусайр , демисезонный – тяо ( тяо иехэ ), зимний – меор , тамен паор (на вате).

Весной или осенью поверх халатов часто носили ватную безрукавку мемпоуза . На промысел надевалась меховая безрукавка кандёр , она была двух типов – распашная с разрезом посередине и сбоку, материалом служил либо мех животных, либо ткань, простеганная ватой.

Нижняя нательная рубашка женщин ничем не отличалась от верхней плечевой одежды. Обувь не отличалась от мужской ни кроем, ни названием. Головным убором чаще всего служил платок сэудэ . Зимой носили шапки, такие же, как у мужчин.

Нагрудник женский, 1880-е гг. Коллекция Музея истории Дальнего Востока им В.К. Арсеньева (МПК 1082-1).

Как и у народов юга Дальнего Востока, женский и мужской костюмы тазов имели нагрудник (фартук, передник) для тепла тэу­тэр ( дэу­тэр ) и предохранения одежды при работе – вычу .

Нагрудник детский. Тазы, с. Михайловка, Ольгинского района, 1950-1960-е гг. Коллекция «Тазы» Русского этнографического музея (РЭМ).

Выходя на промысел, тазы защищали шею от снега платком пэкэнга , а весной и осенью от комаров спасались накидкой из светлой ткани вэнмо , аналогичной по крою как у других аборигенов Приморья. Особенностью промыслового костюма была пришитая сзади к подолу или поясу халата кожаная «сидушка». На руки надевали меховые рукавицы соуба­занза .

Одежда сборщиков женьшеня пропитывалась рыбьим жиром от влаги и дождя.

Иига одежда тазов. Шелковые праздничные халаты. Экспозиция Ольгинского краеведческого музея.

Праздничная одежда отличалась от повседневной материалом и украшениями, ее шили из лучшей ткани, цвета преобладали светлые. У мужчин бытовал нарядный китайский халат до пят с длинными, немного расклешенными, рукавами. Таким же по фасону был и свадебный мужской халат из шелка черного цвета с белой подкладкой. Женский халат был красного, синего цвета или использовался китайский разноцветный шелк с традиционным рисунком.

Из причесок в 60–70-х гг. XIX в. наиболее распространенной у мужчин была одна коса пянза . Волосы разделялись пробором на две равные части и заплетались справа налево. Мужчины могли носить косу на спине или подбирали ее в несколько рядов, обмотав черным или красным шнурком.

Женская прическа менялась в зависимости от возраста и семейного статуса. Косы оплетались шнуром так же, как у мужчин. Такие прически являлись традиционными для тунгусо-маньчжуров Сибири и Дальнего Востока. От китайцев была заимствована прическа «пучок».

Женщины очень любили украшения, особенно серьги чэнза , которых у них было в достатке, на запястьях носили браслеты сэу­цу­эзэ . Мужчины и женщины на пальцах носили кольца сэулю .

Серьги тазов чэнза и удэгейцев. Первая половина XX вв.

 

Пища

Пища у тазов была неразрывно связана с характером их хозяйственной деятельности. У традиционных охотников и рыболовов в пищевом рационе преобладали продукты охотничьего, рыболовного и морского промысла. С развитием земледелия рацион значительно расширился, добавилась домашняя птица.

Мясная пища тазов в основном состояла из оленины малу ю и изюбрятины лу ю . Также в пищу употреблялось мясо зайцев – чин тузэ ю , белок – фый коур ю , гусей – е янго ю , уток – яза ю , рябчиков – судер ю , фазанов – еди ю . Мясо варили, жарили, коптили, заготавливали впрок. С появлением домашних птиц и животных рацион расширился, появилась говядина – ню ю , мясо домашних гусей – гэ ю , уток – я ю , кур – кунди ю и др.

Рыбная пища включала камбалу сабай юй , тайменя цэлэ юй , ленка силинь юй , красноперку тандо юй , карася сапа юй , кету тамаха юй , форель када юй , симу чиму юй , пеструшку серхуа пян юй , щуку сисин­гза юй и др. У тазов не было запретов на употребление каких-либо пород и видов рыб.

Тазам, как и другим аборигенам края, было характерно сыроедение, в то время как в китайской кухне сырая животная пища исключена. Одним из любимых блюд была мороженная строганина. Ели сырые языки и глаза оленей, мозги из костей животных, утиный язык язы ю . При ловле рыбы, особенно в период массовой заготовки лососевых пород, тазы ели сырыми головы, особенно хрящи и рыбьи глаза.

Вареное мясо цу ю употреблялось в пищу с лепешками (с хлебом) в горячем и холодном виде, дополняя специями и овощами. Отвар использовали для варки круп и овощей. Из мяса готовили студни тунза ю , обильно снабжая толченым чесноком и мелко нарезанным зеленым луком.

Излишки мяса заготавливали впрок, к наиболее распространенным способам относилось вяление ганзэ ю и соление ся ю , а также консервация тушением цао ды ю . Вялилось мясо как сырым, так и отварным. Оно широко использовалось во время промысла из-за небольшого веса и питательности. Соленое мясо хранили в бочках в подпольях. Впрок заготавливались растительные и животные жиры.

В пищу использовали птичьи яйца чо тань , гусиные – гэ тань , утиные – язы тань , куриные – ти тань . В середине XIX в. собирали преимущественно яйца диких птиц.

Тазы долгое время не использовали в пищу и для приготовления молоко и молочные продукты. В некоторых семьях его не пили даже в 1970-е гг.

В качестве ритуальной пищи, во время обрядов тазы ели также мясо бурого ( хэсяза ю ) или черного медведя ( хэй хэсяцза ю ).

Рыбу в пищу использовали в вареном, жареном, тушеном и сыром видах. В бульоны путхан , которые варили из тайменя, толстолобика, карася и др., для вкуса и аромата добавляли приправы и специи. Отсутствие супов в раннее время отличало тазов от китайцев. Супы в том виде, в котором готовят современные семьи, пришли после 20-х годов XX века уже заимствованными от русских.

Из рыбы у костра готовили шашлыки силэ , тушеную рыбу мэй юй в собственном соку, юколу – вяленую рыбу, которую ели с рыбьим жиром, ягодами, черемшой и другими приправами.

Растительная пища была так же разнообразна. Из дикорастущих плодов наибольшей популярностью пользовались черемуха цоулиза , боярка хай­пам­пасу , шиповник емэ­гуй , дикие яблочки тха­низа ; из ягод – виноград путоу , красная смородина, брусника тасянкуэ и др. Весной собирали крапиву, папоротник тюэцай . Распространенным блюдом был суп из крапивы цэмаза цей­тан, молодые побеги этого растения рвали и кипятили в воде. Папоротник отваривался и тушился с мясом, шел на изготовление салатов.

В отличие от других аборигенов, у тазов были распространены блюда из грибов. Боль­шое зна­че­ние име­ли гри­бы мо­гу , рас­ту­щие на деревь­ях.

Хуан мыэ -грибы ильмаки, используются для жарки. Фото С. Барыльник, 2021 г.

Их за­го­тав­ли­ва­ли впрок (су­ши­ли, со­ли­ли и ма­ри­но­ва­ли), они шли на про­да­жу ки­тай­ским пе­ре­куп­щи­кам ( Подмаскин 2017: 149). Из них готовили одно из праздничных блюд – мясо с грибами мого вайр . Грибы замачивали и тушили, затем добавляли свинину, петрушку, перец, лук и тушили вновь. Получившуюся массу подавали на стол.

С появлением огородничества в пищу стало употребляться много овощей. Овощи варились, жарились, парились, солились и мариновались, готовились салаты и т. д. Это различные сорта редьки дахунь­пао , хэй , лобы суй­и­лобы , шпинат бойцай , салат чин­цах , сельдерей чинь­цай , укроп хуий­сян , салатная капуста байцай , кочанная салатная капуста тафу бай­цай , петрушка сянца , лук цун , лук батун дацун , чеснок соа , съедобное огородное растение бахе , кайцай , горький перец ладёу , огурцы хуанго , кабачки сихулу , картофель тудузэ , свекла све­года , брюква брюка , морковь ху лоба , помидоры помидора , баклажаны чеза , репчатый лук янцун . В большом количестве заготавливали и использовали в пищу бобовые растения: фасоль лоа­ля­ное хэды , ча тудоуза , пайдоуза , горох стручковый ван­доу (История и культура тазов... 2019: 177).

В питании тазов одно из первых мест занимали мучные изделия – пампушки и лепешки, которые часто готовились на пару, домашняя лапша, сладкий хворост и т. д. В пароварках делали сладкие просяные пампушки нен гоу , пампушки поуза , манты, пельмени тёза из пресного теста. Наиболее распространенными были паровые пшеничные пампушки тубо из круто замешенного дрожжевого теста. Начинкой служили просо, бобы и т. д. Популярны заимствованные у корейцев слоеные пампушки тагу из чумизы с бобами, фаршированные блины юту­анза , лепешки пинг , которые в зависимости от толщины имели разное название и способ приготовления, жареные лепешки кантоу с начинкой из жаренного лука.

Известные другим аборигенам Приморья и Приамурья каши из кукурузы, пшена и др. круп были популярны и у тазов.

В последние годы начался интенсивный процесс освоения русской кухни. В настоящее время в повседневное питание тазов вошли блюда, заимствованные у русских, украинцев, белорусов и других народов страны.