Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Беляева-Сачук В.А., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН Данилова Е.Н., научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН |
С праисторических времен Кольский полуостров находился на путях миграций и коммуникаций между западом (Скандинавией) и востоком (Русским Севером). В заселении севера Фенноскандии, начавшемся около 11 тыс. лет назад, сошлись западноевропейский и восточноевропейский потоки мигрантов, предков скандинавов (индоевропейцев) и финнов (уральцев), образовавших цепь раннеголоценовых культур маглемозе–фосна–комса–аскола–кунда (Шумкин 2001: 17–24). Береговые стоянки кольского арктического палеолита датируются концом VII — началом VI тыс. до н. э. Кольскую провинцию осваивали предки саамов, связанные культурными и генетическими узами с лежащим к югу и востоку уральским этнокультурным массивом.
Древнейшие обитатели Кольского края были охотниками на оленя и морского зверя, а в эпоху раннего металла в Фенноскандии развивается оленеводство. В IX в. скандинавские финны ( саамы ) и норвежцы содержали стада домашних оленей. В эпоху викингов отмечается заметное оживление северных берегов Норвегии и плаваний скандинавов на восток. Пути по морю и по суше не только пересекались, но и дополняли друг друга: оленные кочевья начинались там, где кончались морские, и были их сухопутным продолжением (в скандинавской и северорусской практике они дополнялись конным транспортом). Саамский очаг оленеводства находился в прямой связи с морской скандинавской культурой, и кочевья саамов примыкали к бьярмийскому пути норманнов ( Биармия или Бьярмия , легендарный исторический регион, находящийся, по мнению средневековых авторов, в центре Кольского полуострова или между Онежским озером и Онежской губой Белого моря. Упоминается, среди прочих, в скандинавских сагах и в карело-финском эпосе "Калевала" ) (Головнёв 2009; 2018).
Русские ладожане и новгородцы унаследовали от северных норманнов морские пути и контакты в Бьярмии и на Кольском полуострове. В XII в. новгородцы владели волостью Тре (Терским берегом), а к концу XIII в. освоили всю Кольскую Лапландию, основав поморские селения Варзуга и Кола. Поморы совершали промысловые и торговые рейды от Норвегии до Ямала, поддерживая навигацию по Северному морскому пути. Благодаря поморской торговле к концу XVI — началу XVII в. Кольский острог становится главным русским опорным пунктом и международным торговым портом в Заполярье (Озерецковский 1804: 6–9; Ушаков 1960; Ушаков, Дащинский 1983: 10–14).
В конце XIX – начале XX вв. кольские саамы довольно тесно общались с другими народами. Большинство исследователей придерживается мнения о том, что саамы сосуществовали с русскими в «довольно согласных отношениях» (В-р. Описание проблем, связанных с оленеводством на Кольском полуострове. Из области оленеводства, 1909: 45), однако, есть сведения и о самоуправстве, столкновениях и захватах в ущерб лопарям (Козьмин, 1915). Кроме русских в зоне их расселения жили карелы и финны (главным образом на юго-западе полуострова), а также коми-ижемцы и ненцы (преимущественно в восточных районах). Ижемцы и ненцы переселились вместе со своими оленьими стадами на Кольский полуостров из бассейна Печоры и Большеземельской тундры в конце XIX в. Саамы заимствовали многие черты коми-ненецкого оленеводства, увеличив тем самым свои стада.
В настоящее время в Ловозере саамы и ижемцы образуют сообщество, говорящее на одном (русском) языке и практикующее общую систему оленеводства. В Ловозерском районе ежегодно проводят общие для саамов и ижемцев праздник Севера и День оленевода, отмечают Международный день саамов (6 февраля) и ежегодный «Коми день» (Головнёв и др. 2018: 269).
Источники: