Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Новикова Наталья Ивановна

Нивхи. Современное культуротворчество


Современная культура нивхов имеет глубокие традиционные корни. В первую очередь это проявляется в изобразительных средствах, которые нивхи демонстрируют во время праздников, фестивалей, выставок. Так, например, искусство и современная культура нивхов были представлены в 2017 г. на Европейской выставке-ярмарке народного искусства, организованной венгерским Союзом мастеров народных промыслов. В ней принимали участие несколько сотен мастеров из Венгрии и других стран. В 2017 г. десять мастеров с Сахалина стали почетными гостями выставки. Большой популярностью на выставке пользовались мастер-классы по выделке рыбьей кожи, бересты, традиционным вышивкам. Производство сувениров, для которого используются дерево, кость, рыбья кожа, вызывали большой интерес у покупателей и стали средством сохранения и продвижения народных знаний. Участники также представили концерт, основанный на музыкальном фольклоре. Для сахалинских мастеров участие в европейской выставке стало важным шагом по знакомству с опытом других стран, послужило сохранению и популяризации народной культуры и развитию культурного предпринимательства.

 

Нивхский павильон в Будапеште


В. Левкун и О. Резник на выставке в Будапеште


Исполнение нивхской песни в Будапеште Н. Джабарова

Нивхи также участвуют в ежегодных выставках «Сокровища Севера» в Москве, где представляют свою культуру, участвуя в концертах, конкурсах экспозиций, представляя народные костюмы, кукол, вышивку и резьбу, традиционную этническую пищу.

 

Презентация нивхской кухни на сокровищах Севера от предпринимателей

Презентация травяных чаев О. Резник


Мастер-класс А.С. Мыгун в Москве


Нивхские мастерицы Е.В. Очан и Н.Н. Кельман

В районах проживания нивхов сохранением и развитием культуры занимаются региональные центры народного творчества, музеи, фольклорные коллективы. Большой популярностью среди коренного и местного населения пользуются ансамбли «Мэнгумэ илга» («Серебряные узоры»), г. Поронайск; «Люди Ых миф» («Люди Сахалина»), г. Южно-Сахалинск; «Кех» («Чайка»), п. Тымовское; «Ари ла миф» («Земля северного ветра»), п. Ноглики; «Пила Кен» («Большое солнце»), г. Оха. Ансамбли стали прекрасной школой не только для нивхов-активистов, но и руководителей хозяйств, предпринимателей, способствовали развитию социального капитала нивхского сообщества.

 

Ансамбль ЫхМиф

Мостом от древней к современной нивхской культуре стали музыкальные инструменты. Специалист по музыкальной культуре нивхов Н.А. Мамчева опубликовала подробное описание инструментов. Музыкальное бревно как сакральный инструмент использовалось на Медвежьем празднике в наиболее важные моменты ритуала. Оно символизировало тело священного зверя – медведя. Бревно украшали стружки ина у.

 

Музыкальное бревно

Игра на нем позволяла общаться с духами. Сегодня музыкальное бревно широко используется в выступлениях самодеятельных ансамблей. Простота изготовления позволяет устанавливать его в летних этнических лагерях, где дети и подростки с удовольствием учатся на нем играть. Звучание бревна сопровождает песни и речитативы, исполняемые на нивхском языке. Современные нивхские музыкальные инструменты разнообразны: ударные (бревно, палки), различные варганы, струнная смычковая пиколютня, духовые (трубы), погремушки, бубны и другие.

Новым явлением в культуре нивхов стали театральные представления, которые приобретают все большую популярность. Обычно это постановки по эпосу нивхов, записанному основоположником нивхской литературы Владимиром Михайловичем Санги.

В современных условиях Медвежий праздник не проводится. Крупнейшим событием на Сахалине стал праздник «Кормление духа хозяина моря», который проводился в 2022 году уже 30 раз. Первоначально праздник финансировался за счет средств родовых хозяйств и созданного ими фонда и служил укреплению престижа аборигенных организаций и развитию толерантности в сфере межэтнических отношений в районе. Аборигены составляли лишь незначительную часть участников праздника. На празднике проводили обряд кормления духа моря, устраивали соревнования по народным видам спорта, фестиваль этнической кухни, таким образом знакомя как нивхскую молодежь, так и все остальное население с традициями. На празднике рыбаки – руководители хозяйств принимали гостей, в том числе и администрацию района, со всего Сахалина. Они организовывали и праздничное застолье для всех желающих. Важным моментом праздника являлось вручение ценных подарков наиболее успешным хозяйствам. Сокращающиеся возможности для деятельности привели к тому, что рыбопромышленники уже не могут сами финансировать праздник, и он получил официальный статус и официальное финансирование.

Другим проектом, направленным на популяризацию культуры нивхов, стал проект Сахалинского областного краеведческого музея «Сказки, которые можно слушать» по чтению фольклорных произведений на нивхском и русском языках.



В советское время появились профессиональные поэты и писатели (наиболее известен Владимир Михайлович Санги 1935 г. р.), художники (одним из первых представителей нивхской станковой живописи был Сергей Гурка (1938–1986)).