Давыдов В. Н., к.с.н., PhD,
за. директора по научной работе МАЭ РАН |
Негидальцы. Декоративно-прикладное искусство, художественные промыслы и ремесла
В декоративном искусстве негидальцев можно выделить два пласта: женский и мужской. Мужчины изготавливали изделия из твердых материалов (камень, кость. Дерево и металлы), женщины – из мягких (рыбья кожа, мех, береста, ткани). Женское искусство является преимущественно живописным, мужское – графическим. Женское искусство включало в себя обработку кож и шкур зверей, выделку рыбьей кожи, изготовление нитей из сухожилий животных и нитей томпо из рыбьей кожи. Женщины шили одежду и обувь, декоративные коврики-панно из шкурок птиц и мелких животных, коврики из шкур крупных животных – оленя, лося, медведя. Использовалась техника меховой мозаики. Женским занятием считалось плетение и изготовление различной утвари, посуды из бересты, а также других используемых в быту вещей. Практически все изделия орнаментировались (История и культура 2014: 267-268). Мастерицы пользовались несколькими видами специальных скребков, которые позволяли осуществлять различные виды трудовых операций по обработке традиционного сырья (Тунгусо-маньчжурские народы 2022: 622-623).
Ковёр выполненный из шкур с голов птиц (уток, селезней).
Автор Д. И. Надеина (1942 г.р.). Автор фото – В. Б. Малакшанова.
В украшении элементов одежды доминирует вышивка цветными нитями-мулине, основу которой составляет синтез различных мотивов и символов растительного и зооморфного типа в сочетании с геометрическим и спирально-ленточным узором. В декорировании негидальцами используется богатая цветовая гамма: от красно-розовых. Теплых охристых, мягких акварельных изумрудных тонов до холодновато-голубых, синих, переходящих в фиолетовые. В украшениях ровдужной одежды и обуви используются различные швы и цветные вставки желтого, красного, темно-синего и черного тонов, которые одновременно являются и фоном орнамента (История и культура 2014: 269).
Негидальские мастерицы используют различные приемы орнаментального декора – вышивка цветными нитями, бисером, тиснение, аппликация на ткани, рыбьей коже, бересте, меховая мозаика. Трафареты, как правило, не используются. Мастерицы, вышивая по ткани, меху, коже или ровдуге, применяют разнообразные виды окрашенных ниток, а также олений и конский волос. Используется прямой стежок, «косичка», «ёлочка», рельефный и петельный шов. Изделия украшали динамичным криволинейным орнаментом. Негидальские мастерицы широко использовали аппликацию из различных меховых кусочков (История и культура 2014: 269-272). Практически всегда в негидальском узоре доминировал спирально-ленточный орнамент и трилистник (Тунгусо-маньчжурские народы 2022: 633).
Ровдужный ковёр с вышивкой трилистника. Ручная работа.
Автор А. П. Надеина. 2009 г. Автор фото – В. Б. Малакшанова.
Современное декоративно-прикладное искусство негидальцев сохранило формы. В которых декоративная функция органично сочетается с утилитаной. Функции народной одежды в современных условиях значительно изменились, она стала атрибутом праздника. Национальный костюм бытует преимущественно в сценическом виде. Сценический костюм негидальцев с. Владимировка включает в себя платье, традиционную обувь и головное украшение. Цветовое решение сценического костюма основано на сочетании двух доминирующих цветов – синего и красного, с их оттенками до голубого и розового. В декоре платья использован традиционный негидальский орнамент, состоящий из струящейся пестрой ленты и изображений трилистника. Сценический мужской негидальский костюм крайне упрощен и адаптирован к современным условиям. Он состоит из рубахи тунгусского кроя, подпоясываемой широким тканым поясом красного цвета. Горловина рубахи вышивается традиционным негидальским узором. Цветовое решение сходно с женским сценическим платьем – используется сочетание голубого и красного (История и культура 2014: 275-278).
Современное декоративно-прикладное искусство негидальцев закрепилось в формах женского рукоделия, включающего в себя камерные произведения малых форм и ковры (История и культура 2014: 280). В целом традиционные предметы и элементы костюма сегодня представляются в качестве отдельных вкраплений в современную одежду, используемую в повседневной жизни. Национальная одежда, как и традиционные приемы ее украшения, находит применение во время проведения национальных праздников, выступлениях фольклорных коллективов на фестивалях «Живая нить времен», «Бубен дружбы», «Праздник лета – древний свет», «Бакалдын», краевом конкурсе «Ремесла земли Дерсу» (Тунгусо-маньчжурские народу 2022: 635-636).
Участницы Первого Дальневосточного международного фестиваля КМНС «Живая нить времен»,
(слева направо) Балабанова Л.Г., Надеина Д.И., Семенова Е.А. г. Хабаровск, 2008.
Автор фото - В.В. Лебедева.