Вернуться

Давыдов В.Н.

кандидат социологических наук, PhD,

заместитель директора по научной работе МАЭ РАН

Нанайцы. Материальная культура

 

Основой для возникновения традиционной нанайской кухни, включающей в себя и сегодня многочисленные блюда, послужили продукты собирательства, рыбного и охотничьего промыслов (Березницкий 2015: 77). Важнейшее место в системе питания нанайцев занимает рыба (Березницкий 2013: 73). В пищу употребляли кету, калугу, карася, хариус, верхогляда, леща, амура, сома, сига, осетра и др. Во время массового хода кеты ее заготавливали впрок в больших количествах (История и культура 2003: 123). Из свежей рыбы, преимущественно калуги и осетра, нанайцы готовили талу. Рыбу для этого потрошили, нарезали в виде узеньких, тонких ленточек, добавляя соль, черемшу, дикий лук и перец. Зимой талу делали из замороженной рыбы. Такая тала называлась пиарма (История и культура 2003; 123-124). Сазана и тайменя нанайцы раньше употребляли преимущественно в свежем виде и редко подвергали консервированию (Козьминский 1929: 34). В пищу шла продукция охотничьего промысла: мясо кабарги, лося, косули, дикого оленя, черепахи, кабана, зайца, медведя. В большом количестве били гусей, уток, рябчиков, фазанов, тетеревов. Рыбу и мясо употребляли в сыром, вареном, копченом, вяленом, мороженом и соленом виде (История и культура 2003: 123). Традиционная нанайская кухня включала большое количество грибов, ягод и других дикоросов (Березницкий 2015: 71). Нанайцы употребляли в пищу также орехи, съедобные травы и корни (История и культура 2003: 123). Из ягод делали соки, ели их в свежем виде в качестве приправы. Из ягод черемухи готовили тесто, из которого пекли лепешки дутун, сиян. Весной съедобные растения ели в виде салатов и приправ (История и культура 2003: 124). Соли в прошлом нанайцы не знали и пользовались вместо нее золой, белой глиной, свежей кровью животных (История и культура 2003: 125). Заметные изменения в пищевом рационе нанайцев стали происходить уже в первой половине XX века. В государственных и кооперативных магазинах они стали покупать муку, рис, масло, консервы, сахар (Там же). В советское время с распространением огородничества нанайцы стали употреблять в пищу овощи, которые начали использовать для приготовления салатов и других блюд (История и культура 2003: 125).

Нанайский салат из свежей черемши. Приготовила Э. И. Киле, с. Найхин, Нанайский р-н, Хабаровский край. Июнь 2021 г. Фотокопия С. В. Березницкого.

В быту нанайцы использовали разнообразную деревянную утварь, умели выдалбливать из дерева чашки, миски, корыта, вырезать ложки (хоня). Сундучки, шкафчики, ящики для одежды, крюки для подвешивания котлов, детские колыбели (Кочешков 1995: 28). Из железа и стали делали ножи различной формы для разнообразных целей (История и культура 2003: 125). С развитием кооперативной и государственной торговли нанайцы стали обзаводиться стандартной кухонной утварью фабричного производства (История и культура 2003: 126).

Одежда нанайцев была повседневной, промысловой, свадебной, погребальной, ритуальной, должностной. Можно выделить также мужскую, женскую и детскую одежду (История и культура 2003: 107). Нанайский традиционный костюм состоит из верхнего и нижнего халата (покто), штанов (пэру) и наколенников (ои). Оба халата шились примерно одного покроя. Пояса раньше не использовали. Подпоясываться нанайцы научились от русских. Рукава халата шили узкие и короткие. Женский халат был похож на мужской. Его основное отличие состояло в том, что его шили весьма длинным, а украшений на нем было гораздо больше. У всех женских халатов наблюдается концентрация орнамента на спине. Для украшения женского халата использовались разноцветные полоски, раковинки и бряцающие бляшки (Кочешков 1995: 18). На детских халатах нередко встречался орнамент в виде чешуи. Важной принадлежностью одежды были наколенники (гару), которые, как и халаты, нанайцы украшали узорами (Кочешков 1995: 20). Верхней плечевой одеждой служил халат, скроенный в виде кимоно. Халаты назывались: покто – без подкладки, капчима – с подкладкой, хукту – зимний, амири – одинарный халат из рыбьей кожи, качой – халат из кожи лося. Плечевая верхняя повседневная одежда украшалась цветными полосками. Халаты специальных воротников не имели (История и культура 2003: 107).

Музей антропологии и этнографии Императорской Академии наук: макет открытки «Гольды в одежде из рыбьей кожи (Амур)». С. М. Дудин.1907-1917. Размер: 22,8 х 16,8 см.

Нанайский халат из рыбьей кожи. Центр нанайской культуры. с. Джари, Нанайский р-н, Хабаровский край. Июнь 2021 г. Фото С. В. Березницкого.

Портрет женщины в традиционном костюме. Нанайцы. Амур (басс.р.). Начало XX века. Собиратель Я. И. Трусевич. Размер: 18,4 х 21,6 см.

Женские национальные халаты, с. Сикачи-Алян, Хабаровский край. 2002 г. Фото В. Н. Давыдова.

Нанайцы владели различными технологиями обработки натуральных материалов, использовали специальные инструменты. В прежние времена нанайцы активно использовали годику – деревянное приспособление для размягчения рыбьих и звериных шкур (Березницкий 2015: 74). Обувь (ота) шилась из рыбьей кожи, а на подошвы шла кожа лося. Особенность нанайской обуви заключается в том, что подошва и головка делались из одного куска. В зависимости от фасона, носок мог быть прямым или загнутым кверху. Голенище кроилось отдельно и могло различаться по форме: быть более или менее высоким, прямым или цельным, как у обычного сапога и с разрезом спереди, доходящим до сгиба в подъеме. При этом обе половинки запахивались одна за другую и обертывались специальными ремешками из ровдуги. Внутрь сапога надевался чулок из тонкой рыбьей кожи или ткани, а под подошву клалась стелька из сухой травы (Кочешков 1995: 20).

Головные уборы нанайцев отличались разнообразием. Зимние шапки (туэсу апон) они делали из ткани, подбивая их ватой и мехом, либо целиком изготавливали из меха. Они имели форму капора и нередко простегивались наподобие тюрко-монгольских. Для невест шили шапки (вэксэмэ апон) целиком из ткани. Обычно синего цвета, на вате, простегивали амурскими завитками, а сзади делали на шапке своеобразный хвостик из той же ткани, заткнутый крючком вверх. Спереди такую шапку украшали нашитыми в виде ромба мелкими белыми пуговицами или бисером, а сзади – красными лентами. На макушку пришивали свернутый в узелок красный шнурок (Кочешков 1995: 21). Нанайские охотники носили маленькие шапочки (корбочи), верх которых обычно шили из камусов соболя, лисицы, а иногда и из камусов оленя. К верху пришивали орнаментированные полосы ровдуги и опушку из меха выдры (Там же). Раньше нанайцы летом носили берестяные шляпы (боро) (Кочешков 1995: 22). Подобные конические шляпы также имели название талома апу, или орхо (История и культура 2003: 109). Широко использовали нанайцы наушники (дява, сеяпту / сиаптун) – особые мешочки, состоящие из двух овальных клапанов, которые закрывали уши в сильные морозы. Внутри наушники обычно отделывали беличьим мехом, а снаружи – покрывали орнаментированной рыбьей кожей (Кочешков 1995: 23; История и культура 2003: 109). Поверх наушников надевали теплую меховую шапку (элдумэпсэ), которая по форме напоминала высокий конус, подбитый мехом соболя или белки. Края шапки и имели соболью или рысью опушку, которая защищала от снега (История и культура 2003: 109).

Традиционный нанайский костюм хорошо дополняли и украшали такие детали, как воротнички, наплечные накидки, нарукавники и пояса (Кочешков 1995: 22). В холодное время года необходимым предметом одежды были рукавицы. Их шили из ткани на вате (дяпагда), из ровдуги (найсу качама), из меха (качама), из рыбьей кожи (дёпчо). Женские рукавицы отличались от мужских размерами и формой обшлага: у мужчин они имели раструб и были длинными, у женщин обшлага были короче и имели прямую форму (Кочешков 1995: 23). Перчаток нанайцы не шили (Лопатин 1922: 64). Среди нанайцев были распространены мужские и женские украшения. Наиболее часто встречались кольца и браслеты. Мужчины и женщины носили их не только на руках, но и на ногах. Мужские браслеты имели овальное сечение, женские – круглое (История и культура 2003: 121).

Поселения нанайцев были двух типов: постоянные и сезонные (История и культура 2003: 95). Жилые постройки дё также были постоянными и сезонными. Постоянные могли быть подземными., полуподземными, наземными и свайными, а по конструкции – каркасными и срубными. Землянка имела название серома, была в основании прямоугольной или четырехугольной. Ее стенки имели каркасное строение и завешивались плетеными циновками. Нанайское жилище в форме полуземлянки называлось хурбу, хулбу и конструктивно напоминало землянку серома. Конструкция крыши в нанайской полуземлянке была двускатной. Вход делался в узкой стороне дома, в противоположной – располагались два окна, третье окно было около двери (История и культура 2003: 97-98).

Наземные постройки нанайцев также были каркасные, прямоугольные в основании и назывались хагдун или дё (дёг). Подобный дом строился однокамерным и не имел перегородок. Его основу составляли столбы, являвшиеся опорами для балок и крыши. Зимним жилищем нанайцев являлся четырехугольный дом с каркасом на основе вертикально стоящих бревен, промежутки между которыми заполнялись обмазанной глиной плетенкой, крышу покрывали травой, пол покрывали глиной. Стены зимних жилищ изготавливали из наиболее доступного материала: плетеных фашин из камыша, жердей, тальника, которые затем обмазывались глиной, перемешанной с травой или шерстью. В горных районах на стены шли плахи, тонкие бревна, жерди. Крыша в нанайских домах была двускатной. Крышу покрывали 2-3 слоями бересты или еловой коры. На скаты крыши накладывали слой глины толщиной в 5-10 см. Потолка в таких домах не было. Различные балки и жерди служили вешалами. В окна вставляли хорошо выделанную кожу рыбу или пузырь, которые пропускали свет. Главной конструктивной особенностью дома, которая определяла его размеры была отопительная система накан. Ее изготовляли из плоских плит, обмазанных глиной. Нанайский дом отапливался несколькими очагами. Дымоходы пускали под спальными нарами с целью их обогрева. Дымоход от топки шел к трубе, которая возвышалась над постройкой, иногда располагалась на некотором удалении. Ширина накана достигала двух метров. По количеству и форме наканов выделялись следующие типы жилых помещений: двухсекционный дом с шестью отапливаемыми лежанками; односекционный дом с четырьмя наканами; односекционный дом с тремя наканами, односекционный дом с двумя лежанками; односекционный дом с одним наканом (История и культура 2003: 98-100).

Штернберг Л. Я. Зимняя юрта. Нанайцы. Амур (басс.р.). Начало XX века. Автор: Л. Я. Штернберг. Собиратель: Л. Я. Штернберг. Размер: 13,0 х 18,0 см.

Штернберг Л. Я. Летняя юрта. Нанайцы. Амур (басс.р.). Начало XX века. Автор: Л. Я. Штернберг. Собиратель: Л. Я. Штернберг. Размер: 13,0 х 18,0 см.

Штернберг Л. Я. Необмазанная глиной новая юрта. Нанайцы. Амур (басс.р.). Начало XX века. Автор: Л. Я. Штернберг. Собиратель: Л. Я. Штернберг. Размер: 13,0 х 18,0 см.

Жилой дом окружали хозяйственные постройки. Непременным элементом каждой усадьбы были свайные амбары такто (такту). Малые такто имели 4 сваи, большие – 6-8. Двускатная крыша покрывалась сеном или корой. Входили в амбар по бревнышку с зарубками (История и культура 2003: 100). Другой непременный элемент нанайской усадьбы – сушила и вешала для рыбы и мяса (История и культура 2003: 101). Сооружались и другие подсобные сооружения. Низкий настил токи эуриури служил подставкой для нарт. Строили специальные навесы для собак инда омони высотой до двух метров. Собак привязывали к столбикам, расположенным под этим навесом (История и культура 2003: 102).

Весной и летом нанайцы жили у воды (рек, озер) или у леса в облегченных домах, построенных на более тонком каркасе, крытом циновками, берестой, сеном. Во время рыбалки нанайцы устраивали временные жилища из бересты или еловой коры, рядом с которыми устанавливались вешала для сушки юколы (Козьминский 1929: 35). Нанайцы строили временные постройки дауру, анко, нё, хоморан и др. В них укрывались от непогоды. Еще более легкими сооружениями были ветровые и дождевые заслоны далдама (далда). Их делали из прутьев тальника, которые втыкали в землю под углом в 50-60 градусов или располагали полукругом и покрывали полотнищем бересты, позднее – куском брезента (История и культура 2003: 102).

Характер хозяйственной деятельности нанайцев предполагал наличие значительных перемещений в любое время года. При передвижениях пользовались как водными, так и сухопутными средствами (История и культура 2003: 133).

Водные средства передвижения нанайцев можно разделить по конструкции на три группы: долбленые, составные и каркасные. Долбленые лодки представлены двумя типами: остроконечные и с лопатообразным носом. Остроконечная долбленка утунги (утунгу) относится к амурскому варианту, для которого характерны острые корма и нос. Днище имеет усеченную форму, бортовая линия прямая, распорки также были прямыми. Более легкой была обоюдоостроносая долбленка дяи. Ее использовали на промысле рыбы и для ночного скрадывания зверя. Долбленые лодки второго типа – оннимагда, аварпиа – были бóльших размеров и предназначались для перевозки тяжестей. Длина такой долбленки составляла 10-12 метров. Лопатообразный нос был характерным признаком амурского варианта. В отличие от остроносой долбленки, которая резала воду, лопатообразный нос долбленки ложился на волну. Против течения на долбленках плавали с помощью длинных шестов и весел. Составные лодки были представлены двумя типами: плоскодонные и сложные. Такой вид лодок назвался огда. На плоскодонных лодках могли передвигаться так же, как и на долбленках – с помощью шеста, больших и малых байдарных весел. Лодки могли и меть одного гребца или больше – в зависимости от назначения. Сложная лодка даи огда имела цельное, слабовогнутое посредине днище, выступающее перед носовой частью.

Штернберг Л. Я. Пример орнамента лодки. Нанайцы. Амур (басс.р.). Начало XX века. Автор: Л. Я. Штернберг. Собиратель: Л. Я. Штернберг. Размер: 13,0 х 18,0 см.


Лодки, с. Кондон, Хабаровский край. 2002 г.. Фото В. Н. Давыдова.


Лодка, с. Найхин, Хабаровский край. 2002 г. Фото В. Н. Давыдова.


Амур у с. Даерга, Нанайский р-н, Хабаровский край. Июнь 2021 г. Фото С. В. Березницкого.

Каркасные лодки, оморочки, нанайцы называли дяи. Каркас сооружался из легких прочных реек. Иногда носовую и кормовую часть зашивали берестяным полотнищем, чтобы вода не попадала внутрь лодки. Подобная лодка была достаточно легкой. При необходимости рыбак или охотник мог свободно взять дяи и перенести на плече, чтобы выйти в другую речную систему (История и культура 2003: 133-135).

Изготовление лодки-оморочки: укладывание поперечных ребер (первый момент). Нанайцы. Амурская область. Горино-Амгуньская экспедиция, 1926 г. Собиратель: И. И. Козьминский. Размер: 9,0 х 11,0 см.

Из сухопутных средств передвижения широкое распространение получили лыжи и нарты. Использовались лыжи двух типов: соксилта и кунгилтэ (голицы). Нанайские лыжи относятся к категории скользящих и были представлены двумя типами: прямые и выгнутые. Голицы изготавливали из березы, ольхи, пихты, лиственницы. На них ходили весной по насту. Лыжи типа соксилта относятся к подклеенным. Их делали из лиственницы, дуба, вяза, березы и пихты. Скользящая часть лыжи оклеивалась кусочками меха (камус оленья, шкурка кабана) в определенном порядке. На лыжах передвигались, используя посох-лук (тунепун) (История и культура 2003: 135-138). Зимой для перевозки грузов использовались различные типы нарт: ручные, собачьи, оленьи. Ручная нарта отличалась от собачьей незначительными конструктивными особенностями – имела ручку ирапун, с помощью которой охотник управлял ей. Тянуть ее помогала собака. Нанайцы делали прямокопыльную нарту в двух вариантах: с двумя дугами (передней и задней) и с одной передней дугой. Специальная ездовая нарта пукчулэури токи, или хэден токини, по сравнению с охотничьей была более легкой, узкой и имела только три пары копыльев (История и культура 3003: 138).

Нанайцы использовали два вида собачьей упряжки. Собаки располагались цугом, но чередование их было различным. В одном случае упряжь собак прикрепляется к потягу попеременно то с одной, то с другой стороны, что характерно для собаководства амурского типа. Иногда собак прикрепляли к потягу попарно с каждой стороны – восточносибирский тип упряжки (Там же).

У нанайцев Горина, Кура и Урми имелось незначительное количество оленей, которых они использовали как тягловых животных. Зафиксирована оленья нарта орон токини, прямокопыльная с бараном впереди и двухкопыльная, по конструкции близкая к нартам алдано-зейско-амгунских эвенков. Нанайцы Уссури и Сунгари использовали лошадь под седло и для перевозки грузов во вьюках (История и культура 2003: 140).