Вернуться
  Центр арктических исследований
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Иван Андреевич Головнев

Кереки. Современная культура и творчество, фольклорные коллективы, профессиональное искусство

 

В силу упомянутой критической малочисленности и культурной ассимиляции кереков чукчами, собственно керекских фольклорных коллективов в текущем творческом процессе не существует. Не представлены в соответствующем поле и деятели профессионального искусства керекского происхождения. Однако разовые примеры исполнения и воспроизведения керекских текстов и мотивов в современности все же имеются. Так повелось, что Дома культуры в национальных поселениях, в том числе и на крайнем Северо-Востоке страны, должны иметь в своих структурах свои фольклорные ансамбли. В местах проживания кереков эти ниши закрывали коллективы «Дружба» (в Мейныпильгыно) и «Чукотские зори» (в Хатырке). Преимущественно чукотские по персональному составу и репертуару, они эпизодически воспроизводили и керекские материалы. Например, керечка Екатерина Хаткана, была одним из регулярных информаторов, среди которых активистами собирались фольклорные сюжеты для архивации и воплощения в последующих сценических выступлениях. И в августе 2017 г., когда хатырский ансамбль «Чукотские зори» выезжал с концертной программой в село Мейныпильгыно для участия в национальном празднике «Эйнэв», посвященном культуре кереков, в программе приняли участие старейшины ансамбля, заучившие некогда песни на керекском языке.

В сложившейся ситуации, фольклорные свидетельства, собранные и популяризированные в свое время В.В. Леонтьевым и П.Я. Скориком, несут в себе не только научное значение, но и потенциал источника для ревитализации керекского творчества. Все культурные инициативы, связанные с керекской тематикой, обращаются сегодня именно к этим эксклюзивным данным.

В частности, именно материалы В.В. Леонтьева инспирировали проведение в 2017–2020 гг. визуально-антропологического проекта «Красная книга культур: Кереки», реализованного историком и кинорежиссером Головневым И.А. при поддержке Министерства культуры РФ и Правительства Чукотского автономного округа. В результате исследований в Мейныпильгино и Хатырке, а также обработки музейных и архивных материалов, был создан единственный на сегодняшний день научно-популярный фильм об этом народе: «ЗЕМЛЯ КЕРЕКОВ». Этнографическое Бюро Студия, 2020, 26 минут (доступен по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=yyvxyvAy9Mo ). Благодаря проведению киноэкспедиции, И.А. Головневу удалось стать свидетелем и участником нескольких тематических акций. Так, 3 августа 2017 г. в Музейном Центре «Наследие Чукотки» (г. Анадырь) состоялось мероприятие «Не умерший народ», в ходе которого прошла творческая встреча этнографов и общественных деятелей Чукотки с режиссером вышеупомянутого документального фильма. Особое внимание в рамках встречи было уделено обсуждению особенностей языка и фольклора кереков. Ведь благодаря этнолингвистическим исследованиям и сборам, до наших дней дошло порядка 4–5 тысяч керекских слов, было записано собрание керекских сказок, песен, наигрышей. А в конце августа 2017 г. в селе Мейныпильгыно состоялся фестиваль национальной культуры, темой которого была как раз «Культура древних кереков». В этой связи, все культурные и образовательные организации региона подготовили свой вклад в специальную фестивальную программу. Так, в библиотеке Мейныпильгыно была сделана презентация об истории и эволюции этнического сообщества кереков с привлечением визуальных и текстовых материалов из частных архивов керекских семей сел Мейныпильгыно и Хатырка. А в клубе был подготовлен вокальный номер – исполнение песни на керекском языке. Кроме того, И.А. Головневу удалось записать для фильма песню «Вороненок» ( Уккаккана ) на керекском языке в исполнении Е.П. Омрытваль (дочери керечки Е. Хатканы), которую она заучила наизусть еще в бытность участницей местного фольклорного коллектива.

 

 Е.П. Омрытваль. Мейныпильгыно. Август 2017. Фото И.А. Головнева

 

Значительный интерес представляют также музыкальные записи керекских напевов и наигрышей, которые сегодня можно услышать в мейныпильгынской библиотеке. Музыка кереков относится к малоисследованным музыкальным культурам. Генетически она родственна музыке коряков и чукчей, и наиболее тесно переплетается с локальными традициями мейпыпильгинских чукчей и алюторских коряков-нымыланов ( https://arctic-megapedia.com/blog/2020/12/11/музыка-кереков/?ysclid=lovdn1sbay256462354 ). Одним из распространенных музыкальных инструментов служил варган, эффектный образец которого хранится в коллекции МАЭ РАН (№ 441–26).

 

 Варган. Кереки. Дальний Восток. XIX в. Клык моржа. 11 см х 2 см. МАЭ № 441-26