Камчадалы. Современная культура и творчество, фольклорные коллективы, профессиональное искусство
Как считают исследователи, современная камчадальская культура является культурой синкретического характера, в которой уживаются древние анимистические представления, православная обрядность и некий стихийный иронический атеизм, унаследованный от древних камчадалов (Мурашко, 2010: 242). Процесс возрождения этнической культуры камчадалов на Камчатке во многом связан с деятельностью писателя Георгия Германовича Поротова. Длительное время он путешествовал по всей Камчатке, изучал культуры многих северных народов. Приобретенные знания преломились в осознание необходимости системно реконструировать и представлять мир камчадальской культуры. Собрав вокруг себя единомышленников, Георгий Поротов стал создателем и активным пропагандистом полиэтничной культуры старожильческого населения Камчатки.
В частности, при его поддержке была сделана сценическая постановка обрядового осеннего праздника древних камчадалов Алхалалалай, записанного в свое время С. П. Крашенинниковым. Этот ритуал, впервые поставленный в 1987 г. в селение Ковран, перерос сцену и «шагнул на улицы». Он стал эталонным обрядовым праздником всего полуострова, символом как ительменской, так и камчадальской культуры.
Ительменско-камчдальский праздник «Алхалалалай» в пос. Козыревск. 2023 г. Фото Л. Н. Хаховской
Огромный вклад в развитие камчадальской культуры внесли и другие общественные деятели, такие, как В. И. Михайлова, Л. А. Косыгина, Н. И. Орехова, Л. Ф. Спешнев. Они сохраняют память о жизни своих предков, собирают и публикуют фольклор камчадалов, составляют родословные, записывают воспоминания, проводят встречи большого круга родственников нескольких поколений.
Встреча потомков большерецких камчадалов Коллеговых, Логиновых и Селивановых. 2012 г.
Источник: Дивнина Наталья. Камчадалы. Породнившиеся с Камчатской. Презентация. URL:
https://kamlib.ru/upload/medialibrary/9b3/kamchadaly.pdf
Активным общественным деятелем, энтузиастом возрождения камчадальской культуры является Сергей Иванович Вахрин. Он сам принадлежит к камчатским камчадалам, родился в селе Тиличики Олюторского района, детство провел в Усть-Камчатске. В ранней молодости у него сформировался интерес к истории края, происхождению и этнической специфике камчадалов. В дальнейшем он всегда боролся за признание этнонима камчадал и повышение правового и социального статуса членов этой этнической группы.
С. И. Вахрин является членом Союза писателей и Союза кинематографистов России. Идя в ногу со временем, он создал специальный сайт (Камчадалы.Ру), посвященный истории Камчатки, формированию коренного населения региона, родословным известных камчадальских семей. По его словам, «… сайт рассчитан на камчадалов в самом широком смысле этого слова – и коренных, и приезжих. Он открыт для всех. Организован форум для общения по самым разным вопросам и темам, связанным с Камчаткой и ее жителями. Здесь можно рассказать о своих родовых корнях, опубликовать документы, фотографии, воспоминания. Здесь можно размещать материалы о своей малой родине, заняться поиском земляков, связь с которыми утрачена по тем или иным причинам …».
С. И. Вахрин является автором таких книг, как «Покорители великого океана», «Встречь солнцу», «Потомки остроклювого бога» и др. Много усилий он прилагает к изучению генеалогии камчадальских семей, выявлению происхождения камчадальских родов и этимологии камчадальских фамилий.
Книги камчатского писателя С. И. Вахрина.
Книги камчатского писателя С. И. Вахрина.
Одним из самых известных камчадальских ансамблей является коллектив «Кыкша-ай». Он основан в 2012 г. в селе Мильково на базе Дома культуры и досуга. Первым создателем и руководителем ансамбля была Елизавета Долган, которая вначале вела занятия с детьми. Затем к работе в ансамбле были привлечены и взрослые. В состав фольклорного коллектива вошли представители древних камчадальских родов – Михайловых, Пермяковых, Шишкиных-Плотниковых. В коллективе активно участвуют представители трех поколений. В 2016 году ансамбль был удостоен звания «Народного самодеятельного коллектива» за высокий художественный уровень, исполнительское мастерство и активную деятельность по сохранению камчадальской культуры. Репертуар ансамбля отражает быт и традиции коренных жителей Камчатки. Артисты принимают участие в проведении обрядовых праздников, в работе фольклорно-этнографических экспедиций, в фестивалях, конкурсах и смотрах. В настоящее время руководителем ансамбля является Михаил Толман. Участники ансамбля знакомят гостей с историей края, культурой коренных народов Камчатки, проводят мастер-классы, национальные игры. Зрители всегда тепло принимают выступления этого фольклорного коллектива.
В Магаданской области в советский период происходило активное оседание эвенов-кочевников в камчадальских селах. Поэтому в селах получили распространение наиболее ярко выраженные элементы традиционной эвенской культуры, на первый план вышла более аттрактивная и имеющая ярко выраженный национальный колорит эвенская культура. Самобытная камчадальская культура, в лучшем случае оказалась представленной плясками и частушками, исполняемыми участниками художественной самодеятельности. Одновременно происходило наступление общеевропейской массовой культуры в виде танцев, песен. Современная камчадальская культуры в Магаданской области сохранилась не в такой степени, как на Камчатке.
Камчадалки – участницы художественной самодеятельности. Магаданская обл., Северо-Эвенский р-н, с. Гижига, середина 1980-х гг.
Источник: Фото из фонда Магаданского областного краеведческого музея, инв. № КП-33450/50. Собиратель Л. Н. Хаховская