Вернуться

Ительмены. Краткая историческая справка.

Происхождение ительменов восходит к глубокой древности, о чем свидетельствуют, прежде всего, материалы археологических раскопок. Преемственная связь культуры современных ительменов с культурами ранних насельников Камчатки прослеживается со времен позднего неолита. Генетическое своеобразие ительменов, их  отличия от непосредственных  территориальных соседей подчеркивали многие антропологи, лингвисты, этнологи.

Этническая история ительменов во многом определялась их взаимоотношениями с  соседними народами. Следы  длительных коммуникаций ительменов с айнами, алеутами, коряками, русскими прослеживаются в их антропологическом облике, языке, топонимике, материальной и духовной  культуре.

 Ительменско-алеутские связи . Российские путешественники XVIII в. обращали внимание на близость ительменов и алеутов во многих сферах культуры, что подтверждают и более поздние исследования. Схожесть элементов культур этих народов обуславливали их давние контакты. С.П. Крашенинников так определил родство культур алеутов и ительменов: «американцы лицом походят на камчадалов»; «они сладкую траву запасают таким же образом, как камчадалы»; «у них огнива деревянные»; «платье и шляпы их от камчатских не разнствуют»; «кожи ольхою красят по-камчатски же, по которым признакам, может быть, и произошли от одного поколения». Этнограф и искусствовед С.В. Иванов отмечал, что «такие приемы, как линейная и мелкоямчатая резьба по кости, распространенная у алеутов, широко применяются также и ительменами. Резьба с подцветкой известна только у алеутов и ительменов». Свидетельства культурных взаимовлияний алеутов и ительменов приводят и многие  другие исследователи. 

Ительмено-айнские связи. Археолог и этнограф Р.С. Васильевский считал, что связи ительменов с населением Курильских островов начали складываться еще в период охотской культуры, то есть до появления на Курилах айнов. 

Контакты ительменов с айнами (преимущественно с «ближними курильцами» – жителями  островов Шумшу и Парамушир)  с  ХУII в. были достаточно регулярными. Под влиянием айнов ительмены, проживавшие на мысе Лопатка, стали  заниматься, помимо рыболовства, морским зверобойным промыслом, усвоив айнскую технику охоты на морского зверя.

Как отмечал участник Второй Камчатской экспедиции Г.В. Стеллер, ительмены получали от айнов товары японского производства: железные и медные вещи, включавшие также ножи и иголки. Все эти вещи обменивались на продукты ительменского промысла. Наблюдения исследователей Камчатки свидетельствуют также о значительных культурных заимствованиях айнов от ительменов и брачных связях между ними.

В результате разнообразных и продолжительных контактов с айнами,  на юге Камчатки к первой половине XVIII в. сформировалась особая метисная группа, которую составили  по определению С.П. Крашенинникова «курилы камчатского поколения» – «сущие камчадалы», совмещавшие, антропологические, языковые и культурные признаки, свойственные    ительменам и айнам.

Ительменско-корякские связи . Контакты ительменов с коряками уходят в глубину веков. Эти два народа близки по антропологическому типу, что подтверждает длительность этих контактов.

Наиболее активные этнокультурные взаимодействия наблюдались в местах сопредельного расселения коряков и ительменов: на реках  Аманина, Напана и Тигиль. Именно здесь  формировались общие элементы культуры и языка, которые распространялись и на другие группы, как корякские, так и ительменские. Общность культуры ительменов и оседлых коряков западного побережья Камчатки наблюдается в орудиях и технике рыболовства, в быту, в обрядах и верованиях. Существует выраженная языковая близость между ними. Многие мифологические и фольклорные сюжеты  ительмены заимствовали у коряков.

 С.П. Крашенинников отмечал, что «род жития» коряков «весьма сходствует с камчадалами». Общие черты имели зимние жилища, хозяйственные постройки, средства передвижения по рекам, орудия рыболовства, способы добычи рыбы, изготовление одежды и обуви. Общность обнаруживалась и в духовной культуре.  Так, детали некоторых корякских праздников, их атрибутика обнаруживают почти полную идентичность с элементами ительменских праздников.

В.И. Иохельсон обратил внимание на нивелировку ительменской и корякской культур в местах их тесного соприкосновения: «Селения приморских коряков приходили в прямое прикосновение с камчадальскими, и трудно даже провести между ними этнографическую границу. Браки между представителями обеих народностей были обычным явлением, и весь пограничный район был заселен смешанным населением». 

Связи ительменов и коряков восточного побережья менее ощутимы, чем на западном побережье. Правда, и там заметны следы ительменского культурного влияния, что проявляется в системе религиозных представлений местных коряков, в характерных особенностях  их осеннего  праздника  Хололо, в котором синтезированы корякские и ительменские элементы благодарственных обрядов и церемоний.

Ительменско-русские связи . Включение Камчатки в состав Русского государства предопределило установление постоянных  ительменско-русских  связей. Их начало связано с основанием на рубеже XVII – XVIII веков  Верхнекамчатского, Нижнекамчатского и Большерецкого  острогов и дальнейшим формированием русских поселений на полуострове.

 Служилые  казаки, оседая на Камчатке, обзаводились семьями, вступая в брак с ительменками,  предварительно принимавшими крещение. Дети их (мальчики) автоматически включались в казачье сословие и с наступлением совершеннолетия начинали нести казачью службу. Подобно аборигенам, казаки занимались промыслами. «Казачье житие на Камчатке, – писал С.П. Крашенинников, –  не разнствует почти от камчадальского, ибо как те, так и другие питаются кореньем и рыбою и в тех же трудах упражняются: летом промышляют рыбу и запасают в зиму, осенью копают коренья». Большую роль в сближении ительменов и русских сыграли христианизация, способствовавшая возникновению на Камчатке школ, распространению русского языка.

Наиболее быстро культурно-бытовое и языковое сближение местного населения с русскими формировалось в поселениях смешанного типа. В конце XIX в. из 63 селений на Камчатке более половины были ительменско-русскими. Взаимодействие культур русских и ительменов проявлялось в различных сферах.  Российский исследователь Камчатки К. Дитмар (1822–1892) писал об этом взаимодействии следующее: «Благодаря самому тесному общению в течение десятков лет со своими соседями и частым смешанным бракам русские успели столько же заимствовать от камчадалов, сколько передать им свои особенности».