Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Сирина Анна Анатольевна

Эвенки. Материальная культура


Пища

Традиционное питание эвенков подверглось сильной трансформации вследствие природно-экологических изменений, социально-экономических и культурных преобразований. Основой питания таежных эвенков было и сегодня остается свежее мясо крупнокопытных животных, дичь и рыба, т.е. продукты местного происхождения. Охотник на месте добычи зверя после его разделки может съесть кусочки сырой печени, почек, сердца. Эвенки любят строганину – сырое мороженое тонко наструганное мясо или рыбу. Охотник, добыв зверя, обязан был поделиться с родственниками, соседями и даже незнакомыми людьми. Это обычай нимат, он отчасти сохраняется до настоящего времени.


Один из основных способов приготовления мяса – это варка. Летом варят обед на костре гулувун

Костер гулувун на летнем стойбище. Средняя Сибирь. Фото А.А. Сириной, 1989



Деликатесом считалась пропаренная сохатиная голова, на которую охотник, добывший сохатого, приглашал всех соседей, олений язык, неокостеневшие рога, уши, сырой костный мозг оленя или лося (уман). Мясо также жарят у костра как шашлык на палочках. Любимое блюдо эвенков чукин – недожаренное мясо. В тайге готовят буюрун – кровяную оленью колбасу. Отстоявшуюся оленью кровь заливают в очищенную вывернутую кишку оленя, концы перевязывают сухожилием. Как отметил Иванищенко, эвенки считают, что концы колбасы человеку есть нельзя, иначе он может заблудиться в тайге, поэтому их отрезают и отдают собакам.

Осеннее стойбище и жарение мяса на рожнах у костра. Фото А.А. Сириной 1990.



Эвенки не заготавливали продукты впрок, кроме излишков мяса и рыбы, которые сушили и вялили. Сушеное над костром мясо называется хуликтэ. Из него можно варить суп, его берут с собой на охоту. Перетапливают сохатиный и олений жир и замораживают, чтобы на нем жарить мясо.



 
Строительство сушилки на стойбище. Август 1989. Бассейн р. Нижняя Тунгуска. Фото А.А. Сириной
 
 
Заготовка мяса хуликтэ. Бассейн р. Нижняя Тунгуска. Семья Каплиных 1989. Фото А.А. Сириной

 

Медвежье мясо не является повседневной пищей, так как медведь считался родственником человека. Медвежье мясо варят не менее четырех часов вне жилища, бульон выливают. Раньше при поедании мяса медведя эвенки уподобляли себя ворону, подражая его крику. Прежде чем положить в рот кусочек, его проносили через ивовое кольцо. В зависимости от места проживания эвенки едят мясо и жир нерпы, тарбагана. Во время приготовления пищи бросают кусочки мяса в костер, «кормят» огонь и через него духов-хозяев, подавших зверя.



Рыба составляет важный элемент питания эвенков. Рыбу, как и мясо, заготавливали впрок сушением и копчением, делали из нее муку, которую добавляли в каши, супы, лепешки. Сегодня свежую рыбу варят, жарят, из нее пекут пироги, из рыбного фарша делают котлеты. Некоторые эвенки любят подквашенную рыбу – сигов, вальков, хариусов.



Лакомством считается голубица с оленьим молоком. Едят кедровый орех и орех кедрового стланика. Луковицы сараны сушили и толкли, из муки пекли лепешки. Грибов таежные эвенки не едят. Эвенки пьют черный байховый чай, а также заваривают таежный чай из листьев брусники, смородины, курильского чая, плодов шиповника, чаги.



Уже с XVIII в. некоторые группы эвенков от русских познакомились с употреблением муки и хлеба. Муку обменивали и покупали у крестьян и купцов, в советское время брали на факториях и упаковывали во вьючные сумы инмэк.



На фактории Нижняя Тунгуска. 1930. Фото П.П. Хороших и П.Г. Полтораднева. Иркутский областной краеведческий музей.



Похлебка, к которой подмешивается мука, называется у илимпийских тунгусов бурдумин (от бурдука – мука), похлебка, заправленная кровью – нимин. Эвенки выпекают пресный хлеб колобо в золе прогоревшего костра. Пекут лепешки на сковороде. Эвенки Забайкалья брали на промысел сушеный творог арушня, который был характерен для кухни баргузинских бурят. Эвенки, жившие по соседству с якутами, в прошлом употребляли в пищу лиственничную заболонь. Купцы доставляли муку, масло, соль, сахар, чай в обмен на пушнину. Сегодня ассортимент предлагаемых пищевых продуктов расширился, в рацион питания эвенков, особенно поселковых и городских, вошли картофель, различные крупы, овощи, фрукты, консервы.



 
Эвенкийский художник В.П. Власов «Эвенкийский хлеб».
 
 
Внутри чума. Хозяин Л.П. Сычегир, его дочь Е.Л. Сычегир. Фото М.Г. Турова 1991.

 

Изменение окружающей природной среды под влиянием промышленности, загрязнение воды и воздуха негативно сказываются на питании эвенков. Хотя некоторые эвенкийские блюда, традиции их приготовления и обряды, связанные с ними, сегодня утрачены, традиционная основа питания сохраняется у охотников и оленеводов. Поселковые и городские эвенки используют больше покупных продуктов.



Одежда
Особенностью традиционной тунгусской одежды был ее сложносоставной и распашной характер. Мужская и женская одежда эвенков была одинаковой по покрою и различалась только длиной и отделкой. Зимнюю одежду шили из выделанных шкур, летнюю – из ровдуги (замши), с XIX в. – из покупного сукна. Летом использовали и выношенную зимнюю одежду. Одежду и обувь эвенкийские мастерицы шили вручную, нитками, сделанными из спинных сухожилий лося или оленя. Праздничная одежда, обувь, головные уборы богато украшались.



 
Группа тунгусских девочек. Текст и фото В.Я. Шишкова 1911. Катангский районный литературно-краеведческий музей им. В.Я. Шишкова
 
 
Полукафтан эвенкийский женский. Иркутский областной краеведческий музей. Из выставочного альбома Земля у Байкала. история и культура коренных народов Сибири

 

Традиционный костюм состоит из кафтана (парки), не сходящегося на груди, на завязках; нагрудника нэл, который надевали под кафтан; коротких штанов; ноговиц (гамашей), меховой и ровдужной обуви.



 
Эвенкийский кафтан. Британский музей. No As1944,03.146.
 
 
Нагрудник эвенкийский. Иркутский областной краеведческий музей. Из выставочного альбома Земля у Байкала. история и культура коренных народов Сибири

 

Мужской нагрудник имел чуть заостренный передний край, женский был прямым, более длинным и богато украшенным подшейным волосом, бисером и металлическими подвесками и бахромой (летний вариант) или мехом выдры (зимний вариант). (Фото взять с сайта https://www.sibreal.org/a/30570664.html ). На голове носили шапки круглой формы из шкуры с головы оленя, козы, иногда с рожками (особенно у детей). К зимней парке пришивали меховые рукавицы коколло с одним пальцем, сшитые из оленьего камуса.На ладонной части рукавиц делали прорезь, что позволяло вынимать руки, не снимая рукавиц.



Рукавицы эвенкийские. Красноярский краевой краеведческий музей



Костюм облегал фигуру, был искусно украшен и у западных (енисейских) эвенков напоминал фрак. Эта деталь одежды вместе с особыми чертами характера эвенков поразила первых путешественников настолько, что они назвали эвенков «аристократами Сибири». Упомянутая деталь эвенкийского мужского кафтана была функциональной: острый мыс ирги (с эвенкийского «хвост»), которым оканчивается спинка, был нужен в условиях пешего передвижения как подстилка, на которую можно сесть на лед, камень, холодную землю. При ходьбе, чтобы не мешал, острый мыс за петлю подвязывали к штанам.



Эвенкийскую одежду отличает обилие украшений из чередующихся меховых или тканевых полос разных цветов и оттенков, вышивки подшейным волосом оленя белого и красно-коричневого цветов, бисера черного, синего, зеленого, желтого, оранжевого цветов.



Деталь эвенкийского кафтана 19 в. Эвенки. Британский музей. No As1944,03.145



И мужчины, и женщины носили штаны из оленьей ровдуги, и состоящие из натазников хэрки и ноговиц арамус. Натазники представляли собой очень короткие (покрывающие только таз) штаны (РИС. 51, 52, 53), а ноговицы – отдельные узкие штанины, которые завязывали на лодыжках, а вязками прикрепляли к поясу. Зимой поверх ноговиц надевали меховые чулки до колен дэктэн. Их шили из шкуры летнего оленя, косули, лося мехом внутрь; ворс коротко обрезали.



 
Хэрки штанишки женские. Вид сзади. Эвенки. Британский Музей. No As1944,03.147.
 

 

Дети зимой носили шапочки из шкуры с головы (мета) оленя, с маленькими рожками. Такие же шапки были когда-то давно у охотников. Незамужние девушки носили налобную повязку дэлбэки, завязывая на затылке. Она представляла собой широкую ленту, украшенную бусами, пуговицами, различными металлическими бляшками и висюльками бисера. Традиционная шапка эвенков авун имела вид капора. Ее шили из шкуры с головы оленя. Шапка богато вышивалась бисером, подшейным волосом, опушалась кусочками меха пушного зверя. В сильные морозы эвенки носили боа, – «шарфы», сшитые из кусочков беличьих хвостиков, нанизанных на ремешок.



Шапка эвенкийская женская. Иркутский областной краеведческий музей. Из выставочного альбома Земля у Байкала. история и культура коренных народов Сибири.



Осенью и весной эвенки надевали ровдужные перчатки, вышитые подшейным волосом оленя, цветными нитками, отороченные мехом.

Эвенкийская обувь носит общее название унта. Материалом для обуви служит мех с ноги оленя – камус, оленья ровдуга или, реже, рыбья кожа. При перекочевках надевали высокие меховые унты бакари, по форме напоминающие наши болотные сапоги. Их привязывали к поясу, а также для удобства обвязывали ремешками вокруг щиколотки и под коленями. Зимой носили также камусную короткую обувь чикулма, хэмчурэ. Ровдужные унты локоми, олочи (букв. «бродни», от оло – брести по воде) носили с весны до осени. Подошву делали из сыромятной кожи лося или нерпы. Восточные и сахалинские шили олочи из кожи рыбы. Олочи подвязывали ремешками у щиколотки и вокруг икры. С начала XX века летом стали широко употреблять тапочки, сшитые по русскому образцу из лосиной ровдуги, красочно вышитые и окаймленные мехом. Зимние меховые унты эвенки носят повсеместно, летние ровдужные – в основном в тайге. Зимняя меховая обувь эвенков была заимствована русскими и другими жителями Сибири.

 
Музей п. Тура Эвенкийского МР. Выставка традиционной одежды.
 
 
Ровдужная обувь. Эвенки. Британский Музей. No As1913,1114.52.a-b

 

Каждая женщина имела сумку кэдэрэрук, в которой хранились инструменты для выделки шкур: у, чучун – металлические скребки округлой формы, насаженные на деревянную рукоятку длиной до 40-50 см, и кэдэрэ – широкая изогнутая серпом металлическая мялка, концы которой соединяла поперечная деревянная рукоятка.



К забайкальским эвенкам через дауров проникли бумажные и шелковые китайские ткани и костюм скотоводов. Конные эвенки-хамнеганы заимствовали монгольские халат и шапку. Эвенки, жившие по соседству с якутами, заимствовали кафтан якутского покроя, отложной воротник. Илимпийские эвенки, вышедшие в лесотундру, заимствовали у нганасан и ненцев сокуй – глухую зимнюю верхнюю мужскую одежду без застежек с пришитым капюшоном. Эвенки стали носить русские платки и фуражки-картузы, забайкальские эвенки – маньчжурские войлочные шапки, шапки-малахаи с широкими меховыми полями, которые в морозные дни опускали и подвязывали под подбородком.



В настоящее время сохраняются некоторые элементы традиционного промыслового костюма: парка, меховая и ровдужная обувь, рукавицы, а также детская одежда. Традиционная эвенкийская одежда представлена в музеях. Под влиянием русской культуры эвенки стали носить европеизированную стандартную одежду. При этом на праздниках широко используются элементы традиционной одежды. Среди них – редуцированный до «галстука»-украшения передник, часто с традиционным изображением лапы гагары.



 
Лингвист, эвенкийка Булатова Н.Я. на Тунгусской конференции в Благовещенске в 2019 г. Фото из архива организаторов конференции
 
 
Элементы традиционной одежды и украшений в современном костюме эвенкийского лидера.

 

Среди эвенков есть много замечательных мастериц-рукодельниц.



Эвенкийская мастерица Полина Ивановна Семенова, народный мастер Якутии, в реконструированном костюме в Москве на Съезде народов Севера. Фото А.А. Сириной



Жилище.

Для охотников-оленеводов были характерны переносные конические жилища – чумы дю . Около 30-ти ошкуренных жердей расставлены по кругу при опоре на каркас из трех основных жердей.

Остов чума на весеннем стойбище. Бассейн Нижней Тунгуски. Фото А.А. Сириной. 1987.



Внутри чума устанавливалась специальная вертикальная жердь *симка/чимка*, в зимнее время к ней добавлялась горизонтальная жердь *икэптэн*, к которой крепился очажный крюк. Очаг располагался в центре жилища. При перекочевках остов оставляли на месте. Летом чумы покрывали тисками – полосами вываренной и сшитой бересты, зимой – нюками из выделанной оленьей или сохатиной замши *(ровдуги)*. У эвенков до XIX в. не было меховых покрытий. В советское время летним покрытием стал брезент. Места справа и слева от входа – кухня чонга. далее – спальные места бэ, за очагом, прямо напротив входа – почетное место малу, где хранятся священные предметы и которое могут занимать только мужчины. У восточных таежных эвенков с XIX в. и до настоящего времени традиционным переносным всесезонным жилищем стала палатка. Железную печку в палатке ставят обычно справа от входа, в остальном внутренняя планировка жилища сохраняется.



 
Место малу в чуме. Фото П.П. Хороших и П.Г. Полтораднева. 1930. Иркутский областной краеведческий музей.
 
 
Вход в эвенкийскую палатку.

 

Домашняя утварь была сделана из бересты, дерева, рога. Это чуманы – квадратные и плоские сосуды, чумашки – мелкие чашки, туясы – высокие сосуды для воды, долбленые чаши, ложки и др. Котлы, чайники, чашки с блюдцами приобретали у купцов, перевозили в специальном «чайном ящике».



 
Блюдо деревянное. Эвенки. Британский музей No As.4470.a
 
 
Поварешка. Эвенки. Британский музей. No As.4470.b.

 

Непереносные конические жилища голомо, утэн строили из бревен, плах, покрывали корой лиственницы, ели, присыпали землей и снегом. Заимствовали также балаганы у якутов, срубные и войлочные юрты у бурят. Такие жилища были характерны для полуоседлых и оседлых эвенков.



 
Голомо. Нижняя Тунгуска. 1930. Фото П.П. Хороших и П.Г. Полтораднева. Иркутский областной краеведческий музей.
 
 
Заброшенный корьевой чум, р. Нижняя Тунгуска в районе Наканно. 1987. Фото А.А. Сириной

 

У эвенков, перешедших на оседлость, по примеру русских появились срубные дома. Четырехугольные деревянные зимовья в XX в. стали сооружать в тайге на местах промысла, но в прошлом охотник коротал ночь возле костра под выскорью, под прикрытием полога, или во временном укрытии-шалаше.



На настиле уммэвун возле входа в чум эвенки летом хранят вьючные оленьи сумы, седла, упряжь.



Чум, рядом хранилище для вьючных сум уммэвун, хозяйка. 1930. Фото П.П. Хороших и П.Г. Полтораднева. Иркутский областной краеведческий музей.



Для хранения муки, зимней одежды и других вещей строят лабазы на срубленных на высоте около 1,5 м и ошкуренных 2-4 стволах деревьев. Территориально лабазы «привязаны» к долговременным осенне-весенним стойбищам и к сети троп в тайге. Лабазы (*дэлкэн, нэку*) различаются наличием или отсутствием на настиле срубного или корьевого амбара.



 
Лабаз ноку. Бассейн Нижней Тунгуски. Фото М.Г. Турова. 1990
 
 
Лабаз ноку. Средняя Сибирь. 1988. Фото А.А. Сириной

 

Конические постройки используют в качестве кладовки и хозяйственного рабочего помещения в поселках и на местах рыбалки и охоты. Их можно увидеть в музеях под открытым небом, в районных музеях. Они стали элементом современной архитектуры в национальных районах. Изображения конического жилища используют в различных логотипах, сооружают на праздниках. Во время большого скопления народа для размещения людей на праздниках используют покупные палатки.



 
Жилище (чум) эвенков в музее с. Оленек Жиганского улуса РС(Я) . 2021. Фото Е.В. Кадук
 
 
Ритуально-обрядовый зал в этнокультурном центре с. Оленек. 2021.Фото Е.В. Кадук

 

Средства передвижения.

Таежные эвенки ездят верхом на оленях, верхом на оленях перевозили грузы. Седла различаются на ездовые и вьючные (грузовые), мужские, женские, детские.

 
Вьючное оленье седло. Амурский областной краеведческий музей. Фото А.А. Сириной
 
 
Звезда на передней луке вьючного седла. Эвенки. Амурский областной краеведческий музей. Фото А.А. Сириной

 

Седло состоит из деревянного остова, двух лук, и мехового мешка, которым обшит остов. Луки вьючных и детских седел делают из дерева, луки верховых седел из кости. Восточные эвенки орнаментируют луки. У них есть седла с «крылышками».



На оленя садятся справа с посохом, который различается у мужчин и женщин и выполняет многофункциональные цели.



Навершие женского посоха нери. Литературно-краеведческий музей им. В.Я. Шишкова, с. Ербогачен Катангского района Иркутской обл. Фото А.А. Сириной



От якутов, долган эвенки в XVIII–XIX веках познакомились с нартами, на которых ездили на дальние расстояния.



Зимняя перекочевка. Катангские эвенки. Фото А.Я. Веретнова



Современные таежники используют снегоходы, трэколы и другие средства передвижения вплоть до вездеходов. По тайге ходят на охотничьих лыжах: широких и коротких, подшитых камусом, и голицах, более узких и длинных. По воде передвигаются на моторных дюралевых лодках, лодках-берестянках, дощаниках, долбленках.



Эвенки верхоленские. Летнее стойбище. Конец 1920-х г. Фото Б.Э. Петри. Иркутский областной краеведческий музей.



Лодка-берестянка дяв


Эвенки изготавливали уникальные лодки из бересты – березовой коры. Сегодня мало осталось мастеров, умеющих изготовить берестянку. Лодка предназначена для плавания по рекам, имеющим много извивов (меандров). Чтобы сократить расстояние, эвенки легко переносили лодку на себе, так как ее вес не превышает 15-20 кг. В лодке помещались 1-2 человека. На Амуре использовали берестянки больших размеров. С берестянки эвенки охотились в ночное время на лося, когда животное выходило полакомиться озерными водорослями. Ее же использовали при добывании рыбы лучением и стрельбой.
Женщины обрабатывали и сшивали корнем черемухи или сухожильными нитями полосы бересты; мужчины изготавливали каркас лодки и надевали на него берестяной чехол.