Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова Сабуров Александр Алексеевич, директор института стратегического развития Арктики Минчук Олег Викторович, ведущий эксперт института стратегического развития Арктики Никифоров Алексей Сергеевич, ведущий эксперт института стратегического развития Арктики |
Ввиду удаленного географического положения транспортная инфраструктура г. Дудинки и всего муниципального района развита слабо. В период летней навигации доступен водный путь по Енисею, соединяющий Дудинку с Красноярском. В зимнее время года (октябрь – май) безальтернативным для соединения с административным центром края является авиатранспорт. Зимой между населенными пунктами МО «город Дудинка» транспортное сообщение осуществляется по зимникам. Железнодорожное и автомобильное сообщение с населенными пунктами, расположенными за пределами Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, отсутствует. Основной объём внешних связей муниципального образования, а также значительная часть местных перевозок воздушным транспортом осуществляется через инфраструктуру, расположенную на территории городского округа город Норильск (аэропорты «Норильск», «Снежногорск» и «Валёк»).
Село Хатанга является транспортным узлом муниципального образования «Сельское поселение Хатанга», и одним из трёх транспортных узлов муниципального района. На село приходится подавляющая часть оборота воздушного и автомобильного транспорта поселения и весь оборот морского транспорта. Доставка грузов для обеспечения села и сельских населённых пунктов поселения осуществляется в рамках Северного завоза в период летней навигации.
Круглогодичная наземная транспортная система, связывающая территории проживания долганов в Республике Саха (Якутия) (село Юрюнг-Хая, село Саскылах) с соседними территориями и населенные пункты внутри зоны, отсутствует. Все пассажирские перевозки как в дальнем, там и во внутрирайонном сообщении, осуществляются только воздушным транспортом, в то время как для грузовых перевозок используются также сезонные виды транспорта – автозимники и внутренние водные пути. При этом водные пути являются безальтернативными при завозе жизнеобеспечивающих грузов.
Населенный пункт |
Автодорожный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Сезонность. |
Железнодорожный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. |
Авиатранспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. |
Водный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Сезонность. |
Село Юрюнг-Хая
(относится к отдаленным и труднодоступным местностям) |
Основной артерией является автозимник «Анабар», который проходит через все населенные пункты района. На него возложена ключевая роль в жизнеобеспечении района, обеспечивающая внутрирайонные перевозки груза и сезонный завоз грузов из-за его пределов. Движение по автозимнику сопряжено с угрозами жизни и здоровья людей, высок риск порчи и потери груза. |
Отсутствует |
Отсутствует |
По территории улуса протекает река Анабар – одна из крупных рек бассейна Северного Ледовитого океана. Образовавшись от слияния рек Большая и Малая Куонамка, она несет свои воды на север и впадает в Анабарский залив моря Лаптевых. Её протяженность 939 км. (до мыса Крест). Пристани по реке Анабар расположены в с. Саскылах и п. Юрюнг-Хая.
В селе есть оборудованный причал. Поселок является перевалочной базой для перевозки грузов с моря на реку и далее на автомобильный транспорт. |
Село Саскылах |
Основной артерией является автозимник «Анабар», который проходит через все населенные пункты района. На него возложена ключевая роль в жизнеобеспечении района, обеспечивающая внутрирайонные перевозки груза и сезонный завоз грузов из-за его пределов. Движение по автозимнику сопряжено с угрозами жизни и здоровья людей, высок риск порчи и потери груза.
В селе имеется только одна внешняя автомобильная дорога, связывающая село Саскыллах и авиа-порт протяженностью 3 км. |
Отсутствует |
Аэропорт «Саскылах» Мирнинского авиапредприятия АК «АЛРОСА» занимается обслуживанием внутриулусных и межулусных перевозок (коммерческое обслуживание пассажиров, обработка грузов и почты, обеспечение вылетов воздушных судов, оперативно-техническое обслуживание судов), осуществляет работы с использованием авиалинии спецприменения.
Аэропорт "Саскылах" принимает регулярные рейсы, связывающие с городами Якутск, Мирный, Удачный на самолетах Ан-24, осуществляет грузовые перевозки на самолетах Ан-12, Ан-26, вертолетах МИ-8. Аэропорт имеет в своей структуре авиаплощадку со своей электростанцией 500 кВт для снабжения основного производства. |
В низовье р. Анабар, в 180 км. от с. Саскылах, находится с. Юрюнг-Хая, который является перевалочно-распределительным узлом всех грузов, которые поставляются морским путем из п. Тикси.
Навигационный период у с. Саскылах продолжается около 114 дней. Судоходство осуществляется не по всей реке, а по её притоку М. Куонапка до села Джилинда Оленекского улуса. |
г. Дудинка |
Автодорога Дудинка – Норильск (96 км) - единственная внешняя автомобильная дорога, связывающая Дудинку с норильским аэропортом Алыкель. Автомобильные связи с другими населенными пунктами отсутствуют.
По дороге осуществляются грузоперевозки, пасажироперевозки и движение легкового транспорта. Категория дороги - III с асфальтобетонным покрытием. Интенсивность - порядка 700-1000 автомобилей в сутки. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на территории МО - 16,464 км., из них транзитных участков - 5,9 км. С декабря по май транспортное сообщение между населенными пунктами осуществляется по зимникам. |
Железные дороги круглогодичного действия, связывающие поселковые пункты между собой и с Дудинкой отсутствуют.
Железнодорожный транспорт на территории муниципального поселения представлен ведомственной грузовой железной дорогой колеи 1520 мм. Дудинка-Норильск. С 1999 года Норильская железная дорога вошла в состав ЗФ ПАО "ГМК "Норильский никель", пассажирские перевозки на этой железной дороге не осуществляются. В настоящее время железная дорога работает на тепловозной тяге и осуществляет технологические перевозки для предприятий комбината и доставки грузов по линии "Дудинка - Норильск - Талнах", общая протяженность - 140 км. |
Воздушное сообщение на территории муниципального района является одним из основных видов транспорта, посредством которого осуществляются перевозки пассажиров, багажа и грузов в труднодоступные населённые пункты муниципального района.
В 2011 аэродром "Дудинка" был исключен из Государственного реестра аэродромов РФ и переведен в статус посадочной площадки "Дудинка". Посадочная площадка местного значения (класс аэродрома - Е) расположена на правом берегу р. Енисей, на 2,5 км. южнее г. Дудинки. Осуществляется прием вертолетов всех типов. Полеты на самолетах малой авиации перестали выполняться более десятка лет назад. На территории посадочной площадки осуществляется техническое обслуживание воздушных судов собственного парка (МИ-8Т, МИ-8МТВ и др.), выполняющие пассажирские перевозки по социально-значимым маршрутам на территории Дудинки и муниципального района в целом. АО "НорильскАвиа" осуществляет полеты по местным воздушным линиям круглый год. Действующая транспортная сеть позволяет осуществлять регулярные пассажирские перевозки между поселками Хантайское Озеро, Потапово, Усть-Авам, Волочанка. |
В границах Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района находится участок нижнего течения р. Енисей длиной около 500 км и 150 км водного пути по Енисейскому заливу.
Порт Дудинка расположен на правом берегу Енисея в устье его притока - р.Дудинка, в 220 морских милях от Карского моря. Продолжительность навигации - 310 суток, навигация не осуществляется в период с 20 мая по 15 июня. Летняя навигация составляет 130 дней с 15 июня по 20 октября. В зимний период на постоянное дежурство заступают ледоколы обеспечивающие проводку танкерного и сухогрузного флота. Глубины причалов от 8 до12 м. позволяют принимать суда грузоподъемностью до 17 тонн. Помимо порта "Дудинка" на территории муниципального поселения функционирует временный причал в Потапово. Сельские населенные пункты МО не имеют причальных сооружений для организации безопасной посадки- высадки пассажиров, разгрузка судов внутреннего водного транспорта осуществляется на необорудованный берег. |
Поселок Волочанка |
Посёлок Волочанка расположен на левом берегу р. Хета в 400 км северовосточнее от административного центра - города Дудинки. В зимнее время связь осуществляется по зимнику. |
Отсутствует |
Связь в летнее и зимнее время осуществляется малой авиацией.
В обоих поселках есть посадочные площадки для вертолетов с деревянным покрытием. С 2020 года авиарейсы в поселки Усть-Авам и Волочанка с посадочной площадки "Дудинка" осуществляются два раза в неделю. |
Отсутствует |
Поселок Усть-Авам |
Посёлок Усть-Авам расположен на правом берегу реки Авам северо-восточнее административного центра - города Дудинки. В зимнее время связь осуществляется по зимнику |
Отсутствует |
Важнейшим элементом транспортной системы посёлка Усть-Авам в летнее время является водный транспорт, сообщение осуществляется от посёлка Валек по р. Норильская - оз. Пясино - р. Пясина - р. Дудыпта - р. Авам. Движение основных грузопотоков осуществляется речным транспортом. Водным транспортом расстояние составляет 400 км. | |
Хантайское Озеро | Расположен в 280 км от города Дудинка на юго-западном берегу Хантайского озера |
Отсутствует |
Действующая транспортная сеть позволяет осуществлять регулярные пассажирские и грузовые перевозки между поселками Хантайское озеро, Усть-Авам, Потапово и Волочанка. |
Сообщение от города Дудинки до п. Хантайское Озеро осуществляется по р.Енисей - р. Хантайка - оз. Хантайское.
Расстояние между населенными пунктами Дудинка - Хантайское озеро водным транспортом составляет 319 км. |
Сельское поселение Хатанга (сельское поселение включает в себя 10 национальных поселков: с. Хатанга, Каяк, Хета, Кресты, Катырык, Жданиха, Новая, Попигай, Сындасско, Новорыбная) | Автодорожная инфраструктура на внешних направлениях представлена щебёночной автодорогой и рядом автозимников, связывающих село Хатанга с рядом сельских населённых пунктов поселения (Дудинка – Хатанга; Хатанга - Станция тропосферной связи; Кресты - Хатанга). Фактически, за счёт средств муниципального района также поддерживаются зимники Хатанга - Хета (120 км.), Хатанга - Жданиха (27км.) |
Отсутствует |
В Хатанге расположен центр организации воздушного движения и неузловой аэропорт федерального значения. На базе аэропорта «Хатанга» также размещается региональная поисково-спасательная база, центр организации воздушного движения.
Воздушный транспорт полностью обеспечивает пассажиропотоки на внешних направлениях, а также является системообразующим элементом сети местных воздушных линий сельского поселения Хатанга. Аэропорт "Хатанга" расположен на окраине села в пределах пешеходной доступности от его центра. Аэропорт обеспечивает внутререгиональной воздушной связи Красноярск - Хатанга - Норильск - Диксон. На внутререгиональной воздушной трассе эксплуатируются преимущественно самолеты типа АН-24 и ЯК-42. Аэропорт Хатанга является запасным аэропортом для воздушных судов, выполняющих кроссполярные перелеты. Аэропорт является ключевым элементом системы местных воздушных линий сельского поселения Хатанга. Из аэропорта "Хатанга" осуществляется доставка грузов вертолетами в населенные пункты МО "Сельское поселение Хатанга" - сельские населенные пункты Катырык, Хета, Новая, Новорыбная, Сындасско, Попигай, Каяк. Осуществляется прием воздушных судов следующих типов: ИЛ-76, ИЛ-86, ТУ- 154 и ВС классом ниже, вертолетов всех типов. |
Водный транспорт обеспечивает основные объёмы перевозок коммерческих и социальных грузов, что обусловлено спецификой географического расположения территории. Доставка грузов для обеспечения села и сельских населённых пунктов поселения осуществляется в рамках Северного завоза в период летней навигации.
Основные объемы завоза энергоносителей и других грузов в сельское поселения Хатанга обеспечивается судами ОАО " Мурманское морское пароходство", ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" Пассажирские и грузовые перевозки в пределах сельского поселения водным транспортом в период навигации осуществляются на теплоходе "Таймыр", универсальном грузопассажирском судне. Местным населением для пассажирских и грузовых перевозок используются маломерные суда. Комплекс устройств водного транспорта в границах села представлен зданиями и сооружениями Хатангского морского торгового порта навигационной инфраструктурой, пассажирским и грузовым причалом в южной части села. Порт функционирует только в период летней навигации. Речная навигация начинается 15-20 июня и заканчивается 1-5 октября. морская навигация возможна с 1 августа при освобождении Хатангского залива ото льда. Порт принимает суда типа "река-море" водоизмещением от 1,5 до 5,0 тыс. т. и осадкой до 4 метров. Осуществляется движение катера по маршруту Хатанга - Кресты - Новая - Хета - Катырык - Хатанга периодичностью 3-4 раза в месяц. |