Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Давыдов В.Н., кандидат социологических наук, PhD,
заместитель директора по научной работе МАЭ РАН

Долганы. Духовная культура

 

Мифологическая картина мира долган складывалась под влиянием различных факторов таких, как миграции, социально-экономические связи, взаимовлияние культур различных народов, проживающих в одних границах, соседствующих друг с другом, включая Таймыр и север Якутии.

Многие исследователи отмечают, что цикл мифов о сотворении мира, происхождении человека, растений, животных, которые бытовали у различных групп долган, во многом похожи на якутское мифотворчество. Систематизированной мифологии о возникновении мира у долган не было. Существует несколько вариантов космогонических мифов. Первый, при участии братьев-демиургов: Айыы тойона , который является главой якутского пантеона божеств и его брата «нижнего старика» Аллара Огоньор . Они спорят о том, кто будет создавать землю. Из-за того, что последний отказывался это делать, младшему – Айыы тойону пришлось заставить своего старшего брата достать горсть земли. Второй, сюжет о гагаре: «Когда-то, в далеком прошлом, в мире царил хаос. Основные стихии – небо и вода не были отделены друг от друга, земли не было, но вот гагара нырнула в воду и вытащила в клюве несколько песчинок земли. Из этих песчинок она сотворила землю» (Попова 2002: 51). Есть сюжеты, где участие в сотворении мира принимал Иисус Христос и Илья-пророк (библейский мотив) (Данилова 2017: 86).

В мифологической картине мира Вселенная у долган представляла собой три мира: верхний – небесный, средний – земной и нижний – подземный. Верхний мир населяли божества и добрые духи айыы. В среднем мире обитали люди и дух земли – Ааан дойду иччитэ , также духи – хозяева мест и злые духи, которые витают в воздухе и насылают болезни. В нижнем мире – Аллараа-Огоньора – жили чудовища (Попова 2002: 52).

Божества и духи были разделены на три категории: бестелесные и невидимые иччи , они делали живым любой предмет, в котором поселялись; доброжелательные духи айыы и злые абаасы.

У долган, как и у других народов Севера, традиционным верованием был шаманизм. Долганы верили, что шаман оберегает их от злых духов и козней плохих людей. Шаманом мог стать человек, у которого в роду были предки, занимавшиеся шаманизмом. Однако этого было недостаточно. Можно было стать шаманом только по велению духов и пройдя особые обряды в тундре. Для того, чтобы общаться с духами проводили обряд камлания. Выделяют несколько типов камлания:

 
  1. Шаман созывал духов-помощников;
  2. Душа шамана пускалась в путешествие в мир духов;
  3. Духи вселялись в шамана (Попова 2002: 58).

 

Во время обряда шаман был облачен в специальную одежду и использовал бубен и колотушку. К костюму пришивались различные обереги от злых духов и враждебных шаманов. Шили костюм женщины. Для того, чтобы изготовить бубен, необходимо было испросить указания у духов, из какого дерева изготовить обечайку (обод). Его обтягивали ровдугой и подвешивали металлические подвески. Колотушку же обычно изготавливали из березы или очень редко лиственницы (при этом обязательно подвязывали берёзовую щепку), обтягивали оленьим камусом и украшали бисером. Когда шаман умирал, его одежду оставляли около могилы, бубен же вешали на ближайшем дереве предварительно проколов (Попова 2002: 58, 60). В таймырской тундре долганские шаманы считались одними из самых сильных и их насчитывалось не менее 7 категорий.

В традиционных долганских верованиях был представлен анимизм, культы животных, природы, огня, промысловые культы (Сирина 1999: 87). В XVIII в. с приходом русских среди долган начало распространяться православие.

Долганы почитали различные обряды и праздники. Одним из главных праздников, который проводили раз в год был праздник Большого дня, который символизировал собой встречу солнца. На севере Якутии его проводят до сих пор, обычно в начале апреля. Стоит отметить Медвежий праздник, который представляет собой комплекс обрядов, связанных с медвежьим культом. Из обрядов самым красивым и торжественным был свадебный обряд. Строили большой чум, убивали «свадебных» оленей, около 10-15. Готовили свадебное пиршество из всевозможных продуктов с соблюдением ритуальных запретов (например, нельзя было ломать кости, поэтому варили большие куски мяса) (Попова 2002: 63).

В погребальном обряде долган сочетаются элементы православия, старообрядчества и язычества. После насаждения христианской религии умерших стали хоронить в землю и устраивать поминки на 9 и 40 день. Через год ставили сруб с крестом и скатной крышей, оставляли иконы. Однако на могиле оставляли нарты, на которых привезли покойника, его личные вещи и посуду (Попова 2002: 66).

Старые нарты. Авамская тундра.
Фото В. В. Бобровой, 2021
 

Особое значение в культовой жизни долган имели охотничьи, промысловые обряды и обычаи, так как от добычи и улова зависела жизнь и благосостояние семьи. В основном подобные обряды относились к ритуальному снятию шкуры и разделке мяса (Попова 2002: 67).

Особую роль в культуре долган играли бытовые обряды, обычаи и традиции, ритуалы и обряды над роженицей, детьми и т. д .

 

Библиография:

Данилова Н.К. Эпический мир и «сакральная топография» у долган // Филология и человек. 2017. No 1. С. 85-96.
Попова М.И. Долганы. СПб.; Дрофа, 2002. 94 с.
Сирина А.А. Религиозные верования долган // Религии народов современной России. Словарь / Ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. М.: Республика. 1999. С. 87-89.