Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Давыдов В.Н., кандидат социологических наук, PhD, заместитель директора по научной работе МАЭ РАН |
Долганы. Семья, воспитание и образование
В традиционной культуре долган семья имеет важное, первостепенное значение. Женщина была хозяйкой жилища, хранительницей очага. С ее мнением относительно ведения домашнего хозяйства считались. Главой долганской семьи являлся мужчина, он обеспечивал ее членов продуктами питания, материалами, определял путь перекочевки (Попова 2002: 44). Многодетность у долган считалась большим счастьем, высшим благом и одной из основных жизненных целей. Бездетность же напротив - горем. Вину за это чаще всего возлагали на мужчину. Женщин, которые не рожали называли бангай – так называли бесплодных важенок оленя (Попов 1946: 56). Главной мечтой для любой семьи было желание иметь много детей (Попова 2002: 47). С рождением первого ребенка, в знак особого почтения, родителей начинали называть не по именам, а уточняли: «отец или мать такого-то» (Попов 1946: 56). В течение 5-6 месяцев после рождения, ребенка старались оберегать от постороннего внимания и никому не показывать. Ему давали прозвище и подвешивали к колыбели различные предметы. Так для мальчика, с левой стороны располагали модель лука со стрелами, с правой – деревянный нож в ножнах, помимо отпугивания злых духов, это делалось для того, чтобы в будущем он стал удачливым охотником. Над колыбелью девочки размещали модель ножа – для охраны. Под подушку или матрас клали ножницы, чтобы она стала искусной мастерицей. Считалось, что так злые духи – абааhы - не доберутся до новорожденного. В большинстве случаев давали свои – долганские – имена, но также и христианские. При камлании шаман мог изменить наречение младенца, если его первое имя, по воззрениям долган, было неудачным. Мальчиков называли – хранители богатства, девочки считались – людьми чужих жителей (Попов 1946: 56).
Воспитание детей до 5-7 лет полностью возлагалось на мать. После этого возраста мальчиков воспитывал отец, девочек – мать. Это было связанно с тем, чтобы привить ребенку не только начальные трудовые навыки, но и привить детям первоначальные представления об окружающей среде и способах освоения ландшафта в хозяйственных целях. Впрочем, на это нацелен весь процесс воспитания у долган. Мальчик под руководством отца постигал азы оленеводства и охоты, девочка обучалась у матери ведению хозяйства. В процессе домашнего воспитания было важно познакомить ребенка с местными традициями и обычаями, как правило, этой воспитательной функцией занимались мать или бабушка (Дьяченко 2017: 204).
Стоит отметить, что долганских детей наказывали очень редко. Такая практика применялась повсеместно у северных народов Сибири. Осуждение или словесное порицание были основными видами выражения наказания. Детский возраст заканчивалась очень рано - в 8-9 лет. С этого возраста, по представлениям долган, дети считались взрослыми. С рождения у каждого долганского ребенка были свои олени, на которых они могли ездить. Начиная с 10-12 лет мальчики самостоятельно занимались охотой на диких оленей, ставили петли на различную дичь и участвовали в семейных собраниях и общем разговоре. Девочки же помогали по хозяйству, готовили пищу, заготавливали топливо, выделывали шкуры, камус, чинили и шили одежду, ухаживали за младшими братьями и сестрами, делали различные предметы утвари из бересты и выполняли другие работы, связанные с приготовлением к перекочевке (Боброва 2020: 184).
Важное место в воспитании детей занимали игры и игрушки. В мировоззрении северных народов существует убеждение, что игрушки влияют на познание ребенком окружающего мира и определяют его склонности и их роль в дальнейшем (Прокопенко 2003: 104).
Отец изготовлял игрушки для детей. Стоит отметить, что у долган, как и у других народов Сибири, было половозрастное разделение игрушек: для девочек и для мальчиков (Павлинская 1988: 227). Были и общие игрушки, к примеру, погремушки, трещотки, бильбоке, бирюльки, деревянная юла и т. д. Стоит отметить, что разделению также не подвергались игрушки, изображавшие животных. Воспитание детей в трудовом ключе начиналось рано, так как считалось, что начало воспитания – это труд, а «трудолюбие – его окончательный результат и итог формирования подрастающего поколения» (Попова 2002: 48). Стремление научить вести хозяйственную и промысловую деятельность, чтобы в будущем была смена для старшего поколения, является краеугольным камнем в создании для детей «специализированных» игрушек, таких, как: фигурки оленей, оленьи упряжки, модели ножей, саней, луков и стрел (лук и стрелы - важный охранительный оберег), сети, детские мауты (арканы), куклы, модели утвари, колыбели и т. д. Некоторые игры и игрушки были нацелены на развитие ловкости и меткости при ловле оленей (например, детским маутом ловили «оленей», накидывали петли на ветви кустов, деревьев) арканом. Во время перекочевок устраивались своеобразные соревнования: старшие дети объезжали оленей (Попов 1946: 58). Игры нередко переходили из воспитательного процесса обучения в сферу реального трудового процесса.
Фото В. Н. Давыдова, 20161 |
Фото В. Н. Давыдова, 2014 |
Таким образом, в семье, посредством игры, воспитания, дружественной атмосфере, дети долган познавали нормы, правила, обычаи, приобщались к традиционной культуре, усваивали основы ведения хозяйственной деятельности, приобретали знания об окружающем мире и способах его освоения.
Библиография:
Боброва В.В. Транспортная ситуация и снабжение населения Арктической зоны на примере Анабарского района Республики Саха (Якутия) // Вопросы национальных и федеративных отношений. Москва: Наука сегодня. No 1 (170). 2021. Том 11. С. 77-87.
Дьяченко В.И. Женщина в тундре (гендерная роль долганки в традиционном оленеводческом хозяйстве). Социальная организация у народов Сибири: традиция и современность / Отв. ред. Л.Р. Павлинская. СПб.: МАЭ РАН. 2017. С. 202-245.
Павлинская Л.Р. Игрушка и мир ребенка в традиционных культурах Сибири// Традиционное воспитание у народов Сибири. Л.; Наука, 1988. С. 222-252.
Попов А.А. Семейная жизнь у долган // Советская этнография. 1946. No 4. С. 50-74.
Попова М.И. Долганы. СПб.; Дрофа, 2002. 94 с.
Прокопенко В. И. Воспитательно-образовательная роль хантыйской игрушки в формировании ребенка как члена общества // Образование и наука, 2003. No 2. С. 104-115.