Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова Сабуров Александр Алексеевич, директор института стратегического развития Арктики Минчук Олег Викторович, ведущий эксперт института стратегического развития Арктики Никифоров Алексей Сергеевич, ведущий эксперт института стратегического развития Арктики |
Чукчи. Транспорт
На территории Чукотского автономного округа единственным видом транспорта круглогодичного действия в связи с низкой обеспеченностью наземными транспортными коммуникациями является авиация. В ряде районов воздушный транспорт является безальтернативным средством сообщения как внутри районов, так и в их сообщении с окружным центром [1].
Сеть автомобильных дорог характеризуется низкой развитостью. Объекты дорожного хозяйства нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции для приведения в нормативное состояние.
Уровень развития регулярного транспортного сообщения и объектов транспортной инфраструктуры очень низкий. К особенностям региональной дорожной сети муниципальных районов и городских округов Чукотского автономного округа относятся: преобладание в общей протяженности автодорог зимников и зимников с продленным сроком эксплуатации; отсутствие межмуниципального автотранспортного сообщения; отсутствие автодорожного выхода в соседние субъекты Российской Федерации [2].
В большинстве населенных пунктов снабжение грузами осуществляется морским транспортом в короткий период навигации. Проблемами водного транспорта для сел муниципальных районов является отсутствие пирса, катеров и плашкоутов, необходимых для разгрузки морских судов. Уголь и другой груз разгружается без причала.
Железнодорожное сообщение в Чукотском автономном округе отсутствует.
Населенный пункт |
Автодорожный транспорт.
Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Сезонность. |
Железнодорожный транспорт.
Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. |
Авиатранспорт.
Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. |
Водный транспорт.
Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Сезонность. |
||
---|---|---|---|---|---|---|
Село Канчалан, Анадырский муниципальный район |
Коммуникация в зимнее время происходит по автозимнику «Анадырь-Канчалан» по льду Анадырского лимана. Расстояние по автозимнику составляет 5 км. |
Отсутствует |
Пассажирские перевозки осуществляются воздушным путем посредством рейсового вертолета МИ-8 по маршруту «Анадырь – Канчалан – Краснено – Окружной – Анадырь» (10 рейсов в год) и по маршруту «Анадырь – Канчалан – Окружной – Анадырь» (5 рейсов в год). В селе имеется посадочная полоса для вертолетов. |
Завоз грузов в период летней навигации производится речным транспортом. |
||
Село Мейныпильгыно, Анадырский муниципальный район |
Село не имеет ни грунтовой дороги, ни автозимника. |
Отсутствует |
Рейсы в с. Мейныпильгыно из г. Анадыря осуществляются по расписанию с периодичностью примерно 1 рейс в месяц как из г. Анадыря, так и транзитом через пгт. Беринговский компанией «ActiveLogistic». |
Разгрузка товаров и продовольствия осуществляется с рейда. Обслуживающее предприятие - ОАО «Морской торговый порт Беринговский». |
||
Село Ваеги, Анадырский муниципальный район [3] |
В случае низкой воды и невозможности судоходства в Ваеги из Марково устраивается автозимник. |
Отсутствует |
Пассажирское сообщение с г. Анадырь осуществляется вертолетом Ми-8 один раз в месяц. С конца 2014 г. после реконструкции взлетно-посадочной полосы стал возможен прием бортов DHC-6. Полеты выполняются 1-4 раза в месяц. |
Завоз грузов в село осуществляется в период летней навигации речным транспортом. |
||
Село Алькатваам, Анадырский муниципальный район [4] |
Село находится в 22 км от пгт. Беринговский, с которым связано грунтовой дорогой. Также имеется грунтовый проезд от шахты "Нагорная" до въезда в поселок со стороны с. Алькатваам протяженностью в 3,5 км. |
Отсутствует |
Воздушное сообщение осуществляется вертолетом МИ-8 по маршруту «Анадырь – Алькатваам – Окружной – Анадырь». Всего совершается 4 рейса с середины июня до середины сентября. |
Данные отсутствуют. |
||
Село Чуванское, Анадырский муниципальный район |
Транспортная связь с селом осуществляется с помощью сезонного автозимника. |
Отсутствует |
Производятся круглогодичные рейсы воздушным путем, для чего на западной окраине села организована гравийная взлетно-посадочная полоса. |
Данные отсутствуют. |
||
Село Хатырка, Анадырский муниципальный район |
Необслуживаемый зимник. |
Отсутствует |
Пассажирское сообщение с г. Анадырь осуществляется вертолетом 1-2 раза в месяц. Воздушное сообщение производится на вертолете МИ-8 по маршрутам «Анадырь – Хатырка – Окружной – Анадырь» (16 рейсов) и «Анадырь – Беринговский – Мейныпильгыно – Хатырка – Беринговский – Окружной – Анадырь» (14 рейсов). |
Завоз грузов осуществляется в период навигации морским транспортом. |
||
Село Усть-Белая, Анадырский муниципальный район |
Автоперевозка по зимникам — зимой река замерзает и можно перевозить грузы по ледовой дороге. Зимник действует с января по апрель. Маршрут проходит через населенные пункты: «Марково — Снежное — Усть-Белая — гмс Танюрер — Краснено — Анадырь». |
Отсутствует |
Завоз грузов происходит в период летней навигации речным транспортом. Пассажирские перевозки осуществляются воздушным путем посредством рейсового вертолета, время полета ок. 1.5 часа, а также теплоходом (2-3 суток). Авиасообщение осуществляется по маршруту «Анадырь – Усть Белая – Снежное – Окружной – Анадырь», всего 24 рейса в год. |
|||
город Билибино, Билибинский муниципальный район |
Билибино соединено с поселками района и городом Певеком многочисленными грунтовыми дорогами и зимниками. Действует два маршрута автобуса: один городской и один пригородный «Билибино — Кепервеем». Они обслуживаются муниципальным автотранспортным предприятием Билибинского муниципального района автобусами КАвЗ-4235. |
Отсутствует |
Воздушное сообщение сел с городом осуществляется посредством аэропорта «Кепервеем», расположенного в одноименном селе, куда проложена 36-километровая круглогодичная автодорога IV категории с твердым (грунтовым) покрытием. |
Построена широкая галечно-грунтовая трасса, соединяющая районный центр с морским портом на реке Колыме - Зеленым Мысом, откуда ведется основное снабжение города всеми необходимыми продуктами и вещами. |
||
Село Островное, Билибинский муниципальный район |
Село соединено грунтовой дорогой с автотрассой «Билибино — Зеленый мыс». |
Отсутствует |
Пассажирские перевозки осуществляются с г. Билибино исключительно воздушным путем с помощью вертолета. |
Данные отсутствуют. |
||
Село Илирней, Билибинский муниципальный район |
Илирней является труднодоступным селом. С райцентром связано сезонным автозимником длиной 150 км, при этом безопасному движению могут помешать наледи. В летний период частый высокий уровень воды в многочисленных речках в условиях бездорожья делает невозможным прибытие в село даже грузовиков. В 2019 г. через р. Малый Анюй в административных границах села был открыт 300-метровый мост для строящейся федеральной автомобильной дороги Колыма — Омсукчан — Омолон — Анадырь. |
Отсутствует |
В село осуществляются авиарейсы вертолета из аэропорта Кепервеема с периодичностью 1 - 2 раза в месяц. |
Данные отсутствуют. |
||
Село Кепервеем, Билибинский муниципальный район |
Село имеет одноименный аэропорт, который соединен с г. Билибино грунтовой автомобильной дорогой, позволяющей в любое время года осуществлять пригородное автобусное сообщение. |
Отсутствует |
Кепервееем является региональным аэропортом, расположенным в 32 км от города Билибино. Аэропорт обеспечивает регулярное авиасообщение с Магаданом и Анадырем. Аэродром имеет одну взлетно-посадочную полосу длиной 2475 м, отсыпанную гравийно-галечниковым грунтом с глинистым заполнителем. |
Данные отсутствуют. |
||
Село Омолон, Билибинский муниципальный район |
Постоянной дороги к поселению нет. Завоз топлива и продовольствия ранее осуществлялся речным путем в период половодья с территории Магаданской области, но с 2011 г. устраивается сезонный автозимник, связывающий с. Омолон с г. Билибино. Предполагается провести через село федеральную автотрассу «Колыма — Анадырь». |
Отсутствует |
Действует аэропорт «Омолон». Пассажирские авиарейсы в направлении районного центра и оленеводческих баз осуществляются вертолетами Ми-8 1 - 2 раза в месяц. С 2012 г. авиакомпания СиЛА (Сибирская Легкая Авиация) осуществляет рейсы бортами Ан-28 по маршруту «Магадан - Омолон - Кепервеем». |
Данные отсутствуют. |
||
Поселок городского типа Эгвекинот |
Транспортное обеспечение территории городского округа крайне низкое, что обусловлено низкой плотностью населения и суровыми климатическими условиями. Основными транспортными артериями являются автомобильные дороги регионального значения "Эгвекинот - Мыс Шмидта" и автомобильная дорога "Эгвекинот - Валунистый - Комсомольский" от 17 км а/д "Эгвекинот - Мыс Шмидта" до 431 км а/д "Билибино - Комсомольский - Певек" преимущественно в широтном направлении и строящаяся а/д регионального значения в направлении села Омолон. Автомобильные дороги федерального значения и железнодорожный транспорт на территории городского округа Эгвекинот отсутствуют. |
Отсутствует |
Пассажирские перевозки в направлении окружного центра и других регионов страны осуществляются исключительно авиатранспортом. Авиация является единственным видом транспорта круглогодичного пользования. В границах рассматриваемой территории расположены два аэропорта: 1) Филиал ФКП «Аэропорты Чукотки» аэропорт Залив Креста. Аэропорт находится в 5 км севернее пгт. Эгвекинот. Класс аэродрома «Д» (горный), взлетно-посадочная полоса с грунтовым покрытием 1350x60м. Авиакомпании, которые осуществляют регулярные рейсы: ГП ЧАО «ЧукотАВИА». 2) Филиал ФКП «Аэропорты Чукотки» аэропорт Мыс Шмидта. На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском АО No 028/2015-р от 23 апреля 2015 года права закреплены за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. |
Морской порт расположен на побережье залива Креста Берингова моря на западном берегу бухты Эгвекинот. Морской порт является замерзающим, ледокольная проводка в морском порту не осуществляется. Навигация в морском порту осуществляется в период с июля по ноябрь. Завоз грузов из других регионов страны осуществляется в период летней навигации через морской порт Эгвекинот. |
||
Село Амгуэма, Провиденский муниципальный район |
Грунтовая дорога из пгт. Эгвенкинота. |
Отсутствует |
Отсутствует |
Пути речного сообщения отсутствуют. | ||
Село Ванкарем, Провиденский муниципальный район |
С. Ванкарем связано автозимником с трассой Эгвекинот — Мыс Шмидта. |
Отсутствует |
Пассажирское авиасообщение возможно только посредством вертолета, регулярные авиарейсы осуществляются 2 раза в месяц в направлении райцентра и соседнего села Нутэпэльмен по маршруту «Эгвекинот – Нутэпэльмен – Ванкарем – Эгвекинот». |
Данные отсутствуют. |
||
Село Нутэпэльмен, Провиденский муниципальный район |
Каждый сезон устраивается автозимник протяженностью 194 км до 122-й километровой автомобильной дороги «Эгвекинот — Мыс Шмидта». |
Отсутствует |
С райцентром налажено воздушное сообщение посредством вертолета. Регулярные рейсы «Эгвекинот – Нутэпэльмен – Ванкарем – Эгвекинот» осуществляется 2 раза в месяц, стоимость билета составляет 1000 руб. |
Транспортная связь с ближайшим н.п., селом Ванкарем в летний период осуществляется морским путем с помощью вельбота, время в пути — 3-4 часа. |
||
Село Рыркайпий, Провиденский муниципальный район |
В селе берет начало 435-километровый автозимник в направлении «Полярный — Биллингс — Комсомольский». По круглогодичной насыпной автодороге налажено регулярное автобусное сообщение с соседним поселком Мыс Шмидта. |
Отсутствует |
Воздушное сообщение с населенными пунктами Чукотского АО осуществляется через аэропорт Мыс Шмидта. |
Данные отсутствуют. |
||
Поселок городского типа Провидения, Провиденский муниципальный район [5] |
Пгт. Провидения имеет автодорожные транспортные связи только с аэропортом «Бухта Провидения» и с. Новое Чаплино. Ходят рейсовые автобусы по маршрутам «Провидения — аэропорт «Бухта Провидения» и «Провидения — Новое Чаплино» по единственной а/д (грунтовой) в Провиденском районе. Используются автобусы вахтового типа на шасси "Урал-4320". |
Отсутствует. |
Аэропорт "Бухта Провидения" – международный аэропорт, расположенный рядом с п. Урелики на южном берегу бухты Комсомольская. Обеспечивает регулярное авиасообщение с г. Анадырь (500 км) и селами городского округа, а также чартерное сообщение с г. Ном (США). Основную роль во внутриокружных перевозках играют тяжелые вертолеты Ми-8. Местные вертолетные рейсы обеспечивают связь пгт. Провидения с большинством сел. Посадочные полосы для вертолетов имеются в селах Нунлигран, Сиреники, Энмелен и Янракыннот. |
На территории пгт. Провидения расположен порт Провидения. Это арктический морской порт федерального значения, расположенный в юго-восточной части Чукотского полуострова на побережье Берингова моря в бухте Провидения между мысами Пузино и Лихачева. В границы порта включены акватории морских терминалов Уэлен и Лаврентия. Является пунктом формирования караванов судов, следующих под проводкой ледоколов по Северному морскому пути. Завоз большеобъемных партий грузов (уголь, горюче-смазочные материалы, оборудование, техника, продовольствие и др.) производится только летом сухогрузами. Основная задача порта – обработка грузов, доставляемых судами. Местные пассажирские перевозки в порту Провидения осуществляются теплоходом «Капитан Сотников» по транзитному маршруту Анадырь — Лаврентия [6]. |
||
Село Новое Чаплино, Провиденский муниципальный район |
Село находится в 25 км к северо-востоку от поселка Провидения, с которым связано грунтовой автодорогой. По этой дороге ходит рейсовый автобус вахтового типа на шасси "Урал-4320" [7]. |
Отсутствует |
Данные отсутствуют. |
Данные отсутствуют. |
||
Село Нунлигран, Провиденский муниципальный район [8] |
Расстояние до райцентра - поселка Провидения - составляет 180 км, до ближайшего населенного пункта с. Энмелен — 40 км, с другим с. Нунлигран связывает грунтовая дорога. |
Отсутствует |
Авиасообщение осуществляется по маршруту «Эгвекинот - Энмелен - Нунлигран - Провидения - Нунлигран - Энмелен - Эгвекинот» [9]. |
Завоз грузов осуществляется в период навигации морским транспортом. |
||
Село Сиреники, Провиденский муниципальный район |
Нет данных |
Отсутствует |
Сообщение воздушным транспортом, вертолетом МИ-8, по маршруту «Провидения – Сиреники – Янракыннот – Лаврентия» [10]. |
Завоз грузов осуществляется в период навигации морским транспортом. |
||
Село Энмелен, Провиденский муниципальный район |
До ближайшего населенного пункта с. Нунлигран проложена 40-километровая грунтовая дорога. |
Отсутствует |
Воздушные рейсы осуществляются вертолетом МИ-8 по маршруту «Провидения – Нунлигран – Энмелен – Нунлигран – Провидения», «Эгвекинот – Энмелен - Нунлигран - Провидения – Нунлигран - Энмелен - Эгвекинот» [11]. |
Данные отсутствуют. |
||
Село Янракыннот, Провиденский муниципальный район |
Расстояние до ближайшего н.п. пункта и райцентра — поселка Провидения — составляет около 80 км. Транспортная связь между ними осуществляется по автозимнику через замерзший пролив, летом ходит вельбот. |
Отсутствует |
Воздушные рейсы осуществляются вертолетом два раза в месяц [12]. |
Данные отсутствуют. |
||
Город Певек, Чаунский муниципальный район [13] |
Городской округ Певек является одним из крупнейших транспортных узлов в Чукотском АО. По данным ГКУ ЧАО «Чукотуправтодор» автомобильные дороги федерального значения на территории городского округа Певек отсутствуют. В летний период ежегодно с 15 июля по 20 сентября ООО «Чаунское ДРСУ» содержит два автозимника продленного действия: участок а/д "Билибино - Майский" и а/д «Эгвекинот - Валунистый - Комсомольский». |
Отсутствует |
Основным преимуществом транспортно-географического положения является размещение на территории округа аэропорта федерального значения «Певек», имеющего прямые пути сообщения с городами: Москва, Магадан, Якутск, Анадырь. |
АО "Морпорт Певек" - это арктический морской порт федерального значения на трассе Северного морского пути, расположенный в Чаунской губе Восточно-Сибирского моря. Является самым северным морским портом России. Специализация порта: предоставление причалов, погрузка, выгрузка и хранение грузов. |
||
Село Айон, Чаунский муниципальный район [14] |
Каждый год для завоза запаса продуктов питания, топлива и других материально-технических грузов по льду залива устраивается автозимник. В среднем длина прокладываемой дороги составляет 120 км и зависит от состояния льда в Восточно-Сибирском море. Срок работы зимника составляет около двух месяцев (с начала марта до конца апреля - начала мая) [15]. |
Отсутствует |
Пассажирское авиасообщение с райцентром осуществляется с помощью вертолета с периодичностью 1-2 раза в месяц [16]. |
Данные отсутствуют. |
||
Село Биллингс, Чаунский муниципальный район [17] |
Расстояние до районного центра составляет 398 км, до города окружного значения — 577 км. Через населенный пункт проходит трасса сезонного автозимника «Рыркайпий — Комсомольский». Въезд в с. Биллингс осуществляется с запада по автозимнику. |
Отсутствует |
В село из г. Певека осуществляются авиарейсы вертолета с периодичностью 1 раз в месяц [18]. Вертолетная площадка с. Биллингс расположена на восточной окраине населенного пункта, принимаемые типы вертолетов: Ми-8Т, ПС, Ми-8МТВ1; размеры 50х50 м, рабочая часть 20х20 м. |
Данные отсутствуют. |
||
Село Рыткучи, Чаунский муниципальный район [19] |
С административным центром района село связано 120-километровым автозимником, время в пути составляет более двух часов. С 2016 г. проводятся инженерные работы по трассе предполагаемой круглогодичной грунтовой автодороги. |
Отсутствует |
В период летней навигации связь с селом осуществляется морским транспортом и авиапутями. В с. Рыткучи с мая по декабрь осуществляются авиарейсы вертолета Ми-8 с периодичностью 1-4 раза в месяц [20]. |
|||
Село Янранай, Чаунский муниципальный район [21] |
С. Янранай соединено с г. Певеком грунтовой дорогой (35 км), по которой два раза в неделю ходит рейсовая вахтовка, время в пути составляет около 40 - 50 минут. |
Отсутствует |
Транспортная связь осуществляется морским путем и по воздуху вертолетом. |
|||
Село Инчоун, Чукотский муниципальный район [22] |
Расстояние до ближайшего населенного пункта, с. Уэлен составляет 35 км, до райцентра – с. Лаврентия – 150 км, до г. Анадырь – 800 км. Транспортная связь в зимний период осуществляется по автозимнику. |
Отсутствует |
Транспортная связь осуществляется по воздуху вертолетом. |
Транспортная связь летом осуществляется морским путем. |
||
Село Лорино, Чукотский муниципальный район [23] |
Расстояние до районного центра, с. Лаврентия, по насыпной автодороге составляет 40,5 км. По ней ходит рейсовый автобус. Перевозки осуществляются по понедельникам, средам и пятницам на автобусе вахтового типа на шасси "Урал-4320". |
Отсутствует |
Ввиду отсутствия развитой системы наземных транспортных коммуникаций, воздушный транспорт обеспечивает круглогодичное внутреннее и внешнее транспортное сообщение. С западной стороны с. Лорино расположена вертолетная площадка. |
Генеральные грузы (топливо, материалы, оборудование, техника, продукты питания) подвозятся на морском транспорте в летний период только до рейда на расстоянии от 5 до 13 миль до берега. С рейда на берег грузы с теплоходов перевозятся к причалу маломерным флотом. Отсутствие транспортной сети вдоль побережья при коротком навигационном периоде и неразвитом каботажном плавании вызывает большие трудности. |
||
Село Нешкан, Чукотский муниципальный район [24] |
Улично-дорожную сеть с. Нешкан составляют обычные автомобильные дороги (нескоростные) суммарной протяженностью 3062 м. Расстояние до ближайшего населенного пункта Энурмино составляет 50 км, до райцентра, с. Лаврентия — 270 км. |
Отсутствует |
С. Нешкан связано с национальными поселениями района Лаврентия, Нешкан, Уэлен, Энурмино, Инчоун, Лорино каботажными и вертолетными линиями. Транспортная связь осуществляется по воздуху вертолетом, выполняющим авиарейсы 2 раза в месяц. |
Генеральные грузы (топливо, материалы, оборудование, техника, продукты питания) подвозятся на морском транспорте в летний период только до рейда на расстоянии от 5 до 13 миль до берега. С рейда на берег грузы с теплоходов перевозятся к причалу маломерным флотом. |
||
Село Уэлен, Чукотский муниципальный район [25] |
В качестве транспортных средств жители сельского поселения используют снегоходы, собачьи упряжки и моторные лодки. |
Отсутствует |
Ввиду отсутствия развитой системы наземных транспортных коммуникаций, воздушный транспорт обеспечивает круглогодичное внутреннее и внешнее транспортное сообщение. С северо-западной стороны с. Уэлен расположена вертолетная площадка. Село связано с национальными поселениями района Лаврентия, Нешкан, Энурмино, Нешкан, Инчоун Лорино каботажными и вертолетными линиями. Товары доставляются вертолетами, иногда на маленькой барже. Пассажирские перевозки осуществляются с райцентром исключительно с помощью вертолета (1 - 2 раза в месяц). |
Прибрежное мелководье не дает возможности близко подходить морским судам, в связи с чем морской причал отсутствует. |
||
Село Лаврентия, Чукотский муниципальный район [26] |
Ходит рейсовый автобус по маршруту «Лаврентия — Лорино» по единственной в муниципальном районе автомобильной дороге. Перевозки осуществляются по понедельникам, средам и пятницам на автобусе вахтового типа на шасси "Урал-4320". |
Отсутствует |
Действует аэропорт «Залив Лаврентия», связывающий с. Лаврентия с г. Анадырь. Длительность полета составляет около двух часов. |
В с. Лаврентия ходит теплоход «Капитан Сотников» по маршруту Анадырь — Лаврентия. Отплытие из г. Анадыря — 27 июля, 8, 20 августа, 1, 20 сентября; из Лаврентия — 29 июля, 10, 22 августа, 3, 22 сентября. |
Источники:
Источники фотографий: