Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Киссер Т.С. кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН
Давыдова Е.А. кандидат исторических наук, научный сотрудник
Центра арктических исследований МАЭ РАН

Чукчи. Современное культуротворчество

 

Сочетание тундровых и прибрежных традиций нашло отражение в творчестве фольклорных ансамблей «Эргырон», «Йынэттэт», «Ергын «Рыркы» и многих других.

 
Народный ансамбль «Йын’эттэт». Фото А.В. Головнёва, 2015.
 

В 1968 создан первый профессиональный чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон» (в переводе с чукотского – рассвет). В 1974 году приобрёл статус государственного. В августе 2000 года ансамбль признан особо ценным объектом наследия Чукотского автономного округа. В ноябре 2018 года Эргырон отметил своё 50-летие, зрителям была показана новая концертная программа. В мае 2020 года ансамблю было присвоено звание «академический». Эргырон был создан в целях сохранения и преумножения вокально-хореографического наследия народов Чукотки. Ансамбль является профессиональным коллективом, носителем и хранителем национального вокального, хореографического и декоративно-прикладного искусства не только чукчей и эскимосов, но и других малочисленных народностей Крайнего Северо-востока России: коряков, чуванцев, эвенов, алеутов и эвенков. В «золотой фонд» ансамбля вошли многочисленные национальные песни, танцы и миниатюры: «Полёт чайки против ветра», «Забой оленя», «Сбор яиц на скале», а также балет «Легенда о Вороне», опера «Девушка и Смерть», мюзикл «Сказка о Добре и Зле». Всего в репертуаре ансамбля более 300 произведений вокального и хореографического искусства. Являются исполнителями и авторами саундтрека к философскому мультфильму «Кутх и мыши». На сегодняшний день Государственное учреждение Чукотского автономного округа Государственный чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон» является единственным на Чукотке профессиональным коллективом.

Ансамбль «Йынэттэт», что в переводе с чукотского языка на русский означает – «Северное сияние». Коллектив создан, известной на Чукотке поэтессой и собирательницей фольклора – Клавдией Геутваль, в 1968 г.

Первоначальной задачей коллектива был сбор и сохранение традиционных культурных наследий, а именно: легенд и сказок, личных песен жителей тундры, восстановление старых, давно забытых, танцев и постановка новых, выезд в оленеводческие бригады с концертными программами. На этот период приходится создание таких номеров как: песня «Олень- чужак» (автор слов, постановки танца и музыки К.И. Геутваль – 1980 год), танец «Нерпочка» (автор слов, постановки танца М.В Тынатваль, автор музыки А.А. Бабина – 1988 год). В это же время, а именно в 1988 году благодаря Клавдии Ивановне состоялось возрождение обряда «Благодарение». Впервые на суд широкой публики были представлены горловое пение, песни предков, а также описание и демонстрация самого обряда.

Участие ансамбля «Йынэттэт» в любых праздничных мероприятиях села Рыткучи, района, округа является ярким украшением и огромным вкладом в развитие национального чукотского творчества и творчества народов Крайнего Севера. Участники ансамбля «Йынэттэт» постоянно находится в творческом поиске, в развитии. Они сами пишут музыку, режиссируют сценические танцевальные композиции, исполняют горловое пение.

Ансамбль «Ергын» был создан в 1972 г. на базе «Центра Досуга и народного творчества» села Конергино Иультинского муниципального района. Слово «Ергын» в переводе с чукотского означает «Поляна». Основателем и первым руководителем фольклорного коллектива была Верегиргина Вера. Она создавала новые танцы, под ее руководством происходил сбор и обработка чукотского фольклора конергинской тундры. Звание «Народный самодеятельный коллектив» ансамбль получил в 1983 г. за высокий профессиональный уровень исполнительского мастерства, интересные, яркие хореографические постановки. С 1995 г. руководителем стала Виолетта Шитикова, которая является руководителем ансамбля по сей день. Она ведет постоянную работу по обновлению репертуара, раскрытию вокальных способностей участников, поиском интересных манер исполнения. В репертуаре ансамбля более 30 концертных номеров, это чукотские скороговорки, песни и танцы, и ритуально-обрядовый танцевальный фольклор. Наиболее яркие танцы: «Танец с ярарами», «Состязание», «Нерпочки», «Море», «Танец Ворона»](/0) (постановка В.Л. Шитиковой); «Снеговыбивалочка», «Танец Шамана» – стилизация ритуального танца (постановка А.Б. Тагрыгиргина), «Танец чаек» (автор С.А. Эйгина), «Танец весёлых девушек» (О.П. Геунтонау) и т.п. За годы творческой деятельности ансамбль «Ергын» выступал не только на сцене своего села, но объездил с концертами весь Иультинский район (села Амгуэма, Ванкарем, Нутэпэльмен, Уэлькаль, пос. Эгвекинот). В 2003 г. на районном фестивале «Таланты северной земли» ансамбль был отмечен за самобытность и сохранение преемственности, а в окружном фольклорном фестивале «Эргав» (Анадырь), того же года, они были награждены в номинации «Лучший коллектив» кубком «За сохранение и развитие национальной культуры Чукотки».

Официальной датой появления фольклорного коллектива считается 1976 год, когда К.Н. Зорина стала художественным руководителем ансамбля. В этом же году коллектив был удостоен звания «народный». В основе творчества самодеятельного коллектива лежит чукотский фольклор (личные, родовые песни, танцы) и работы современных авторов, отражающие быт, труд населения, анималистические образы моря и тундры. Сейчас в репертуаре ансамбля много песен, обрядовых и шуточных танцев, скороговорок, сценок – всего более 40 номеров.

Коренные жители Чукотки – известные мастера в области косторезного искусства. Известна на весь мир Уэленская косторезная мастерская. В косторезной мастерской Уэлена и в ее филиалах в соседних поселках на протяжении многих лет работал большой творческий коллектив, который воплощал в художественных изделиях ключевые черты традиционного искусства чукчей и эскимосов. В этот коллектив входили десятки местных народных художников (Бронштейн 2016: 132). В 2010 г. большую часть резчиков и граверов Уэленской косторезной мастерской перевели на новую форму организации художественной деятельности – индивидуальное предпринимательство. На данный момент в штате вновь созданного Центра развития народных промыслов «Уэленская косторезная мастерская» осталось только пять мастеров (Уэленская косторезная 2019). Перевод мастерской на рыночные рельсы осуществлялся с вполне рациональной целью: «Возможность самостоятельно планировать рабочее время имеет большое значение для народных художников, особенно в весенне-летний период, когда мужчинам необходимо ежедневно выходить в море на охоту, а женщинам собирать в тундре травы и коренья на зиму» (Народные художественные 2019). По факту, в настоящее время в с. Уэлен зарегистрировано шесть мастеров – индивидуальных предпринимателей, в Лаврентия – пять, ни в Нешкане, ни в Инчоуне официально предпринимательством в сфере ДПИ не занимаются. При этом в Базе данных мастеров Чукотского автономного округа за 2013 год числится 87 мастеров ДПИ в Чукотском районе (База данных 2013). Всего на Чукотке, по данным Департамента образования, культуры и спорта ЧАО насчитывается около 300 мастеров народных художественных промыслов (точная статистика велась до 2013 г.). Мастера не стремятся регистрировать ИП в силу нескольких причин и, в первую очередь, из-за сложности с самой регистрацией.

У мастеров существуют проблемы с приобретением сырья. Несколько лет назад стоимость моржового клыка поднялась до 17 тыс. руб. за 1 кг, что отразилось на цене готовых изделий. В настоящее время цены на данное сырье стабилизировались (цена за кг в 2018 г. варьировалась в пределах 6 тыс. руб.). В дефиците местное кожевенно-меховое сырье с качественной выделкой.

Специалисты обозначили и еще одну проблему, связанную с качеством современных художественных изделий. С одной стороны, значительно расширилась география чукотских мастеров – они работают в Анадыре, Провидения, Эгвекиноте, Билибино, в национальных селах. С другой, многие художники, резчики и граверы, перейдя на коммерческие рельсы, снизили качество своих изделий (Бронштейн 2016: 135).

В последние годы в г. Анадыре регулярно проводятся выставки-ярмарки мастеров. Авторы сотрудничают с сувенир-холлом «Эскимосский мяч» Музейного центра «Наследие Чукотки», с сувенирной лавкой торгового центра «Новомариинский», с художественной галереей «Кайныран», в которых демонстрируются и реализуются их работы (Коломиец 2019: 65, 66).

 

Источники:

Бронштейн М.М., Широков Ю.А. Чукотская и эскимосская резная кость: Художественные изделия I-XX века из коллекций Музея Востока. М., 2008.
Коломиец О.П. Чукотский бизнес: современные формы предпринимательства // Вестник антропологии. 2019. No 2 (46). С. 55–71.