Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Киссер Т.С. кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН Давыдова Е.А. кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН |
Чукчи. Материальная культура
Основой диеты оленеводов до коллективизации являлись блюда, приготовляемые из различных частей туши оленя. Однако диета была достаточно разнообразной за счет применявшихся технологий приготовления пищи в сочетании с использованием продуктов морского зверобойного промысла, собирательства, рыболовства и охоты.
Мясо оленя употребляли в вареном, вяленом, копченом, мороженом, ферментированном виде. Отдельные части туши оленя ели сырыми сразу после убоя, например, глаза, печень, ножные сухожилия, костный мозг, хрящи. Вообще, в пищу шли все субпродукты: сердце, печень, почки, желудок, кишки. Кровь, желудочный сок оленя, жир смешивали с травами, кореньями, ягодами для приготовления различных видов похлебок.
Обычной пищей приморских чукчей являлось мясо и жир морских млекопитающих. Исследователи выделяют два региона: северный и тихоокеанский. В первом более широко представлено потребление нерпы и рыбы, во втором – доминирует мясо моржа, в большем количестве используется растительность, в том числе морская, в приготовлении пищи (Афанасьева, Симченко 1993: 56-100). Все приморские чукчи заготавливали летом-осенью впрок тюлений жир, китовую кожу с жиром, копальхен или рулеты (блюдо, приготовляемое из моржового мяса и жира с помощью технологии ферментации).
Сегодня как оленные, так и приморские чукчи, уже не могут питаться исключительно «чукотской» пищей, продаваемой в местных магазинах. Мучные изделия, крупы, консервы, сладости, овощи, фрукты и проч., прочно вошли в рацион коренных жителей Чукотки. Однако многие чукотские блюда употребляются по сей день, хотя и не в таких больших количествах как раньше. Несколько изменились технологии приготовления пищи. Например, больше стала использоваться заморозка, а ферментация, наоборот, ушла на второй план. Тем не менее, местные жители любят «чукотскую» пищу, ностальгируют по ней, противопоставляют её «русской» еде, которая, по словам людей, не насыщает в полной мере, оставляет человека голодным (Давыдова 2019: 19-25).
Традиционная одежда чукчей
изготавливалась из шкур и кож оленей, морских животных и пушных зверей. Кочевники шили одежды в основном из оленьих шкур, а приморские жители использовали также тюленьи кожи. Такая одежда была практична, удобна, хорошо сохраняла тепло.
Не случайно современные оленеводы, проводящие много времени в тундре, предпочитают, по крайней мере в холодное время года, чукотскую одежду современной европейской. Мужской костюм состоял из меховой куртки с широким воротом, доходящей до колен – кухлянки ( ирэн ), штанов ( конагты ), шапки, плотно облегающей голову, камлейки, предохраняющей меховую одежду от ветра и снега, рукавиц, торбазов с коротким голенищем (в отличие от женских с высоким голенищем). Главный отличительный элемент женского костюма – керкер – меховой комбинезон с широким рукавами и открытой шеей. Детей также одевали в меховые комбинезоны с отверстием между штанинами, к которому привязывался клапан – макы . Детская одежда, как правило, увешивалась многочисленными амулетами. Зимняя одежда была двойной: нижняя часть прилегала волосами к телу, верхняя – волосами наружу.
Летний костюм – однослойный, нередко представлял собой старые зимние изношенные вещи уже непригодные для холодного времени года (Богораз 1991: 169-186).
Традиционное жилище кочевых чукчей, яранга
, представляет собой мобильную каркасную конструкцию, покрытую шкурами (а сегодня нередко брезентом в теплое время года).
Внутри яранги подвешивается полог – меховой мешок в форме прямоугольного ящика, повернутого к полу открытой частью, в нем люди спят и отдыхают (Богораз 1991: 102-108). Прежде зимнее и летнее жилище чукчей отличалось только плотностью покрышки. Но с 1960-х – 1980-х гг. получает распространение меховая палатка с печкой буржуйкой, представляющая собой синтез традиционной яранги и геологической палатки (Головнев и др. 2018: 102).
Современные оленеводы, как правило, используют данный тип жилья в холодное время года, оставляя традиционные яранги для летних стоянок. Слово яранга образовано от понятия « яраны » – «дом, жилье».
Яранга не просто место для отдыха, работы, принятия пищи и проч., она формирует социальные отношения. Проживание в одной яранге создавало физическую, символическую, эмоциональную, а значит, родственную, близость между людьми (См. Vaté 2011: 135-159; Vaté 2013: 183-199).
Показательно, что семья по-чукотски называется ройыръын (Молл, Инэнликэй 2005: 119), что буквально переводится как «наполнение дома» (Богораз 1934: 93). В прошлом береговые чукчи имели два типа жилища. Зимой они жили в полуземлянках, покрытых дерном.
Летом использовали яранги наподобие тех, что бытовали у оленеводов. В XIX веке полностью исчезли полуподземные жилища, вместо них в холодное время года стали использоваться яранги со спальными пологами из шкур оленя (История и культура 1987: 76-79).
Основным средством передвижения тундровых чукчей были олени, запряженные в нарты
. Существовало и бытует по сей день несколько типов нарт: священная, посудная, грузовая, для легковой езды (мужские и женские), детская кибитка, для перевозки жердей яранги, «русские» сани (Головнев и др. 2018: 82-83).
В условиях гористой местности и дефицита древесины у чукчей сформировался оригинальный тип вязаных нарт, все элементы которых соединены между собой ремнями и сохраняют некоторую подвижность относительно друг друга (Головнев и др. 2018: 78). Береговые чукчи перемещались по суше на собаках, запряженных веером в нарты оленьего типа. В XIX веке они заимствовали у русских и тип нарты, и способ упряжи – цугом, и управление при помощи остола (История и культура 1987: 75).
По воде приморские чукчи передвигались на одноместных байдарках и больших многоместных байдарах. Лодки состояли из каркаса, сделанного из костей морских животных или дерева, обтянутого моржовыми кожами, весел, паруса и поплавков из надутых тюленьих шкур.
В конце XIX в. наряду с байдарами стали использоваться вельботы и шхуны. Сегодня охотники выходят в море на моторных лодках. Для передвижения по снегу и льду чукчи пользовались ступательными лыжами-ракетками – вэлвыегыт (История и культура 1987: 74).
Источники:
Афанасьева Г.М., Симченко Ю.Б. Традиционная пища береговых и оленных чукчей // Народы Сибири: Сибирский этнографический сборник. Ч. 6. М.: ИЭА РАН, 1993. С. 56-100.
Богораз В.Г. Материальная культура чукчей: Авторизованный пер. с английского. М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1991.
Давыдова Е.А. Пищевые тайны оленеводов и охотников Чукотки // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2019. No 3 (28). С. 19-25.
Головнев А.В., Куканов Д.А., Перевалова Е.В. Арктика: Атлас кочевых технологий. СПб.: МАЭ РАН, 2018.
История и культура чукчей: Историко-Этнографические очерки. Л.: Изд-во «Наука» Ленинградское отделение, 1987.
Vaté V. Building a Home for the Hearth: Analysis of a Chukchi Reindeer Herding Ritual // About the hearth: perspectives on the home, hearth and household in the Circumpolar North. New York, Oxford: Berghahn Books, 2013. P. 183-199.
Vaté V. Dwelling in the landscape among the reindeer herding Chukchis of Chukotka // Landscape and culture in Northern Eurasia. Walnut Creek, California: Left Coast Press, 2011. P. 135-159.