Институт этнологии и антропологии РАН
Батьянова Елена Петровна
Алюторцы. Семья, воспитание и образование.
Создание семьи в традиционном обществе аборигенов Камчатки регулировалось строгими предписаниями, определявшими, в том числе, с какими категориями родственников можно вступать в брак и с какими – нельзя. Заключению брака предшествовала отработка за невесту, в период которой жених, проживая в семье невесты, исполнял по поручению ее старших родственников различные мужские работы: пас оленей, охотился и пр. Срок отработки колебался от шести месяцев до трех лет. Этот обычай бытовал у аборигенов Камчатки вплоть до 1920-х годов.
В традиционной семье главой являлся старший мужчина. Проживая в семье мужа, женщина продолжала пользоваться покровительством своих кровных родственников. Если в отношениях с мужем что-то не ладилось, она возвращалась в родительскую семью.
Из архаичных брачных традиций бытовали обычаи левирата и сорората. Допускалось иметь одновременно две-три жены, но такие случаи были нечасты. Преобладали моногамные браки. В настоящее время в Корякском округе много смешанных в этническом отношении семей.
Рождение ребенка в семье отмечалось «женским праздником», на который приглашались гостьи – родственницы и соседки. С 10–12 лет детей приобщали к традиционным хозяйственным занятиям. Мальчики помогали отцу в мужских работах, связанных с рыбной ловлей, девочки приобщались к женским занятиям: выделке кож, шитью одежды, собирательству и пр.
Дети села Тымлат, 1970 // Архив Отдела Севера ИЭА РАН
Дети с. Тымлат, 1970 // Архив Отдела Севера ИЭА РАН
Девочка из села Тымлат, 1970
Распространение образования среди коряков восходит к началу деятельности на полуострове Камчатской православной миссии, учрежденной в 1742 г. Миссионеры очень многое сделали для развития образования на полуострове. Во многом благодаря им на Камчатке были открыты первые школы. В 1908 г. миссионер иеромонах Нестор (Н.А. Анисимов) перевел на корякский язык текст Божественной литургии, главы из Евангелия, молитвы, составил русско-корякский словарь и разговорник. В 1910 г. по инициативе Нестора было открыто Камчатское православное братство, которое занималось материальным обеспечением миссионерской и просветительской деятельности в регионе.
Работа миссии на Камчатке была прервана с установлением здесь советской власти. К началу 1930-х гг. на полуострове не осталось ни одной церкви, все церковноприходские школы были закрыты. В 1923 г. на Камчатке работало небольшое число школ, находившихся преимущественно в русских поселках. В то же время были открыты первые корякские школы. Начали открываться школы-интернаты, где ученики находились на полном государственном обеспечении. Для детей оленеводов организовывались кочевые школы. Преподавание велось на корякском языке. В начале 1930-х гг. были созданы на основе латиницы корякский алфавит и корякская письменность. До издания в 1932 г. первого букваря на корякском языке «Красная грамота», подготовленного С.Н. Стебницким, в некоторых школах Корякского национального округа пользовались рукописными букварями. В 1937 г. созданный до этого латинизированный алфавит был переведен на кириллическую основу. Активно проводилась работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. С 1953 г. преподавание во всех школах Корякского округа ведется на русском языке. С 1955 по 1979 г. корякский язык в школах округа не преподавался. Возобновление в 1980-е гг. преподавания корякского языка способствовало его сохранению и развитию.
С признанием алюторского диалекта самостоятельным языком в алюторских селениях стало практиковаться преподавание алюторского языка. Так, в настоящее время алюторский язык преподается в школе поселка Вывенка. Некоторые современные лингвисты считают, что язык алюторцев имеет несколько диалектов: собственно алюторский (села Вывенка, Тиличики и др.), паланский, карагинский (села Карага, Анапка и др.). Помимо диалектов внутри алюторского языка выделяют говоры. Газета «Абориген Камчатки» регулярно публикует материалы на алюторском языке. Официальная письменность алюторского языка пока не создана.
В настоящее время в Корякском округе функционирует широкая сеть культурно-просветительных центров. Учреждения дополнительного образования детей имеются во многих населенных пунктах округа.
В пос. Палана работает Корякская окружная школа искусств имени Д.Б. Кабалевского, открытая в 1967 г. Школа находится в ведении Министерства культуры Камчатского края. В Палане находится Краевое государственное профессиональное образовательное учреждение «Паланский колледж», в котором готовят специалистов разного профиля, в том числе оленеводов, трактористов, водителей автотранспорта, учителей, воспитателей, продавцов и др. Многие выпускники школ Корякского округа продолжают образование в различных учебных заведениях Петропавловска-Камчатского, Москвы и других городов. Среди высших учебных заведений, где получают образование северяне, особой популярностью пользуется Институт народов Севера (Санкт-Петербург), готовящий педагогические и научные кадры коренных малочисленных народов Севера.