Институт этнологии и антропологии РАН
Батьянова Елена Петровна
Алюторцы. Искусство, промыслы и ремесла.
Декоративно-прикладное искусство алюторцев, как и других групп коряков, имеет древние традиции. Исследователи отмечают у коряков два вида декоративно-прикладного искусства: женское и мужское. Женское искусство связано с производством и художественной обработкой изделий из мягких материалов, мужское – с производством и декорированием предметов из твердых материалов: камня, кости, дерева и металла.
В книге А.С. Черкашиной "Хаилинские мастера" представлены биографические портреты 47 народных мастеров и мастериц, проживавших в разные годы и сейчас живущих в селе Хаилино.
Из камня алюторцы изготовляли различные орудия труда, хозяйственную утварь. Кремневые ножи алюторцев упоминал в своих «скасках» землепроходец Владимир Атласов. Как отмечал известный искусствовед и этнограф Н. В. Кочешков, «в повседневном обиходе олюторских коряков были каменные ступы, в которых они дробили мороженое мясо и кости для выварки жира, растирали коренья, съедобные травы. Все это делалось при помощи песта из галечника, песчаника или моржового клыка с овальной и утолщенной книзу рабочей частью. В обиходе у женщин были каменные сланцевые ножи и каменные скребки».
Занятия алюторцев морским зверобойным промыслом предопределили развитие у них косторезного искусства. По мнению историка И.С.Вдовина, это искусство было воспринято коряками от эскимосов. Из моржовых и мамонтовых клыков, рога горного барана и оленя вытачивали курительные трубки, табакерки, ложки, ковши, резные скульптурные фигурки людей и животных, игрушки. В качестве материала использовались также кости кита, зубы белухи и медведя. Изделия украшались миниатюрной скульптурой и орнаментом. На костяные серьги и ожерелья наносили гравировку. Многие детали резного орнамента коряков-алюторцев находят аналогии в художественных изделиях, относящихся к древнеберингоморской археологической культуре.
Косторезное искусство коряков долгое время считалось утраченным, но в настоящее время наблюдаются тенденции его возрождения.
Образцами художественной обработки предметов из дерева являлись деревянные кроильные дощечки, используемые женщинами при шитье одежды. Нижние стороны дощечек украшались резными рисунками, изображавшими сцены из повседневной жизни коряков: охоты, лова и разделки рыбы и пр.
Женское декоративно-прикладное творчество связано у коряков прежде всего с украшением одежды, орнаментацией ковров и других изделий из мягких материалов, главным образом из меха, кожи, птичьих шкурок, ткани.
Повседневная меховая одежда коряков-алюторцев не отличалась обильным декорированием. Как отметила искусствовед А.С. Черкашина, описывая кухлянки жителей алюторского села Хаилино, красота этой одежды «раскрывается в кажущейся... простоте и какой-то особой, «строгой» выразительности, подчеркивающей естественную красоту меха. Особенно красивы пятнистые кухлянки» (2018).
Разнообразие и обилие декора характерны для праздничной одежды коряков. Так «плясовые кухлянки» оленных алюторцев украшались бахромой, кисточками, медальонами, расшитыми оленьим волосом или цветным бисером, аппликациями, вырезанными из белой кожи. Большое количество украшений имела и погребальная одежда, которую начинали шить заранее и завершали шитьё только после смерти человека. В декоре погребальной одежды прослеживаются старинные орнаментальные мотивы.
Корякские торбаса (мягкие сапоги из оленьих шкур) украшались меховой мозаикой, вышивкой цветными нитками.
Для изготовления ковриков, сумок, головных уборов использовались шкуры нерпы. Изделия из нерпичьей шкуры декорировались мозаичными вставками и оторочками.
Среди высокохудожественных изделий коряков-алюторцев искусствоведы отмечают настенные ковры, украшенные меховой мозаикой и ярким бисером. На коврах изображены сюжеты из жизни тундры.
Развитие прикладного художественного творчества в Корякском АО значительно оживилось после принятия руководством страны в 1975 году постановления «О народных художественных промыслах». Вскоре после этого в Палане и в алюторском селении Хаилино открылись предприятия по изготовлению художественных изделий и сувениров. Часть корякских мастеров прикладного художественного творчества стали членами Союза художников СССР. Их произведения представлены в Камчатском областном краеведческом музее, Музее декоративно-прикладного искусства ( Москва) и других музеях России, в частных собраниях России и за рубежом.
На Краеведческом сайте «Камчатский край» представлены биографии известных камчатских мастериц. Многие из них проживают в алюторских селениях. ( Вывенка, Тиличики, Хаилино)., другие – являются выходцами из упраздненных селений алюторцев ( Рекинники, Анапка, Кичига, Ветвей).
Искусствовед А.С. Черкашина в статье «Хаилинские мастера» отмечает, что именно высококлассные мастера прикладного искусства прославили это село ( к настоящему времени ставшее многонациональным) и что без них «сегодня невозможно во всей полноте представить традиционное народное искусство Камчатки».
В Камчатском крае регулярно проводится кочующий фестиваль традиционных ремесел и народных художественных промыслов коренных малочисленных народов Севера «Мастера земли Уйкоаль». В Петропавловске-Камчатском часто устраиваются краевые выставки декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Содружество традиций», «Традиции и современность». В этих мероприятиях активно участвуют представители Корякского округа, в том числе хранители художественной культуры алюторцев. Декоративно-прикладное искусство коряков в его локальном этнокультурном многообразии продолжает жить и развиваться.