Вернуться

Данилова Е.Н.

научный сотрудник

Центра арктических исследований МАЭ РАН

Алеуты. Семья, воспитание и образование

 

До открытия русскими Алеутских островов население каждого острова или группы островов представляло самостоятельное территориальное объединение со своим самоназванием. В большинстве случаев у населения была распространена большая (составная) семья, которая включала две и более малые семьи. Предполагается, что это были племена, состоявшие из родовых общин – объединений лиц, связанных кровнородственными отношениями и именем общего предка (Файнберг 1955: 68–77). Однако в маленьких поселениях, разбросанных по островам, встречались и малые (нуклеарные, индивидуальные) семьи, которые были связаны родственными отношениями (Ляпунова 1972). Состав селений-общин алеутов был неоднороден. Кроме родственников, они включали рабов и «безродных» алеутов. И даже родственники были дифференцированы по имущественному и социальному признаку. Охотничьи и рыболовные угодья у алеутов являлись коллективной собственностью общин-селений (Лопуленко 2010: 123).

У алеутов практиковались различные формы брака: многоженство; многомужество, гостеприимный гетеризм (обычай, по которому муж предоставлял свою жену на ночь гостю); кросс-кузенные браки (браки на двоюродных братьях и сестрах, заключаемых между членами двух родов). Обычными были левират и сорорат, братская полиандрия, авункулат – обычай покровительства дяди по матери в отношении племянников. Существовал обычай, позволявший соединяться браком детям одного отца от разных матерей, тогда как дети одной матери, хотя бы и от разных отцов, не могли вступать в брак. Счет родства у алеутов был и патрилинейный, и матрилинейный, и билатеральный, формы поселения после заключения брака не были четко регламентированы, они могли быть и патри- и матрилокальными (Лопуленко 2010: 127–128).

Старшинство в алеутских семьях было важным принципом. Молодые люди, как правило, вступали в брак по воле родителей и старших родственников, и выбор невесты происходил обычно без участия юноши, причем предпочтительно для него выбирали дочь дяди по матери. При этом жених почти никогда не смел противоречить, но желание невесты очень часто учитывалось. Были распространены либо выкуп за жену, либо отработка за жену. Превалирующий способ получения жены состоял в отработке за невесту один или два года. Потенциальный муж жил в семье родителей жены и помогал им вести хозяйство. В течение этого срока обрученная пара могла вступать в сексуальные отношения. Особых брачных обрядов не было. Но если жених получал жену без отработки, он дарил ее родственникам подарки. Подобные же подарки делались всей родней жениха и распределялись между родичами невесты. Твердых правил поселения после брака не существовало. Все зависело от жизненных обстоятельств. Молодая пара чаще оставалась с родителями жены до рождения первого ребенка и затем переселялась в дом мужа.

Значительные изменения произошли в общественном устройстве алеутов в течение XIX века за счет влияния на них Российско-американской компании. Родовые общины теряют свое значение, семьи чаще становятся малыми, появляются метисные браки. Исчезают выкуп и заменяющая его отработка за жену, а также многоженство, многомужество и гостеприимный гетеризм. Однако традиции внутри семьи остаются практически неизменными.

Начиная с малых лет и до совершеннолетия ответственным за воспитание детей являлся дядя по материнской линии. Воспитанием девочек занимались матери и бабушки, но главным все равно оставался дядя. Дети воспитывались в жестких условиях. Приобщение к суровым условиям окружающей среды начиналось с рождения. Колыбель ставилась на холодный земляной пол, дети не пеленались. Если ребенок начинал плакать, то его опускали в воду до того времени, пока он не успокаивался. Когда ребенок становился взрослее, его закаляли, купая в море каждый год. Дети ходили босиком в любую погоду. Таким образом алеуты не только закаливали детей, но и формировали у них привычку выдерживать любые физические неудобства и болезни. В десять лет алеутских мальчиков допускали к участию в охоте, а с двенадцати лет их приучали плавать на байдарках. К этому же времени они нередко оказывались номинально женатыми. Девочек учили шить и вышивать.

Основным способом воспитания в алеутской семье были игры, которые проходили в жилищах и на специально подготовленных площадках.

 

Дети. Фото Денис Илгач.

 

Чаще всего игры устраивались во время традиционных праздников. В связи с тем, что основным промыслом алеутов являлась охота на морского зверя с байдарок, то и физическое воспитание мальчиков составляло главным образом упражнения, развивающие соответствующие навыки (Гвоздев 2017: 160). Сегодня в селе Никольское можно встретить современные детские площадки.

Село Никольское. Детская площадка. Фото И. А. Головнева .